Негативные эмоции - это серьезная проблема для современных детей. Они, к сожалению, не исчезают вместе с взрослением ребенка. Напротив, если специально их не снимать, не помогать ребенку с ними справиться, они могут накапливаться, наслаиваться и уходить в глубины подсознания. Большинство детей не склонны делиться своими эмоциональными переживаниями. Поэтому возникла необходимость разработать специальные занятия по развитию эмоций у детей. Одним из аспектов цикла были занятия по работе со страхами и обидами.
Диапазон детских страхов большой: от боязни сказочных героев до реальных природных явлений, таких как землетрясение или гроза. Дети боятся, что их украдут 'на органы', что они погибнут в авиакатастрофе, спать одному, где видятся ночью чудовища, боязнь родительского наказания, страх перед животными, страх потерять родителей и многие другие. Фильмы, компьютерные игры, телепередачи, тревога и страхи родителей дают реальную пищу для фантазий усиления собственного страха.
Общеизвестно, что страх - это чувство беспокойства в ответ на настоящую или воображаемую угрозу. В одном случае страх бывает подсознательным, в другом обусловливается жизненным опытом или разговорами взрослых. Но, какой бы ни была основа страха, ребенку надо помочь и научить самостоятельно справляться со своим эмоциональным состоянием.
Занятия с детьми проводятся как индивидуальные, так и общие. На первом общем занятии психолог объясняет детям, что страхи выполняют защитную функцию и бояться чего-либо - это нормально. Но, все же страхи имеют особенность накапливаться и мешать жить. Поэтому важно научиться с ними не бороться, а сотрудничать. Психолог предлагает вспомнить ситуацию, когда они боялись, что они чувствовали в тот момент, что происходило с телом. Дети рассказывают.
Пример из практики. Таня Б., 3 класс, 9 лет: 'Я боюсь очень многого: боюсь остаться одна дома, боюсь, что упадет самолет, и мы все задохнемся, боюсь, что на нас упадет метеорит, боюсь, что меня изнасилуют и убьют. Когда я остаюсь одна, меня охватывает ужас и даже паника, мне очень страшно. Мне до того страшно, что я даже не могу себя ничем отвлечь. Все мое тело сжимается, и я ничего не чувствую'. Катя Р., 3класс, 9 лет: ' Я боюсь выходить из подъезда - там собаки. А еще мне страшно отвечать у доски, я боюсь опоздать на автобус, боюсь ошибиться, боюсь темноты, боюсь оставаться одна дома'. Вспоминая все свои страхи, я чувствую, как у меня выпрыгивает сердце - тело становится напряженным, хочется спрятаться'.
Страхи, обиды, тревогу и другие отрицательные эмоции дети рисовали, лепили и даже вытанцовывали, прокрикивали, закрывали в клетки. Все то, что дети лепят, рисуют, всегда имеет к ним отношение и, прорисовывая или вылепливая свой страх, обиду или тревогу, ребенок обязательно освобождается и ему становится легче.
Особое внимание в арт-терапевтической работе было отведено работе с пластилином.
Работа с пластилином способствует снятию мышечных зажимов, развитию пространственного и творческого воображения, спонтанности в выражении чувств, располагает к двигательной и эмоциональной развязке. Пластические материалы - действенное средство в арт-терапии гнева, агрессии, тревожности, замкнутости. Цель совместной творческой работы заключается в достижении взаимопонимания и сотворчества 'скульпторов'.
Преимущества пластилина очевидны: можно многократно использовать создаваемый образ. Работа с пластилином и глиной облегчает отреагирование гнева, агрессии и тем самым снижает вероятность насильственных действий в реальной действительности. Размазывание по поверхности пластилина использовали с теми детьми, которые пережили травматические ситуации с целью восстановления их психической чувствительности. Выражая таким образом свои чувства, ребенок постепенно освобождается от страхов, обид, гнева и, пережитое не развивается в психическую травму.
Пример из практики. Саша П. 6 лет. 'Я вылепил свою злость в человека-динозавра и почувствовал, что мое тело стало легким - злость ушла'.
Ваня, 5 лет. Когда я закрыл глаза и вспомнил, как я разозлился на маму, то увидел скелет. Мне даже не по себе стало, я быстро открыл глаза и слепил этот скелет'.
Виталина Р. 6 лет. Я обиделась на маму. Когда я стала лепить свою обиду, у меня само собой получилась черепаха. Я сама себя почувствовала той черепахой, которая прячет тело в панцире - так мне было обидно!'
Дети лепили свою обиду и, каждый видел свой образ, каждый переживал свой опыт: обида на папу ввиде колючих кактусов у Оли, крокодил с красным языком у Паши, обида на мальчиков, что обижают, ввиде жабы у Вики, заяц - обида на дедушку у Вероники:
В нашей работе по арт-терапии мы широко применяли игру-драматизацию по сказкам. Дети играют роль героя, поют, сами сочиняют танцы цветов и деревьев. Эта работа увлекает ребят и приносит видимый результат. Так, Настя А. - девочка четырех лет, у нее компонент аутизма. За период участия в арт-терапевтической группе, ребенок стал общаться с другими детьми, делать попытки брать на себя роль и произносить слова, обращаясь к другим детям. У Паши К., 6 лет, синдром дефицита внимания с гиперактивностью. В силу его особенностей, у него утрачен самоконтроль в поведении и он не способен был постоять за себя. Усилиями нашей работы ребенок научился преодолению своей стеснительности и смог попросить вернуть его игрушку. Для этого ребенка такие действия можно приравнивать к большим достижениям. Олег А. преодолел свою застенчивость. Дима С. из драчуна и забияки превратился в положительного лидера в группе.
А теперь несколько слов о детских высказываниях. Прежде всего, психолог на занятиях выступал как равноправный партнер. Арт-терапевтические техники были направлены на достижение желаемых изменений в психологическом самоощущении, эмоциональную поддержку, выработку гуманно-ориентированных моделей поведения. При гуманистической позиции быстрее устанавливаются отношения доверия, взаимного принятия.
В целом, разнообразные виды деятельности в арт-терапии развивают фантазию и воображение, помогают ориентироваться в мире вещей посредством их моделирования в ином материале, формируют у участников умения действовать во внутреннем плане, способствуют развитию моторики, становлению произвольной регуляции деятельности.
Давидович В.Н. к.п.н.
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Написать комментарий
Ссылки по теме Арт-терапия как коррекция негативных эмоций у детей:
Счастье - это ваше собственное понимание жизни, Вселенной и ваше го места во всем этом. Вы не умеете "вытаскивать" его на поверхность? Как только это удастся, вы сможете прекратить свои попытки...
Установка на другого человека. Обусловливает интерес людей друг к другу. В соответствии с ней индивид вовлекается в совместную деятельность. Измеряется при помощи шкалы межличностных оценок.