МореноДжекобЛеви (1889 - 1974)- американский психиатр, социальный психолог. холог. Изучая с позиций, близких гештальтпсихологии и психоанализу процессы в малой группе, отражающих неформальную микроструктуру общества, показал, что психологическое благополучие личности определяется ее местом в системе межличностных отношений, определяющейся эмоциональными связями, взаимными симпатиями и антипатиями, притяжениями и отталкиваниями, разработал метод социометрии. Получение в результате использования этого метода формализованной структуры межличностных отношений имеет не только диагностическое значение, но и служит также основой для коррекционной работы, способствуя разрешению личностных конфликтов путем целенаправленного изменения положения личности в системе межперсональных отношений. Как диагностическое, так и коррекционное значение имеют также разработанные Морено методы социометрии в современной групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге.
Социометрия - разработанная ДжекобомМорено психологическая теория общества и одновременно социально-психологический тест, применяемый для оценки межличностных эмоциональных связей в группе. В основе теоретической социометрии лежит стремление объяснить все стороны социальной жизни - экономические, политические - состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу. Морено и его последователи пришли к выводу, что все проблемы современного общества, вне зависимости от его классовой структуры, могут быть разрешены путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями, так, чтобы 'социометрическая' революция позволила гармонизировать общественные отношения, являющиеся, по их мнению, системами взаимного предпочтения или отвращения людей.
Одно из центральных понятий этой теории 'теле' - термин, обозначающий простейшую единицу чувства, передаваемую от одного индивида к другому, детерминирующую количество и успешность межличностных отношений, в которые они вступают. В результате социометрической процедуры составляются социометрическая матрица, социограмма, вычисляются социометрические коэффициенты групповой сплоченности, понимаемой как коммуникативная общность. Многочисленные экспериментальные исследования, проведенные в рамках концепции деятельностного опосредствования межличностных отношений, показали, что социометрия позволяет проанализировать только внешний эмоциональный слой групповой активности и не дает возможности осуществлять анализ межличностных отношений людей на основе учета социальных факторов.
Социограмма - графическое выражение математической обработки результатов, получаемых с помощью социометрического теста при исследовании межличностных отношений в малых группах. Социограмма наглядно показывает сложное переплетение взаимных симпатий и антипатий, наличие социометрических 'звезд' (выбираемых большинством опрашиваемых), 'париев' (от которых все отказываются) и иерархию промежуточных звеньев между этими полюсами. Поскольку социометрический анализ в целом может дать только самое общее описание сети коммуникаций, возникающих в любой малой группе, социограмма отражает лишь картину эмоциональных предпочтений внутри группы. Социограмма позволяет наглядно представить структуру отношений в группе, сделать предположения о стиле лидерства, о мере организованности группы в целом. При построении социограмма пользуются понятиями: выбор, взаимный выбор, ожидаемый выбор, отклонение, взаимное отклонение, ожидаемое отклонение.
Различают коллективные и индивидуальные социограммы. Среди коллективных социограмм наиболее распространенными являются социограммы, разработанные создателем этого метода ДжекобомМорено. В этих социограммах члены группы графически размещаются в зависимости от их популярности: в центре либо на периферии; при этом социограмма отражает практически все связи, объединяющие субъектов (типичные конфигурации взаимоотношений: цепи, треугольники, квадраты и т. д.). Этот способ, однако, обладает существенным недостатком - при численности группы в 15 и более человек графическое изображение связей становится практически неразличимым. При проведении социометрических исследований делались попытки стандартизировать и рационализировать построение социограммы. Определенный прогресс в этой области связан с разработкой и широким внедрением в экспериментальную практику социограмм-мишеней. При их построении учитывается разделение группы на 'популярных', 'средних' и 'непопулярных' членов; каждый из них в соответствии с этим делением помещается в определенный круг социограммы-мишени, представляющей собою несколько концентрических окружностей. Для одной группы обычно составляют несколько коллективных социограмм. Индивидуальные социограммы позволяют сделать более глубокий и развернутый анализ положения конкретного члена в группе (например, отличить позицию лидера от позиции 'популярных' членов группы, выделить 'отверженного' или 'изолированного' индивида).
Гораздо надежней и уверенней чувствуют себя в нашей суровой действительности представительницы третьей модели - активные амазонки, готовые ринуться в нелегкую борьбу за финансовые успехи. Женщины,...