Проблема личности была и остается предметом пристального внимания ученых-обществоведов. Так, психологами создано немало своих теорий личности. Наиболее известными считаются теории трех главных школ:
1) психоанализ 3. Фрейда (эту школу прошли Карл Юнг, Альфред Адлер, Карен Хорни, Харри Салливан, Эрих Фромм и другие выдающиеся психологи);
2) теория научения, или поведенческая школа (к теоретикам которой относят И. П. Павлова, американских психологов Джона Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера);
3) теория роста, или "гуманистическая психология" (яркими представителями которой являются американские психологи Абрахам Маслоу и Карл Роджерс).
Психоанализ основан на идеях австрийского врача-психиатра и психолога Зигмунда Фрейда.
В последние годы в России, после отмены цензурного "табу" на произведения Фрейда, часть его работ издана на русском языке, хотя многие остаются еще малодоступными нашему читателю (наиболее полное собрание его сочинений - Лондонское - включает в себя 24 тома).
Тем, кто желает глубже понять и усвоить его идеи, следует, конечно, проработать такие его произведения, как ""Я" и "Оно"", "Введение в психоанализ", "Тотем и табу", "Толкование сновидений".
Психоанализ - одно из наиболее полных учений о человеческой индивидуальности.
Кратко говоря, он основан на двух доктринах 3. Фрейда.
Первая - доктрина психического детерминизма.
Она гласит, что в душевной жизни нет никакой непоследовательности.
Каждая мысль, возникшее воспоминание, чувство или действие имеют свою причину.
Каждое душевное событие, даже если кажется, что оно возникло спонтанно, вызывается сознательно или бессознательно и определяется предшествующими событиями.
Уметь увидеть причины, разобраться в них - значит понять действительные мотивы человека.
Итак, любое психическое явление имеет под собой определенную причину.
Вторая доктрина Фрейда состоит в том, что бессознательные процессы играют более значительную роль в формировании мышления и поведения, чем сознательные, и вообще большая часть сознания бессознательна.
Именно здесь скрыты основные детерминанты личности, здесь источник психической энергии, побуждения и инстинкты.
Человек часто сам не знает своих подлинных желаний и мотивов.
Исходя из этого, Фрейд разработал метод свободных ассоциаций, с помощью которого и выявлял скрытые стремления. Кажущийся хаос инстинктов в человеке он пытался упорядочить. Так родилась "структурная гипотеза" организации психической жизни личности.
Структуру личности, согласно Фрейду, составляют три ипостаси, инстанции: Id, или "Оно", "Эго" (Ego), или "Я", и "Супер-Эго" (Super-Ego), или "Сверх-Я".
"Ид" - это первоначальная, основная, наиболее центральная часть структуры личности, она содержит все унаследованное при рождении. Содержание "Ид" почти целиком бессознательно.
"Эго", наоборот, подчиняется принципу реальности, постоянно находится в связи с внешней средой и вырабатывает эффективные способы общения с внешним миром.
"Супер-Эго" - это собственно моральные принципы человека, определяющие приемлемость или неприемлемость для него того или иного способа поведения.
Развивается эта последняя часть структуры не из "Ид", а из "Эго".
Она судья и цензор.
Фрейд выделил и три функции "Супер-Эго" совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.
br>
Некоторыепсихологическиешколыизученияличности
Теория И. П. Павлова.
И. П. Павлов (1849 - 1936) - русский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности. Ему принадлежит заслуга открытия роли условных рефлексов.
Благодаря условным рефлексам организм приспосабливается к изменчивым условиям существования приобретая новые формы поведения, отличные от прирожденных безусловных рефлексов.
Ученики Павлова всесторонне исследовали динамику образования и изменения условных рефлексов, процессы возбуждения, торможения и др.
Определяя качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, Павлов выдвинул учение о двух сигнальных системах - сенсорной и речевой.
С помощью слова как "сигнала сигналов" мозг обобщенно отражает реальность, вследствие чего радикально меняется характер регуляции поведения.
Важными для понимания личности являются и учения Павлова о типах высшей нервной деятельности, о "динамическом стереотипе" как устойчивом комплексе реакций на раздражители и др.
Американский психолог Джон Б. Уотсон (1878 - 1958) применил концепцию условного рефлекса к теории научения, утверждая, что все поведение человека можно описать двумя терминами - стимул и реакция.
Стимул - это изменение внешней среды, а реакция - ответ организма на стимул.
Б. Ф. Скиннер (р. 1904) значительно расширил классическую теорию условных рефлексов, выделив из их разнообразия "оперантные" реакции, которые вырабатываются организмом самопроизвольно (например, ползание ребенка при освоении им мира).
Эти реакции можно усилить или ослабить с помощью наказания или поощрения. Данные положения уже более, чем психоаналитическая теория, применимы в управлении и приняты менеджерами как орудие воздействия на подчиненных.
Такие факторы, как зарплата, стремление человека сохранить свое место, статус и др., поддаются контролю со стороны руководителя. Скиннер обращает внимание на асимметрию между положительным и отрицательным "подкреплением" стимулов (особенно угрозой санкций). Проще говоря, негативное усиление воздействия вызывает часто непредсказуемые, странные, нежелательные последствия. Положительное же подкрепление стимула тоже вызывает изменения в поведении, но обычно в желаемом направлении.
Сам Скиннер говорил: "Человек, который был наказан, не становится в силу этого менее склонным вести себя по-прежнему, в лучшем случае он учится, как избегать наказания".
Положительное "подкрепление" формирует поведение, но не только. Главное - оно повышает самооценку человека. По Скиннеру, "подкрепление" должно быть:
1) конкретным, опирающимся на максимально возможное информационное содержание;
2) безотлагательным (Томас Уотсон-старший ввел практику выписывания чека прямо у станка во время обходов предприятия);
3) система механизмов обратной связи должна работать на то, чтобы учитывать достижимость. Это значит, надо вознаграждать и малые победы;
4) неосязаемым, но многозначительным вниманием со стороны высшего руководства;
5) непредсказуемые, неожиданные поощрения срабатывают лучше. Малые награды чаще более эффективны, нежели большие.
Концепция позитивного и негативного научения позволяет объяснить многие поведенческие реакции, помочь менеджеру в контактах с людьми, наладить систему поощрений и наказаний.
В отечественной психологии существует четыре главные теории личности:
теория отношений (А. Ф. Лазурский (1874-1917), В. Н. Мясищев (1892 - 1973));
теория деятельности (С. Выготский (1896 - 1934), А. Н. Леонтьев (1903 - 1979);
теория общения (Б. Ф. Ломов (1927 - 1989), А. А. Бодалев, К. А. Абульханова- Славская);
теория установки (Д. Н. Узнадзе (1886 - 1950), А. С. Прангишвили).
Существуют и многие другие концепции отечественных исследователей личности.
Так, следует отметить попытку В. А. Ядова сконструировать интегративную теорию личности, в которой объединились бы социологические, социально-психологические и общепсихологические характеристики человека.
Он выдвинул и обосновал диспозиционную концепцию личности. Суть ее кратко состоит в следующем.
br>
Некоторыепсихологическиешколыизученияличности
Человек, оказываясь в каких-либо типичных ситуациях взаимодействия с макро- и микросредой, в ходе самопознания, при многократном их повторении вырабатывает свои способы действия, занимает свою позицию, формирует свои установки. В другой подобной ситуации у него уже есть своеобразная готовность к определенному способу действий. Постепенно у человека складывается целая иерархическая система поведения, на вершине которой находится общая направленность личности, обобщенные социальные установки, система ценностных ориентаций. "Внизу" также имеются диспозиции, однако они ситуативны, относительно самостоятельны, более подвижны и помогают адаптации личности к новым условиям при сохранении устойчивой целостности ее генеральных диспозиций. й.
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Написать комментарий
Ссылки по теме Некоторые психологические школы изучения личности :
Законы С. Бацанова:
а) произведение оснащенности лабораторий на сообразительность персонала есть константа;
б) произведение оптимизма на компетентность есть константа;
в) произведение опытности на удачливость есть константа.