это может вам помочьПлюсы фасадов В России фасады появились не так давно, как например, в Германии или Финляндия
Негативные эмоции - это серьезная проблема для современных детей. Они, к сожалению, не исчезают вместе с взрослением ребенка. Напротив, если специально их не снимать, не помогать ребенку с ними справиться, они могут накапливаться, наслаиваться и уходить в глубины подсознания. Большинство детей не склонны делиться своими эмоциональными переживаниями. Поэтому возникла необходимость разработать специальные занятия по развитию эмоций у детей. Одним из аспектов цикла были занятия по работе со страхами и обидами.
Диапазон детских страхов большой: от боязни сказочных героев до реальных природных явлений, таких как землетрясение или гроза. Дети боятся, что их украдут 'на органы', что они погибнут в авиакатастрофе, спать одному, где видятся ночью чудовища, боязнь родительского наказания, страх перед животными, страх потерять родителей и многие другие. Фильмы, компьютерные игры, телепередачи, тревога и страхи родителей дают реальную пищу для фантазий усиления собственного страха.
Общеизвестно, что страх - это чувство беспокойства в ответ на настоящую или воображаемую угрозу. В одном случае страх бывает подсознательным, в другом обусловливается жизненным опытом или разговорами взрослых. Но, какой бы ни была основа страха, ребенку надо помочь и научить самостоятельно справляться со своим эмоциональным состоянием.
Занятия с детьми проводятся как индивидуальные, так и общие. На первом общем занятии психолог объясняет детям, что страхи выполняют защитную функцию и бояться чего-либо - это нормально. Но, все же страхи имеют особенность накапливаться и мешать жить. Поэтому важно научиться с ними не бороться, а сотрудничать. Психолог предлагает вспомнить ситуацию, когда они боялись, что они чувствовали в тот момент, что происходило с телом. Дети рассказывают.
Пример из практики. Таня Б., 3 класс, 9 лет: 'Я боюсь очень многого: боюсь остаться одна дома, боюсь, что упадет самолет, и мы все задохнемся, боюсь, что на нас упадет метеорит, боюсь, что меня изнасилуют и убьют. Когда я остаюсь одна, меня охватывает ужас и даже паника, мне очень страшно. Мне до того страшно, что я даже не могу себя ничем отвлечь. Все мое тело сжимается, и я ничего не чувствую'. Катя Р., 3класс, 9 лет: ' Я боюсь выходить из подъезда - там собаки. А еще мне страшно отвечать у доски, я боюсь опоздать на автобус, боюсь ошибиться, боюсь темноты, боюсь оставаться одна дома'. Вспоминая все свои страхи, я чувствую, как у меня выпрыгивает сердце - тело становится напряженным, хочется спрятаться'.
Страхи, обиды, тревогу и другие отрицательные эмоции дети рисовали, лепили и даже вытанцовывали, прокрикивали, закрывали в клетки. Все то, что дети лепят, рисуют, всегда имеет к ним отношение и, прорисовывая или вылепливая свой страх, обиду или тревогу, ребенок обязательно освобождается и ему становится легче.
Особое внимание в арт-терапевтической работе было отведено работе с пластилином.
Работа с пластилином способствует снятию мышечных зажимов, развитию пространственного и творческого воображения, спонтанности в выражении чувств, располагает к двигательной и эмоциональной развязке. Пластические материалы - действенное средство в арт-терапии гнева, агрессии, тревожности, замкнутости. Цель совместной творческой работы заключается в достижении взаимопонимания и сотворчества 'скульпторов'.
Преимущества пластилина очевидны: можно многократно использовать создаваемый образ. Работа с пластилином и глиной облегчает отреагирование гнева, агрессии и тем самым снижает вероятность насильственных действий в реальной действительности. Размазывание по поверхности пластилина использовали с теми детьми, которые пережили травматические ситуации с целью восстановления их психической чувствительности. Выражая таким образом свои чувства, ребенок постепенно освобождается от страхов, обид, гнева и, пережитое не развивается в психическую травму.
Пример из практики. Саша П. 6 лет. 'Я вылепил свою злость в человека-динозавра и почувствовал, что мое тело стало легким - злость ушла'.
Ваня, 5 лет. Когда я закрыл глаза и вспомнил, как я разозлился на маму, то увидел скелет. Мне даже не по себе стало, я быстро открыл глаза и слепил этот скелет'.
Виталина Р. 6 лет. Я обиделась на маму. Когда я стала лепить свою обиду, у меня само собой получилась черепаха. Я сама себя почувствовала той черепахой, которая прячет тело в панцире - так мне было обидно!'
Дети лепили свою обиду и, каждый видел свой образ, каждый переживал свой опыт: обида на папу ввиде колючих кактусов у Оли, крокодил с красным языком у Паши, обида на мальчиков, что обижают, ввиде жабы у Вики, заяц - обида на дедушку у Вероники:
В нашей работе по арт-терапии мы широко применяли игру-драматизацию по сказкам. Дети играют роль героя, поют, сами сочиняют танцы цветов и деревьев. Эта работа увлекает ребят и приносит видимый результат. Так, Настя А. - девочка четырех лет, у нее компонент аутизма. За период участия в арт-терапевтической группе, ребенок стал общаться с другими детьми, делать попытки брать на себя роль и произносить слова, обращаясь к другим детям. У Паши К., 6 лет, синдром дефицита внимания с гиперактивностью. В силу его особенностей, у него утрачен самоконтроль в поведении и он не способен был постоять за себя. Усилиями нашей работы ребенок научился преодолению своей стеснительности и смог попросить вернуть его игрушку. Для этого ребенка такие действия можно приравнивать к большим достижениям. Олег А. преодолел свою застенчивость. Дима С. из драчуна и забияки превратился в положительного лидера в группе.
А теперь несколько слов о детских высказываниях. Прежде всего, психолог на занятиях выступал как равноправный партнер. Арт-терапевтические техники были направлены на достижение желаемых изменений в психологическом самоощущении, эмоциональную поддержку, выработку гуманно-ориентированных моделей поведения. При гуманистической позиции быстрее устанавливаются отношения доверия, взаимного принятия.
В целом, разнообразные виды деятельности в арт-терапии развивают фантазию и воображение, помогают ориентироваться в мире вещей посредством их моделирования в ином материале, формируют у участников умения действовать во внутреннем плане, способствуют развитию моторики, становлению произвольной регуляции деятельности.
Желание обладать безупречно гладкой кожей без нежелательного волосяного покрова заставляет многих женщин испытывать на себе разнообразные методы, позволяющие достичь требуемого результата
Общение в группах роста, цель которого состоит в том, чтобы дать возможность каждому клиенту (пациенту) понять самого себя, других и через это реинтегрировать себя в реальную жизнь, то есть наладить...