Страшное и глупое слово - "психушка". Признаться, что попадал в психиатрическую лечебницу, так же неловко, как и в венерологический диспансер. Но разве болезнь нервной системы - это что-то постыдное? Да, потому что с психиатрическими болезнями связано великое множество глупых мифов и анекдотов. Обитатель психушки ведет себя странно, неадекватно. Он "псих", "дурак", "сумасшедший". А ведь эта болезнь - трагедия, причиной которой часто становятся родители.
Мне довелось быть пациентом в "психушке", но я совсем этого не стыжусь. Потому что попал туда с диагнозом "невроз утомления", то есть я перенапряг нервную систему настолько, что надо было лечить ее. Но еще и потому, что это - одно из самых острых впечатлений в моей жизни, потому что пребывание в палате с зарешеченными окнами стало одним из самых сильных моих жизненных уроков. Я узнал о "другой" жизни столько, сколько не смог бы более нигде. Например, понял, что "психушка" - прибежище не только алкоголиков, извращенцев и наркоманов.
Психиатрическую лечебницу называют домом скорби - удивительно точное определение. Многих из своих несчастных соседей я помню до сих пор. Расскажу только об одном.
Костя был вундеркиндом, причем единственным в семье ребенком. И мать, и отец души в нем не чаяли, тем более что у мальчика оказался абсолютный слух и вообще прекрасные способности. Он все схватывал на лету, много и разнообразно читал, и заставлять его учиться не приходилось. Отец его был учителем музыкальной школы, так что будущее пятилетнего Кости, можно сказать, не имело вариантов. Кроме обычной школы, малыш учился в музыкальной сразу по двум специальностям - скрипка и фортепьяно. В семь лет у малыша рабочий день длился по 12 часов, и у него не было времени даже для ночного сна.
Во втором классе он стал вялым, безразличным, стал хуже учиться, но отец видел сына будущим Паганини и считал, что сына разъедает "просто лень". Однажды в наказание отец запер мальчика в ванной, и тот потерял сознание. Врачи прописали ребенку полный покой.
Почти два месяца восьмилетний мальчик мог только лежать на диване и играть. Играл он так: лаял, подражая щенку. Когда малыш оправился, мать убедила отца освободить сына хотя бы от скрипки: при виде инструмента Костя начинал плакать. Отец согласился, но запретил сыну заниматься чем-либо, кроме музыки. За пианино мальчика отец усаживал силой. Кончилось дело тем, что несмотря ни на что Костя отказался продолжать занятия музыкой наотрез.
Впрочем, не кончилось. В 17 лет Костю направили на экспертизу к психиатрам: он давно уже состоял на учете в милиции, попадая в разные неприятные истории в компании ребят, бывших много моложе него. Специалисты сделали вывод: мальчик был лишен детства, отец так подавлял инициативу и самостоятельность мальчика, что тот, наверстывая упущенное, стал совершенно безвольным. И оттого покорялся даже младшим товарищам, с легкостью попадал под дурное влияние тех, с кем играл. Реакции у юноши были замедленны, воли никакой. Типичный, по выражение сверстников, "тормоз". С помощью сложного комплекса упражнений Костю долго "восстанавливали", потом отправили в санаторий. Больше о нем ничего не знаю.
Этот случай - крайний, можно сказать, клинический. Но в нем, как во всякой крайности, многие смогут отыскать знакомые черты собственного поведения. Случаев наверняка не столь острых, но оттого не менее для ребенка болезненных.
А. Букин
URL ресурса: http://www.semya.ru.ru
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Часть молодых людей решается, по крайней мере, попробовать так называемые "открывающие врата" вещества, никотин и алкоголь. Многие в начале намерены соблюдать умеренность. Некоторых это заботит...
Скрытая вербализация, сопровождающая процесс мышления. Ее проявления наиболее явны при умственном решении различных задач, мысленном планировании, внимательном слушании речи других людей, чтении...