ЗапорожецАлександрВладимирович (1905 - 1981) - советский психолог, ученик Л.С. Выготского. В 30-е гг. в рамках исследований, проводимых в Харьковской деятельностной психологической школе, занимался проблемой возникновения психики в филогенезе (вместе с А.Н. Леонтьевым). Было показано, что в основе любого познавательного процесса лежат практические действия, в частности, что восприятие и мышление являются системой свернутых 'перцептивных действий", в которых происходит уподобление основным свойствам предмета и, за счет этого, формирование перцептивного или мыслительного образа. В дальнейшем приступил к разработке положения о развитии эмоций как процесса постепенного овладения действиями оценки смысла ситуации. Создал концепцию возникновения и развития произвольных движений и действий, где, в частности, обобщил свой опыт восстановления движений у раненых во время Отечественной войны.
Разрабатывая основы общепсихологической теории деятельности в онтогенетическом аспекте, раскрыл роль практических действий в генезисе познавательных процессов (восприятии, мышлении, и др.); выдвинул теорию перцептивных действий, на основе которой впоследствии была разработана система сенсорного воспитания. Занимаясь исследованием произвольных действий ребенка, Запорожец выявил значение ориентировочной деятельности в регуляции поведения. Представление Запорожца о действии легло в основу разработанного (совместно с Леонтьевым) метода восстановления двигательных функций после ранения. В последние годы жизни Запорожец разрабатывал теорию эмоций как особого звена смысловой регуляции деятельности ("Развитие произвольных движений", 1960).
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Депрессия, или болезненно пониженное настроение, может быть как самостоятельным заболеванием, так и проявлением многих других расстройств, как нервных, так и соматических...