Психология на RIN.ru:  Наркотики и подростковая субкультура  - Что важно знать родителям
ENGLISHRIN.ru - Российская Информационная Сеть

Наркотики и подростковая субкультура

это может вам помочь Несколько советов соискателям хорошей работы Как говорят хедхантеры, поиск новой работы - это тоже одна из форм работы, поэтому если вы хотите найти новое место, придется постараться. Один из эффективных способов быстро найти вакансию - это использование специальных сервисов.

Наркотики и подростковая субкультура

Распространение наркотических средств и рост наркоманий являются одной из существенных составляющих в динамике криминогенной обстановки во многом связанной с ухудшением социально-экономической ситуации в стране. За последние несколько лет существенно изменилось отношение населения, в том числе молодежи, к наркотикам. Это изменение характеризуется, прежде всего, выраженной тенденцией к либерализации. Наркотики в процессе их употребления перестают восприниматься как явление исключительное, обретая оттенок обыденности и повседневности. Вместе с тем мода на определенные виды психоактивных веществ способствует расширению их номенклатуры, тем самым, увеличивая рынок сбыта. В известной мере формирование моды на определенный вид наркотика связано с внутренней динамикой подростковой субкультуры. Это с одной стороны приводит к резкому увеличению потребления того или иного вида психоактивного вещества, попавшего в разряд модных, с другой стороны - отодвигает на задний план его стоимостные характеристики. Таким образом увеличение предложения на рынке сбыта наркотиков не приводит к снижению цены.

Следует отметить, что динамика роста лиц, употребляющих наркотики, и динамика изменения моды на разные виды психоактивных веществ находятся в явной положительной связи. Новый, модный наркотик находит пользователей не только среди лиц, имевших опыт использования психоактивных веществ, но и, как правило, привлекает к себе внимание подростков, находящихся в начале дозы экспериментирования. Одним из атрибутов нового, модного наркотика обычно является его "безопасность", способность особым, необычным образом изменять сознание и сведения о его употреблении в референтных группах. Все это делает наркотик особенно привлекательным для групп подростков в периоде экспериментирования. Кстати, отметим, что все перечисленные атрибуты являются, безусловно, мистическими, однако их эмоциональная заряженность существенно снижает уровень критического отношения к ним. В сочетании с повышенной внушаемостью подростка атрибутивные свойства способны серьезно повлиять на его поведение. Сказанное не означает, что в подростковой субкультуре существует однородное и однозначное отношение к наркотикам. Присутствие сверстников, как правило, провоцирует подростка демонстрировать либо нейтральное, либо положительное отношение к наркотикам. Но даже если это отношение искренне, оно всегда в своей основе амбивалентно, противоречиво и непоследовательно. Наркотик в сознании подростка спроецирован всегда в настоящее время и почти никогда не переносится в будущее. Интерес к употреблению наркотиков сочетается с опасениями и страхами за возможные последствия. В групповом поведении проявление страха подавляется либо волевым усилием, либо путем такого защитного механизма как рационализация. Амбивалентность в отношении к наркотикам в молодежной субкультуре проявляется в том, что сам наркотик может вызывать интерес, но отношение к наркотикам окрашено отрицательно. Последнее обстоятельство, скорее всего, свидетельствует о влиянии механизма вытеснения.

Основой амбивалентного отношения является расхождение между групповыми и индивидуальными представлениями о сущности наркотиков, некоторая незавершенность и противоречивость групповых представлений, не дающих ответов на многие вопросы подростка. По мере формирования зависимости от употребления психоактивных веществ эти противоречия между групповым и индивидуальным сознанием существенно стираются, сами противоречия перестают осознаваться. Высказанное означает, что вторичная профилактика должна строится не на основе бесспорных положений, высказываемых безоговорочной форме - а в диалоговой, эвристической манере.

Специфика массового самосознания подростков, молодежной субкультуры в целом базируется не только на противопоставлении миру взрослых по признаку "старые - молодые", но, прежде всего по признаку "современные - несовершенные". Иначе говоря, одним из фундаментальных психологических атрибутов молодежной субкультуры помимо ценностных ориентаций, традиций, поведенческих стереотипов, ожиданий является особая укорененность в настоящем. Современность переживается подростком с психологической точки зрения принципиально иначе, чем взрослым. Тенденции настоящего молодым человеком воспринимается как нечто абсолютное. Взрослый же с позиции своего опыта придерживается более относительного взгляда и более взвешанных оценок. В этой связи в подростковой субкультуре наркотики воспринимаются как особый атрибут современности. Субъективное своеобразие этого восприятия состоит в том, что знание о тысячелетней истории использования наркотиков человечеством сочетаются с ощущением нового к ним отношения.

Нами проведено исследование с использованием метода семантического дифференциала, дающего возможность оценить не столько сферу значений (значений, понятий) о наркотиках, сколько смысловую сферу, т.е. характер внутреннего отношения и переживаний. Такие понятия как "наркотики", "современный", "модный", "стильный" оказались очень близко расположены в едином семантическом пространстве. При чем понятие "наркотики" получило высокие, положительные оценки по шкалам "сила" и "активность", шкала оценок могла иметь либо нейтральную, либо положительную оценку, что как раз говорит об амбивалентном отношении. Лежащие в основе амбивалентности опасения в отношении наркотиков, связанные со страхом перед наркоманией как тяжелом заболевании нейтрализуется путем рационализации. В подростковой субкультуре весьма распространено представление о том, что процесс употребления наркотиков можно контролировать, используя только легкие психоактивные вещества и строго их дозируя, что, в конечном счете, позволяет избежать формирования стойкой зависимости. Интересно отметить, что для девочек - подростков характерна менее выраженная амбивалентность: в отношении к наркотикам чаще присутствует либо положительная, либо отрицательная валентность. Именно поэтому девочки реже прибегают к механизму рационализации.

Еще одной особенностью психосемантики подросткового самосознания является то, что в отличие от взрослых, понятие "жизнь" имеет иной личностный смысл. Жизнь не всегда является той доминирующей, абсолютной ценностью у подростка, каковой она представляется взрослому. Сам по себе этот факт известен давно и хорошо описан в рамках экзистенциальной психологии и психотерапии. Чем старше становится человек, тем большую ценность приобретает для него жизнь, становясь, все богаче и разнообразнее по своему содержанию. Именно поэтому в профилактических мероприятиях, обращенных к подростку, указание на то, что наркотики угрожают жизни, не всегда достигают своей цели. Этим указаниям, абсолютно справедливым, должны предшествовать расширение представлений о содержательной стороне жизни. Именно на это направлена стратегия позитивной профилактики, т.е. не система запретов и запугиваний, а формирование представлений о широких альтернативных возможностях.

В структуре представлений о содержательном разнообразии жизни у современного подростка особое место занимает образ свободного времени. Сам же образ этого времени может быть весьма беден и неконструктивен. Иначе говоря, свободное время в сознании подростка противостоит чему-то планируемому и организованному. Ценность свободного времени в его спонтанной направленности. Это противоречит весьма расхожему мнению, о том, что подростки испытывают трудности в самостоятельной организации свободного времени.

В смысловом пространстве подростков понятия "наркотики" и "свободное время" оказываются весьма близко, объединяемые таким свойством как спонтанность. В свою очередь спонтанность по смысловому содержанию для подростка очень близка такому понятию как экстремальность, что в процессе профилактической работы может быть эффективно использовано путем замены одного на другое.

Подростковая субкультура не является чем-то изолированным по отношению к культуре вообще и обществу в частности. Изменения происходящие в обществе активно ассимилируются и трансформируются подростковой субкультурой. В контексте обсуждаемой проблемы можно указать на понятие кризиса подросткового возраста. В отечественной педагогике и психологии это понятие стало активно обсуждаться в середине 60х годов. Через короткое время литература и кинематограф стали интенсивно эксплуатировать образ трудного подростка. Постепенно список характеристик типичных для кризисного возраста, увеличивался от скромных указаний на эмоциональную лабильность и временного снижения интереса к учебной деятельности до сексуальных эксцессов, агрессивности, побегов из дома и т.д. При этом внутренняя сторона, сама субъективная жизнь человека в подростковом возрасте оставалась вне сферы внимания. Наиболее глубокие работы в этой области И.С.Кона, выполненные в начале 70х годов, остались попросту невостребованными. Но главное состоит в том, что подростковый кризис, как один из многочисленных вариантов развития, стал рассматриваться как явление типичное и всеобщее. Беспроблемный подросток стал выглядеть как странное исключение.

Подростковая субкультура очень быстро ассимилировала образ трудного подростка и начала его активно расширять и обогащать. Теперь уже педагогика и психология шли сзади и только фиксировали "новообразования". В данном случае мы столкнулись с интересным социальным феноменом "выученной кризисности".

Миф о трудном подростке, который мы сами создали, воплотился и начал существовать независимо от учебников психологии. В культурах, в содержании которых нет представлений о трудных подростках, отсутствуют и сами трудные подростки, за резкими исключениями.

В современной подростковой субкультуре представления о кризисе возрасте являются весьма распространенными и устойчивыми, правда, не лишенными своеобразия. Быть беспроблемным значит рисковать остаться в одиночестве. Наркотики по своей сути есть новый атрибут подростковой проблемности оправдывающий их и укореняющий их в молодежной культуре.

Поэтому одним из стратегических направлений профилактики наркоманий и формирования представлений о здоровом образе жизни является, на наш взгляд, изменение представлений о подростковом возрасте, основанных не на поведенческих описаниях, а на глубоком анализе психологии их субъективности и отказ от идеи тотальной кризисности подросткового возраста.

Сорокин Виктор Михайлович ич

Чем же привлекателен Дом 2? Чем же привлекателен Дом 2?
Вы еще не присоединились к миллионной армии зрителей телешоу Дом 2? Тогда у вас появилась уникальная возможность это исправить
Бизнес- идея: разведение перепелов Бизнес- идея: разведение перепелов
Перепелиный бизнес является одним из наиболее успешных начинаний и идеально подходит для новичков - высокая рентабельность и быстрая окупаемость сводят многие риски на ноль
Кантхималы из Туласи - мощный оберег Кантхималы из Туласи - мощный оберег
Влияние негативных сил некоторые могут ощущать очень четко, кто-то не чувствует, но может страдать от него на тонком уровне
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Написать комментарий
Найдено в интернете по теме: Наркотики и подростковая субкультура
Мировоззренческие предпосылки ...
Сорокин В.М. наркотики и подростковая субкультура. .//cборник тезисов международной конференции ...
Культурно-историческая теория ...
задать вопрос психологу:: расслабиться и получить удовольствие: Культурно-историческая теория
Методические материалы
НАРКОТИКИ И ПОДРОСТКОВАЯ СУБКУЛЬТУРА; В.М.Сорокин -заведующий кафедрой специальной психологии ...
Молодежь и молодежные субкультуры
Наркотики и подростковая субкультура. 3.1 Наркотики и подростковая субкультура
Курсовая работа / Эмпирическое ...
38.Сорокин В.М. наркотики и подростковая субкультура. .//cборник тезисов международной конференции ...
Аддиктивное поведение молодежи и ...
Сорокин В.М. наркотики и подростковая субкультура. // cборник тезисов международной конференции ...
Клубы Детские И Подростковые
обществ, орг-ции, добровольно ... Наркотики и подростковая субкультура




Это интересно
Боязнь избежать ошибки вовлекает в другую.
Гораций
Поиск по словарю
Новости
Управление персоналом
24 совета руководителю-оратору
1. Овладение ораторским искусством - прямой путь к всестороннему развитию личности (выступать всегда, когда можно обратить на себя внимание).
Словарь психолога
Автономная речь
Один из ранних этапов развития речи ребенка. Характеризуется тем, что слова или слоги, воспроизводимые детьми по образцу речи взрослых, существенно искажаются, например, за счет повторения....
CopyrightRIN © 2009 -
* Обратная связь