В 60-х и 70-х годах Америка, а затем и Западная Европа переживали период бурного развития психологических тренингов. От моды на 'личного психоаналитика' Запад, во всяком случае его часть постепенно стала переходить к моде на тренинги, группы и семинары.
Собственно, различные формы групповой терапии существовали и гораздо раньше. Принципиально новым здесь было то, что теперь семинары предлагались не больным или 'проблемным' а вполне психически адекватным, а зачастую и вполне успешным людям. То есть это новое поколение тренингов уже не было 'терапией'.
Постепенно на тренинги и семинары потянулись и те, чьей главной мотивацией было именно разрешение психологических проблем, но многогодичные курсы психоанализа уже порядком надоели либо стали слишком финансово обременительными. И наконец появилось и новое поколение 'терапевтов', которые в отличие от психотерапевтов классических ставили своей задачей не лечить а 'развивать' своих клиентов, причем если психоаналитики в США были врачами, то консультанты новой волны часто не имели вообще никакого официального высшего образования. На Западе сформировалась новая субкультура под общим собирательным названием 'New Age'. Но об этом в следующей статье.
В начале 90-х волна тренингов докатилась наконец и до России. И сейчас в самых различных изданиях, можно увидеть рекламу семинаров, групп, курсов, тренингов и т. д.
На начальном этапе, большая часть общества имела очень полярные оценки этих западных новаций - от детского: 'Ах, как все это здорово и прекрасно! ' до стариковского: 'все это ерунда для больных и бездельников, ничего об этом и слышать не хочу'. Сейчас ситуация изменилась и большинство людей воспринимают саму идею 'по-взрослому'. То есть возобладало здоровое отношение к тренингу как к товару - бывает хороший, бывает некачественный, бывает подделка, а нужно выбрать именно то, что подходит для меня и что я могу себе позволить. При этом, как и в случае с товарами, все большая часть общества перестает слепо доверять безудержным рекламным обещаниям или гоняться за дешевизной.
В то же время практически каждая реклама предлагает что-то очень хорошее и в этом море блестящих перспектив несложно потеряться. В этой статье мы попытаемся дать общую картину того, что существует на Российском рынке 'личностного обучения' и обсудим извечный вопрос: 'кому и зачем это нужно'.
Надо сказать такой прагматический подход к тренингам и семинарам духовного развития выбран не случайно. Дело в том, что предложить какие либо объективные критерии оценки здесь невозможно, да если и попытаться, то они все равно окажутся субъективными. Цель этой статьи скорее нарисовать структурированную картину различных методик и систем, то есть провести своего рода классификацию.
Шкала 1. Название
Эта характеристика в значительной степени зависит от вкуса ведущего. Тем не менее, некоторые выводы сделать все же можно. "Тренинг" чаще всего означает, что акцент будет сделан не на передачу информации, а на личный опыт участников, а также что работа будет проводиться достаточно интенсивно. Это также может свидетельствовать, что автор пришел из мира психологии, а не Нью Эйдж (там семинары ) и, возможно, когда то учился у американских психологов (там тренинги ). "Группы" несут несколько терапевтический оттенок и их автор, скорее всего, проходил психотерапевтическое обучение. "Курсы" чаще свидетельствуют о некотором консерватизме системы обучения и о том, что она состоит из нескольких разнесенных по времени занятий. Это также может свидетельствовать о том, что автор где-то преподавал еще в годы застоя (там были курсы) или пришел из мира традиционной советской психологии. Так, один хороший телесный терапевт старой школы организовал 'месячные курсы для девушек' по массажу.
Шкала 2. Цели
1). Обучение. Предлагаются навыки или знания (массаж, изучение конкретных методов психологии, работы с телом, целительства и т. д.)
2). Предлагается узнать что-то новое, забавное и возможность получить новый интересный опыт. Таких семинаров очень много, особенно в Нью Эйдж. Предлагаются самые разные программы от обучения тибетскому пению, до танца живота. Часто такие семинары называются 'духовными практиками', некоторых русских это определение несколько путает и смущает. Существуют целые системы семинаров (напр. направление Ошо) на которые за некоторую небольшую плату ходит довольно много людей и получает от этого истинное удовольствие. Впрочем, по моим наблюдениям только очень небольшой процент участников таких программ действительно получает от этого времяпровождения что-то действительно серьезное для своего духовного и личностного развития. Хотя это остается хорошим вариантом отдыха, расширения кругозора и общения. Стоят такие семинары чаще всего недорого и организованы, как правило, весьма посредственно.
3). Инициации и кодирования. Базовая идея потребителя таких программ - пойти куда-то и получить некоторый комплекс манипуляций над собой в исполнении специального Большого Мастера, так, чтобы потом все в жизни стало хорошо. Существуют семинары по 'кодированию в деньги', 'кодированию в здоровье', 'инициации в целители' и т. д. Надо отметить, что некоторым такие семинары все же помогают, надо только очень верить.
В числе ведущих последней группы семинаров есть и энтузиасты своего дела, и откровенные мошенники, неплохо зарабатывающие на извечном стремлении русского человека к 'волшебной палочке'. Яркий пример - очень прибыльная волна 'бесплатных' выступлений разных ясновидящих бабушек в кинотеатрах Москвы. Только побывав на этих шоу, страждущие убедились, что 'бесплатный сыр бывает только в мышеловке'
4) Замкнутые системы 'для своих'.
Такие программы представляют собой своеобразную 'вещь в себе'. То есть войдите в мир ХYZ и больше вам уже ничего не будет нужно. Большинство этих систем приехали к нам из США и почти все отличаются некоторой харизматичностью, то есть строятся вокруг вполне конкретного человека, портрет которого вы обязательно увидите и на семинаре, и во всех книгах и брошюрах данной системы.
Большинство таких систем зарегистрированы в США как церкви и очень часто поминают Бога, причем, в большинстве случаев всуе.
Надо отметить что часть таких учений предлагает вполне нормальные психологические идеи, часто заимствованные из НЛП, гештальтпсихологии и других психологических направлений и творчески переформулированных авторами (в чем, конечно же, нет ничего плохого). На внешнем уровне часто предлагается обширная терминология, включая иногда совершенно фантастические термины вроде 'психогенетики', 'психоэнергетической коррекции кармы' и т. д.
Другая часть таких систем отличается гораздо более агрессивной политикой. Они претендуют на полную монополию на истину и негативно или презрительно относятся к любым конкурентам. Основная цель таких систем посадить своих клиентов 'на иглу'. Человек постепенно начинает искренне верить во все религиозно-мистические или идеологические заявления системы, начинает мыслить в терминах и словами своих учителей и уже не может жить без эмоциональной подкачки постоянных и все более дорогих семинаров и курсов. Все эти системы исключительно коммерчески прибыльны и поэтому быстро распространяются в России (яркий, но не единственный пример - Аум Синрике, которая сумела даже получить государственную поддержку и нечто вроде формального одобрения православной церкви). Надо сказать, именно зомбирующий и небезопасный эффект таких систем породил у части общества подозрительность к любым психологическим семинарам вообще. Наверное, каждый ведущий даже самого солидного психологического семинара, без каких либо намеков на религию хотя бы несколько раз встречался с обвинениями в 'сектантстве', 'зомбирования' и т. д.
5) Тренинги и семинары личностного развития. Это наименее понятный для большинства населения вид программ. Действительно, основная задача таких тренингов - повышение личностного потенциала участников, при этом не предлагается ни обучение какие либо суперметодикам, ни 'волшебные палочки', ни инициации. Но о тренингах личностного развития мы поговорим немного позже.
Шкала 3. Экология и безопасность.
Все программы можно с некоторой долей условности разделить на две категории
1) клиент ориентированные
2) 'гусарские'
Гусарские программы часто нацелены не на клиента, а на метод и, прежде всего, удовлетворяют потребности их ведущих в получении интересного опыта и результатов наблюдения за группой. При этом клиент может получить от такой программы как пользу, так и вред. Как повезет.
Некоторым критерием экологичности тренинга может быть искреннее желание ведущих и организаторов заранее выяснить, кто вы такой и насколько вам этот тренинг показан, а не заманивать к себе на программу всех подряд. Такое желание выражается в подробных анкетах , заполняемыми клиентами заблаговременно перед тренингом, в возможности проконсультироваться специалистом (врачом или психотерапевтом) в случае сомнений, а также в наличии врача внутри организации.
В начале 90-х, когда в Россию приехали новые интересные методы работы с измененными состояниями сознания (ИСС), а также различные методы шоковой и провокативной терапии, появился целый клан людей, прельстившихся видимой простотой реализации и внешней эффектностью методик. Часто пройдя один ознакомительный семинар по трансовым дыхательным техникам, люди тут же собирали свои группы. При этом любые проблемы клиентов списывались на 'неготовность' последних или на их плохую карму. Особенно много 'гусаров' работает в таких практиках, как трансперсональная психология, ребефинг и свободное дыхание, НЛП, шаманские техники.
br>
Семинары, курсы, тренинги...
Все вышесказанное отнюдь не означает, что с этими методами только гусары и работают. Однако для учета экологии процесса нужен большой опыт, большее понимание, а в работе с измененными состояниями сознаниями и большая команда (например, в ребефинге и холотропном дыхании критическое соотношение - 1 инструктор на 6 клиентов, но не больше!), Последний фактор автоматически удорожает такую программу и создает для некоторых ведущих соблазн все-таки плюнуть на экологию в угоду коммерческому эффекту.
На уровне терминологии, гусары часто любят заявления вроде 'мы прорабатываем проблемы' (эдакое приятное напоминание о комсомольском прошлом ведущих) или 'мы используем психотехнологии' (последнее слово вызывает у меня легкое содрогание).
В целом 'гусарский' тренинг - необязательно плохой тренинг. Кому что нравиться и кому что близко. Просто не ждите, что вы окажетесь в центре внимания этой программы. Скорее всего, вы можете рассчитывать просто на участие в интересном процессе, причем интересном именно для ведущего. Может быть вы получите от этого новый важный опыт и внутреннее откровение, а может быть - 'пыльным мешком по голове'. Как повезет. И очень много зависит от ведущего.
Особое внимание нужно обратить на программы связанные с 'острыми' для нашей культуры личностными проблемами, прежде всего, - секс.
Сексуально ориентированных семинаров появилось огромное количество. Часть из них (весьма небольшая) действительно интересны и имеют ценность, но большинство - по-настоящему опасны. Попав на такой 'семинар по тантре' вы рискуете получить психологическую травму, стойкое отвращение к любым восточным учениям и пару венерических болезней в придачу.
Шкала 4. Соотношение цена/качеств
Это, вероятно, самый непростой фактор для оценки потенциальным потребителем. Интересно, что абстрактная идея, - чем дешевле, тем лучше все еще представляется многим вполне подходящей при оценке тренингов и семинаров. Это тем более странно, что те же люди уже имеют печальный опыт общения с дешевыми китайскими часами, плеерами и кроссовками. Но в сфере личностной и духовной (а часто и в психотерапии!) все еще кажется странным платить деньги за 'товар', который нельзя пощупать руками. Возможно одной из причин такого отношения является воспитанное еще в советские времена стремление тратить время, деньги и энергию на что угодно, но только не на себя, а также глубоко впитанное с детства представление о том, что медицина должна быть бесплатной.
В то же время следует учитывать, что за небольшие деньги хорошую программу организовать просто невозможно, - нельзя обеспечить хорошее помещение и условия для работы, нельзя пригласить хороших специалистов (тем более, если их больше одного) и т. д. Другими словами хорошая программа с ожидаемым сильным результатом должна быть более или менее дорогой. Интересно, что некоторые ведущие очень хорошо используют распространенное стремление 'купить на грош пятаков'.
Недавно в Москве широко рекламировались курсы массажа продолжительностью один месяц и стоимостью 100 рублей, причем с 'выдачей сертификата международного образца'. Этот факт очень смущал моих друзей, проводивших действительно хороший семинар сходной тематики, но гораздо дороже. Ларчик открывался просто - данный ведущий просто читал четыре лекции в месяц на огромную аудиторию безо всякой реальной практики. Очень дешево и абсолютно бессмысленно для участников, но очень выгодно для ведущего.
Итак, критерий цена/качество. Честно говоря, их практически невозможно ясно сформулировать. В семинарах очень многое зависит от личности ведущих, а это никакими рекламами не проверишь. Все же дадим несколько общих рекомендаций.
а). Продолжительность. Все семинары и тренинги можно разделить на "интенсивные" и "продолженные". Первые продолжаются, как правило, несколько дней, но очень интенсивно, с утра до вечера с полным отключением от реальной действительности, а часто с выездом из Москвы. Вторые - раз или два в неделю по несколько часов в день. Возможны конечно и другие варианты, но в любом случае, в таких программах участники не отключаются от повседневной жизни.
Какие программы лучше? И в том, и в другом формате есть свои плюсы и минусы. Интенсивные программы позволяют "сделать шаг в сторону" от привычной колеи жизни и уже в силу этого часто дают более яркий и быстрый эффект. С другой стороны, продолженные программы позволяют лучше адаптировать полученные знания к реальной жизни. Впрочем, на мой взгляд, у каждого человека есть свой "порог интенсивности" восприятия опыта. И если во время личностного семинара вы до этого порога не дошли, то скорее всего никакого важного осознания не произойдет и любая информация останется просто очередным интересным текстом. При традиционном обучения знаниям и умениям продолженный формат, конечно, очень удобен.
Итак, интенсивные программы хороши чтобы: отдохнуть, сделать шаг в сторону от привычной жизни, получить новое видение своих дел и своей жизни. Кроме того они просто незаменимы для скептиков, интеллектуалов и людей с выработанной годами бизнеса привычкой к тотальному контролю. Продолженные - получить и запомнить новые знания, научиться важным для жизни навыкам и умениям и т. д. Кроме того, интенсивные выездные тренинги существенно дороже продолженных, что приводит к тому, что таких программ становится все меньше и меньше. Идеальным вариантом, на мой взгляд, было бы сочетание интенсивного и продолженного тренинга - например, три дня за городом и месяц в городе (раз в неделю), но 'где найти такую песню...'
б). Условия. Этот фактор может быть очень важен. Автор не раз попадал на программы, которые были организованы так, что основные силы уходили на выживание, а не на что-нибудь другое. Если зимой температура в помещении семинара меньше 10 градусов, вы едва ли сможете долго задумываться о смысле жизни, бизнес-коммуникациях или светлой и чистой энергии Рейки.
в) Регалии ведущего. Часто обилие регалий, предлагаемое рекламой свидетельствует о некотором комплексе неполноценности ведущих и организаторов. Если ведущий рекламируется как 'международный академик', 'сертифицированный ученик' и т. д., то это уже симптом. К любым сертификатам следует относиться с большой долей скепсиса, если только они не выданы крупными официальными западными организациями.
г). Гарантии. Если вам обещают гарантированное избавление от ваших проблем и столь же 100% гарантированное процветание в дальнейшей жизни, то лучше с этими людьми не связываться. Это невозможно. Какой бы семинар вы не выбрали, результаты во многом зависят от вас. В честной и психологически грамотной организации 100% гарантии не даются.
д). Фирма. Конечно, прямой связи здесь нет, но хорошо, если фирма - организатор профессионально занимается именно обучением, а не торговлей пирожками. Желательно также наличие лицензии. Это само по себе не может гарантировать качество программы, но отсекает совсем недобросовестных ведущих и, к тому же, свидетельствует о том, что фирма серьезно относится к своей репутации и не исчезнет после сбора денег в голубом тумане. Важный параметр - опыт работы. С какого года проводится этот семинар, сколько лет работают эти ведущие? Сколько лет фирме? Конечно, всем психологам и целителям надо на ком то учиться, но почему именно на вас?
А смысл?
Возможно, прочитав этот обзор, вы будете несколько смущены обилием предупреждений о возможных проблемах и недобросовестных предложениях.
А нужны ли вообще тренинги и семинары?
На мой взгляд, да. Кажется, никому уже не кажется странным, что для работы на компьютере или для занятия бухгалтерией нужно пройти курс обучения. В противном случае, вы, возможно, и сами всему научитесь, но на своих ошибках, наломав при этом порядочно дров и потратив впустую массу времени.
Это же относится и к жизненной философии. Часто 'проиграв' определенные ситуации и проблемы на тренинге и получив осознанный опыт, вы можете много сэкономить на том, что этот опыт уже не придется получать, наступая на грабли в реальной жизни.
Другая причина - большинство людей так или иначе крутятся в определенном колесе жизни, в определенных рамках и зачастую именно в этих рамках разрешить некоторые жизненные проблемы невозможно. Это может относиться и к проблемам карьеры, и проблемам работы, и к проблемам личной жизни. То есть важно сделать 'шаг в сторону', а еще лучшее посмотреть на свою ситуацию 'немного сверху'. И самый простой и быстрый способ этого добиться - уехать куда-нибудь на несколько дней и изменить на это время свое видение и восприятие. Именно это и может вам дать хороший тренинг.
Наконец, общение с участниками и ведущими в формате тренинга дает вам своего рода 'энергетическую подкачку', и определенный комплекс ярких эмоций и ощущений, что безусловно, необходимо для эффективного функционирования организма и просто для эффективности творческого мышления. Лично я часто посещаю семинары не столько за знаниями как таковыми, сколько за идеями, которые мне же там в голову и приходят (и иногда вне связи с темой семинара). То есть тренинг - это своего рода 'контрастный душ', который помогает смыть наслоения бытовой суеты и текучки.
Особый случай - попытка разрешить свои действительно тяжелые психологические проблемы с помощью тренингов и семинаров. Надо сказать, что этот способ, во всяком случае, дешевле и веселее, чем с помощью психотерапии, но срабатывает он конечно далеко не всегда. Хотя, по своему профессиональному опыту и опыту коллег, могу отметить, что в некоторых случаях три дня хорошего тренинга дают пациенту гораздо больше, чем год традиционной психотерапии.
В последнем случае тренинг должен быть:
а) действительно хороший и профессиональный и
б) обязательно ориентированный на клиента.
Гусарские или религиозно-харизматические программы, скорее всего, принесут вред. Кроме того, неплохо посоветоваться со своим психологом и с ведущими тренинга о том, насколько этот тренинг показан при данной ситуации.
br>
Семинары, курсы, тренинги...
И последнее. Многие семинары и тренинги (кроме гусарских и харизматических) могут стать просто хорошим вариантом интеллигентного отдыха. Вместо того чтобы в течение трех дней пить водку в ресторане, смотреть телевизор или лежать на диване, гораздо интереснее, умнее и полезнее для здоровья получить новые интересные ощущения, пообщаться с новыми необычными людьми, а заодно и научиться чему-то новому и получить заряд энергии.
Уже этот фактор дает надежду, что 'индустрия' тренингов в России будет развиваться и дальше. И может именно это, в большей степени, чем светлые идеи политиков и чиновников постепенно изменит наше общество.
Я хочу рассказать тебе сказку. Сказку о психотерапии. Сам я слышал очень много таких сказок, и вот, решил сочинить свою. Можешь верить ей, а можешь - и нет. На то она и сказка.
Обобщенная форма отражения индивидом общественно-исторического опыта, запечатленного в схемах действий, понятиях, социальных ролях, нормах и ценностях. Система значений индивида обусловливает...