Психология на RIN.ru: Подросток: психологический портрет - Подростковая психология
ENGLISHRIN.ru - Российская Информационная Сеть

Подросток: психологический портрет

это может вам помочь Ванная комната - место релаксации Ванная комната - место релаксации

Подросток: психологический портрет

Подростки не так уж часто обращаются к психологу самостоятельно. Чаще всего их 'направляют' и 'приводят' - родители, учителя, специалисты Комиссии по делам несовершеннолетних: Направляют и приводят в надежде, что психологу удастся разобраться в причинах 'неправильного' поведения подростка и убедить его исправиться.





Как правило, психолог действительно старается вникнуть в проблему, однако он не спешит перевоспитывать подростка: он старается ему помочь - разобраться в себе, наладить отношения с окружающими, изменить поведение.





Проблемы подростка 'принадлежат' не только ему одному. Ведь чаще всего они становятся заметными именно во взаимоотношениях со взрослыми. 'Не хочет учиться', 'не слушается', 'грубит', 'начал курить', 'попал в плохую компанию', 'всё время проводит за компьютером', 'совсем не помогает по дому':





Именно поэтому, работая с подростком, психолог обращается не только к подростку, но и к его окружению: к тем же родителям, учителям, специалистам Комиссии по делам несовершеннолетних: Без помощи взрослых - поддерживающих, умных, порядочных и авторитетных - подросток не всегда может справиться с трудностями, разрешить свои проблемы, совершить правильный выбор.





'Неправильное' поведение - это внешнее выражение тех внутренних проблем и конфликтов подростка, которые возникают у него в процессе взросления и взаимодействия с миром. Не всегда подросток имеет желание как-то менять свою жизнь, даже если его поведение создает трудности ему самому и его окружению. У него часто не хватает на это мотивации, желания и сил. Впрочем, не только подростки - далеко не каждый взрослый бывает готов прислушиваться к советам специалистов и вносить коррективы в свое поведение.





Но, несмотря на вышесказанное, многие подростки обращаются за психологической помощью самостоятельно. Они приходят к психологу, потому что чувствуют, что их собственных сил не хватает для решения той проблемы, с которой они столкнулись. Они могут нуждаться в совете, в выслушивании, в совместном анализе. Они очень хотят понимания, потому что ситуация, в которую они попали, заставляет сомневаться в себе, в своих силах и возможностях, она заставляет их страдать.

 



С какими вопросами обращаются к психологу подростки - и те, которые пришли сами, и те, которых 'привели'? Что их волнует? Какие проблемы приходится решать - подросткам и их родителям? Как и чем может помочь психолог?

 



Итак, подростковый возраст. Ступень развития, на которой видоизменяется поведение, эмоциональные реакции и мировоззрение подростка - порой до такой степени, что взрослые говорят: 'его будто подменили', 'он стал совсем другим' - непонятным, чужым и даже отвергаемым:





Этот кризисный и трудный период несет с собой специфические (и в то же время типичные) проблемы, определяемые именно особенным социальным статусом и состоянием психики подростка.





Рассмотрим взаимосвязь характерных особенностей подросткового возраста и проблем, с ними связанных.

 



В первую очередь следует отметить физическое и половое созревание, сопровождающееся изменением внешнего облика, различными вегетативными проявлениями, а также множеством новых переживаний, в том числе связанных с возникновением сексуального влечения.





Это означает, что подростки решают для себя задачу 'привыкания' к новому физическому облику. Они становятся особенно чувствительными к замечаниям сверстников и взрослых, могут сильно страдать из-за несоответствия своей внешности принятым эталонам красоты. Неудовлетворенность внешностью может вызывать настоящие страдания, не всегда разделяемые взрослыми.





Однако, зная эту особенность, можно объяснить многие 'непонятные' поступки подростков: чрезмерное злоупотребление косметикой, слепое следование вычурной моде, голодание, одержимость спортивными занятиями. Часы, проведенные у зеркала. Нежелание одевать шапку. И даже пропуски учебных занятий - после неудачных попыток 'привести себя в порядок' - лицо, кожу, волосы:





В норме озабоченность собственной внешностью встречается у подавляющего большинства подростков и со временем проходит; реже такой синдром является проявлением особой формы подростковой психопатологии - дисморфофобии1 (дисморфомании)2 . В этом случае подросток демонстрирует болезненное недовольство собственной внешностью; у него существует представление о мнимом (или значительно переоцениваемом) физическом уродстве. Патологическая убежденность в наличии серьезного дефекта может сопровождаться попытками его исправления с помощью косметологов, хирургов или маскировки специальными прическами, одеждой, головными уборами. На патологическую природу данного переживания указывает сочетание убежденности в физическом дефекте со сниженным настроением (порой с суицидальными мыслями), с уверенностью в недоброжелательном внимании окружающих к этому дефекту и нарастающей социальной дезадаптацией подростка (отказ от посещения людных мест, стремление к уединению, потеря социальных контактов). Дисморфоманический синдром может возникать у подростков в рамках невроза, депрессии или при шизофрении.

 



В подростковом возрасте обостряется интерес к своим физическим и психическим особенностям, возрастает озабоченность по поводу своего физического, интеллектуального, характерологического или нравственного несовершенства, стремление к саморазвитию, повышенная рефлексия, попытка выработки мировоззрения. Многие достаточно рефлексивные подростки обращаются к психологу с просьбой 'помочь разобраться в себе'; они с удовольствием выполняют различные тесты, определяющие их интеллектуальные способности, личностные особенности и особенности общения, склонность к различным видам профессиональной деятельности.

 



Одно из самых ярких свойств подросткового возраста - появление серьезной потребности в самостоятельности и независимости, которые нередко проявляются в оппозиционном поведении, 'критиканстве', игнорировании авторитетов.





Именно с этой возрастной особенностью связано, пожалуй, самое большое число жалоб родителей, пришедших на прием вместе с подростками. Речь идет о подростковых конфликтах с родителями, продолжающими чрезмерно контролировать и опекать выросших детей.





Члены таких семей на приеме у психолога, часто наперебой доказывают свою правоту, не слыша друг друга. Как правило, родители предъявляют много претензий к поведению подростков и пытаются получить ответы на частные вопросы из серии 'разрешать - не разрешать'; подростки же отстаивают свое право принимать самостоятельные решения. Если в целом между детьми и родителями хорошие, теплые и уважительные отношения, то, как правило, текущие вопросы удается решить путем переговоров. Труднее бывает в тех случаях, когда подростковое стремление к самостоятельности проявляется на фоне нарушенных (особенно хронически нарушенных) отношений в семье. Здесь, скорее всего, речь идет не просто о семейных разногласиях, а об устойчивом девиантном3 поведении подростка, причина которого - в семейном неблагополучии. И тогда в длительной психологической помощи, направленной на преодоление последствий травматизации и налаживание отношений, нуждается и подросток, и родитель.





Не только родители являются значимыми людьми для подростка. В этом возрасте большую роль играет значимая группа сверстников. Большую часть своего времени подросток проводит, общаясь со своими сверстниками. В общении он узнает себя и других людей, удовлетворяет свои потребности в принадлежности, принятии и теплом отношении, завоевывает статус, учится быть с людьми в разных ситуациях, развивает свою индивидуальность.





Большинство подростков демонстрируют зависимость от своего окружения, подчиненность референтной группе; испытывают страх оказаться вне сообщества сверстников, стать 'отверженными'. Также любой подросток время от времени сталкивается с проблемами, возникающими в процессе общения. Дружба, одиночество, доверие, предательство, поиск своего места в группе, отношения с противоположным полом:





Если подростка отвергает семья и школьное 'позитивное большинство', то велика вероятность, что значимой для него окажется девиантная группа, в которой его примут со всеми недостатками. Обычно в таких случаях подросток (в виде 'платы' за принятие) начинает следовать нормам и ценностям этой группы, в том числе асоциальным.

 



Серьезные изменения происходят в эмоциональной сфере подростков: для них характерна живость и выраженная неустойчивость эмоций, сверхчувствительность к внешним влияниям, импульсивность, противоречивость чувств, склонность к резким колебаниям настроения, беспокойству и тревоге. Такая особенность подростковой психики обуславливает глубину переживаний по значимым для подростка поводам: стрессы, разногласия и конфликты с близкими людьми могут переживаться достаточно остро. Поводов для стресса в подростковом возрасте великое множество: ссоры с родителями и сверстниками, разочарования в личных отношениях, неудачи в учебной деятельности, другие психотравмирующие ситуации:





Периоды сниженного настроения могут встречаться у всех подростков, однако у некоторых из них они могут достигать особенной глубины и длительности. Возможно, в таких случаях речь идет подростковой депрессии - или 'юношеской астенической несостоятельности'. Она проявляется в неспособности к концентрации мыслей, отвлекаемости, снижении активности и работоспособности, повышенной утомляемости, нарушениях сна. В последние годы отмечается рост количества детско-подростковых депрессий, связанных со школьным обучением и психотравмирующими взаимоотношениями с учителями - так называемых дидактогенных депрессий. Такие депрессии всегда сопровождаются явлениями школьной дезадаптации4 , для профилактики и преодоления которой необходим комплекс психокоррекционных мероприятий, проводимых различными специалистами: психиатрами, психологами, семейными психотерапевтами и педагогами.

 



Еще одной проблемой, связанной со школьным обучением, является снижение учебной мотивации подростков. Педагоги и родители нередко жалуются на потерю интереса к учебе в средних и старших классах: подростки перестают выполнять домашние задания, нередко прогуливают уроки и не демонстрируют желания овладевать школьной программой. Объяснений этому феномену может быть несколько. Потеря интереса к учебе часто связана с невозможностью усвоить школьную программу. Именно в средних классах пробелы в знаниях учащихся становятся настолько явными, что уже не дают возможности двигаться вперед - сказывается недостаточность базовых знаний. К сожалению, существовавшая в школах система коррекционного обучения не восполняла эти 'пробелы', а лишь немного облегчала учебную программу, лишая детей возможности наверстать упущенное и продолжить обучение. Педагогическая запущенность не свидетельствует об умственной неполноценности учащегося: она может быть связана с соматическим нездоровьем, психотравмой, неврозом и другими обстоятельствами. Своевременно не выявленная и не скорректированная, педагогическая запущенность неизбежно приводит к школьной дезадаптации: повторяющаяся ситуация неуспеха сначала ослабляет, а потом и вовсе 'сводит на нет' учебную мотивацию подростка. Также существует мнение, что снижение учебной мотивации чаще всего встречается у инфантильных, незрелых подростков, которые не в состоянии сформировать собственную систему мотивов и ценностей.





Таким образом, проблемы психологического характера, возникающие в подростковом возрасте, могут быть вызваны разнообразными причинами.





Некоторые из них могут быть объяснены непосредственно особенностями подросткового возраста; они 'корректируются' во взаимодействии с помощью гибкого, понимающего подхода взрослых - родителей и педагогов. Другие проблемы имеют более глубокие корни - они длительное время накапливались и зрели, а к подростковому возрасту проявились остро и ярко. Как правило, они связаны с хроническим психологическим неблагополучием подростков, с нарушениями значимых для них взаимоотношений, с неуспешностью в различных областях жизнедеятельности. Также существует класс проблем, связанных с психическим нездоровьем подростков.





Основная проблема заключается в трудности распознавания причин и механизмов возникновения проблемного поведения подростков. Именно поэтому так важна психологическая грамотность родителей и педагогов, их педагогическая компетентность и готовность оказывать помощь и поддержку подросткам. Именно поэтому бывают так полезны консультации психологов, помогающих объективно рассмотреть ситуацию и найти решение.







Корчагина Юлия, психолог, канд. психол. наук.














1 Дисморфофобия - навязчивый невротический страх, связанный с реальным или воображаемым физическим недостатком.





2 Дисморфомания - психическое расстройство, которое выражается болезненной убеждённостью в наличии мнимого физического недостатка.





3 Девиантное поведение - устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социально-психологической  дезадаптацией.





4 Школьная дезадаптция - снижения и нарушения способности ребенка к обучению в следствии несоответствия условий и требований учебного процесса, ближайшей социальной среды его психофизиологическим возможностям и потребностям. Критерии школьной дезадаптации: неуспешность в обучении по программам, соответствующим возрасту и способностям ребенка, нарушения эмоционально-личностного отношения к процессу и содержанию обучения, повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения.

Письменный перевод договоров
Бюро переводов `АКМ-Вест` занимается письменными и устными переводами на английский, немецкий или любой другой язык
Sms-информирование
Существует большое количество разнообразных видов рекламы
Медалюкс окажет любые виды медицинских услуг
Фармацевтические аптеки и медицинские центры, клиники - одни из самых посещаемых учреждений
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Написать комментарий
Найдено в интернете по теме: Подросток: психологический портрет
В помощь школьному психологу ...
Подросток: психологический портрет. Подростки не так уж часто ...
Любовь с первого взгляда - Мужчина и ...
Подростковая психология Подросток: психологический портрет
ГРУППОВАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ
Подросток: психологический портрет: Набор открыток:"Я верю, что я...". Техника самоподдержки.
Дипломная работа: Социально ...
Социально-психологический портрет современного ... с которыми сталкивается подросток в ходе ...
тесты по обществознанию для 7 класса ...
Тема: Психологический портрет личности. ... В 14 лет подросток получает удостоверение ...
Психологический портрет скачать ...
Историко-психологический портрет императора Павла i ... времени период, подросток проходит ...
'УТВЕРЖДАЮ'
5 Психологический портрет личности: темперамент и ... Подросток в социальной среде 6 11 ...
Социально-психологический портрет ...
Социально-психологический портрет лидера ... Современный подросток - личность ...




Это интересно
Когда придумываешь что-то сам, то высок шанс ничего не придумать. Но когда живешь чужим умом, то уж точно ничего не сделаешь. Никогда не делай того, что делают другие. Это на сто процентов обрекает на неудачу.
Андрей Михайлович Будкер, академик
Поиск по словарю
Новости
М. Роговин отмечает , что под влиянием состояний напряжённости происходит сдвиг форм реагирования по направлению к крайним точкам шкалы 'торможение - возбуждение'...
Словарь психолога
Тренировка
Разновидность научения. Систематические упражнения с целью образования, развития умений и навыков в конкретной деятельности.
CopyrightRIN © 2009 -
* Обратная связь