В настоящее время является установленным, что все системы природы, начиная от атомов и закончив человеческим обществом, обладают самостоятельной активностью и способны к самодвижению изначально, без всякой стимуляции извне. Самодвижение связывается с присутствием в системах (организациях, телах) особого рода энергии, называемой древними праной, ци, фохатом, святым духом, энтелехией, жизненной силой, космической энергией. Представляя из себя производное Абсолюта, эта энергия есть источник жизни вообще. Разумеется, жизнь в таком случае понимается более широко, а не только как способ существования белковых тел.
Преломляясь через внутренние условия физических, биологических и социальных систем, космическая энергия приобретает их специфические черты и в дальнейшем выступает как их собственная энергия. Таким образом прежде бескачественная космическая энергия вульгаризуется, поляризуется, утрируется, получает кармический или причинный характер, ответственность за происхождение и дальнейшую судьбу которого с этого момента целиком ложится на действующую систему. Однако, эманация Абсолюта не сводится к характеру простого катализатора, поскольку не только побуждает системы к спонтанности, но и прямым образом участвует в каждом их акте - частичка Абсолюта заложена в каждом из нас, и все мы его дети.
Непременной чертой энергии любого вида оказывается ее подвижный, динамический характер. Она не может задерживаться в системах бесконечно долго и никогда не существует в пассивном, неподвижном виде. Даже там, где долгое время, казалось бы, ничего не происходит и жизнь остановилась, - осуществляется интенсивное внутреннее движение: кровь движется по сосудам, клетки делятся, молекулы колеблются, элементарные частицы вращаются вокруг атомного ядра.
Обязательным признаком любой энергии является также не равновесие несущих ее систем по отношению к своему окружению. Последнее проявляется не только в том, что каждая система имеет энергетический градиент, но и в том, что система выделяется или вообще видна. В этом случае связь возникает, когда образуется своего рода 'разность потенциалов' - по месту, времени, количественным или качественным особенностям. Такого рода напряжение имеет свои границы, а само бытие системы определяется неким интервалом времени, пространства, качества, за пределами которого система перестает существовать, поскольку она либо сливается с другими системами, либо изолируется от них.
Собственно энергия или активность системы имеет два аспекта ее рассмотрения.
Первый из них - энергетический (в узком смысле), по которому активность - это внутреннее, количественное неспецифическое обеспечение всех системных программ и высших целей.
Второй аспект - информационный, по которому активность - внесенный во вне, наивысший и наиболее ценный предполагаемый результат ее дальнейшей работы, имеющий характер 'модели потребного будущего' (Н.А. Бернштейн) или 'цели' (П.К. Анохин).
Есть много общего между названными компонентами и даже их переход друг в друга в зависимости от времени и обстоятельств. Можно убедиться что одна и та же энергия будет играть роль не специфического побудительного стимула в одном случае и специфической целевой программы - в другом. Последнее находит свое особое подтверждение в доминанте А.А. Ухтомского: система внутренних органов или нервных центров становится чрезвычайно возбудимой и вместе с тем - инертной, отвечая на любое внешнее возбуждение исключительно усилением какой-то одной поведенческой программы.
Вполне понятно, что рассуждая о неспецифической активности биологических, психологических и социальных систем, мы называем ее 'энергией' только лишь ввиду отсутствия специального термина и наличия самых общих аналогий с энергией физической, а вовсе не потому, что ее можно измерять в киловатт-часах и лошадиных силах. В отношении высших биологических и социальных систем лучше говорить не об энергии, а об информации в активной форме. Подобные взгляды, к примеру, высказывал В.И. Кремянский в своей концепции 'инфов' и 'метасистемности информации'. Нечто подобное можно усмотреть в идее 'псевдоорганизмов', разрабатываемой некоторыми биоэнерготерапевтами и парапсихологами, а так же в факте существования так называемых 'компьютерных вирусов'.
Таким образом, доминанта, как система информации, представляет из себя временное, ситуационное образование, живущее за счет обесцененных до степени энергии программ окружающих систем, т.е. по-своему паразитирующее на них.
Фигурально называя неспецифическую активность 'энергией', мы еще раз напоминаем, что этим обозначается наименее ценное, качественно обедненное, неспецифическое, аморфное начало, способное удерживать и усиливать самые разные целевые устремления или программы. Несмотря на то, что в такое определение укладывается и физическая энергия, все это не означает, что в природе существует только она одна. Так, к примеру, человек, как и любое биологическое существо, не способен питаться даже самым лучшим бензином. Не может он потреблять в качестве топлива, допустим, и информацию из энциклопедии или любой другой книги, - 'топливо', 'энергия' берется здесь не в прямом, а в аллегорическом смысле. Известно, например, что и само понятие физической энергии поначалу представляло из себя метафору и аллегорию, получив более-менее научный смысл после известных опытов врача Роберта Майера по определению закона сохранения физической энергии. Пока мы можем только допустить, что имеется множество энергий, не сводимых к физической и, следовательно, не подчиняющихся закону сохранения (в самом общем смысле) и способных служить активностью для самого узкого круга избираемых систем. Так, к примеру, образно говоря, каждый человек 'питается слухами' - сколько-нибудь интересной ему информации. Ну, а пребывание в полной изоляции от каких-либо сведений приводит не просто к 'сенсорному голоду', а к психической болезни.
Известно, что в свое время знаменитый кибернетик У.Р. Эшби высказал далеко идущую мысль: все системы относительно открыты для энергии и относительно замкнуты для информации. В этом усматривается определенный адаптивный смысл: система закрывается от любой авторитарной информации, от чуждых ей программ и целей, способных разрушить ее собственные ценности, но в то же время открыта или даже испытывает 'нужду' в неспецифическом усилении собственных планов, допустим, посредством нерадикальной информации. В этом случае все системы соперничают за получение 'энергии', но противятся получению информации с командным началом. В большинстве случаев системы не просто изолируются от деспотической информации, но и стремятся обесценивать ее до степени неспецифической энергии, с тем, чтобы использовать этот потенциал для выполнения собственной работы. Последнее, как говорилось выше, находит свое особенное подтверждение в теории доминанты, имеющей, как показано учеными, не только общефизиологический, но и общесистемный характер.
В сентябре 2012 года во время раскопок ритуального древнего комплекса, археологический возраст которого составляет 3 тысяч лет, в Венгеровском районе Новосибирской области ученые обнаружили несколько сотен уникальных артефактов в виде фрагментов керамических шаров среднего размера, изделий в форме гриба, куба, цилиндра и диска. Специалисты из лаборатории археологии Института экологии человека СО РАН тщательно отреставрируют все найденные артефакты
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Приходилось ли вам когда-либо яростно хлопнуть дверью, выходя из комнаты? Или быть глубоко задетым чьим-то грубым замечанием? Были у вас когда-нибудь ссоры с матерью?...
Отражение объективных характеристик действительности в сознании человека. Поскольку все сущее (субъекты и объекты познания) имеет вероятностную природу, знания могут носить лишь вероятностный...