Что такое компетентность тренера? Анализируя разного рода суждения на эту тему, мы постоянно убеждаемся в субъективности мнений. Общее представление о структуре профессиональной квалификации позволяет рассмотреть любого специалиста как носителя шести видов профессиональной компетентности. Если тренерская деятельность претендует на то, чтобы считаться профессиональной, она должна соответствовать этим критериям.
Итак, назовем виды компетентности и перечислим установки, составляющие структуру профессиональной квалификации.
Техническая компетентность подразумевает умение трансформировать цель, поставленную компанией перед тренером, в систему конкретных учебных задач, подбирать отвечающие им интерактивные упражнения, применять их практически.
Межличностная коммуникативная компетентность определяет наличие коммуникативных навыков, чувствительность к групповым процессам и умение их интерпретировать, высокий уровень осознания собственных личностных характеристик и установок, понимание мотивов поведения других людей.
Контекстуальная компетентность предполагает владение социальным контекстом, в котором существует профессия. Иными словами, тренер-профессионал должен хорошо понимать, где и кого он обучает.
Адаптивная компетентность выражена способностью предвидеть и перерабатывать изменения в профессии, приспосабливаться к меняющимся условиям тренерской практики в динамичных условиях организационной культуры.
Концептуальная компетентность проявляется во владении теми общепринятыми основами знания, на которых базируется тренерская практика.
Интегративной компетентностью обладают тренеры, которые в состоянии давать профессиональные оценки - мыслить в логике профессии, решать возникающие проблемы так, как это принято для данной специальности. Для этого, безусловно, необходимы все указанные выше виды компетентности, их своеобразный "сплав", который и формирует лицо профессии.
Что означает на практике наличие у тренера компании всех необходимых видов компетентности? Прежде всего, то, что он чувствует себя "человеком на своем месте", обладающим достаточными внутренними ресурсами для наилучшего выполнения собственной работы в рамках тех задач, которые ставит перед тренером организация. Такой специалист готов гибко и во всеоружии встречать требования завтрашнего рынка. Ему незачем уклоняться от объективной оценки своей работы, поскольку его профессиональная самооценка устойчива. Он мотивирован к сотрудничеству с другими тренерами, поскольку обладает ясной профессиональной идентичностью. Так, тренер-профессионал хорошо понимает, когда в интересах дела лучше пригласить для выполнения конкретного учебного заказа "узкого специалиста" извне, и может подобрать его для своей компании оптимальным образом. Более того, такой специалист заинтересован в повышении престижности профессии, а не только в устойчивости собственного положения, потому что намерен оставаться членом профессионального сообщества и дорожит своей репутацией. Кроме всего, он хорошо информирован о том, кто лидирует на рынке тренерских услуг, каковы тенденции, новости и персоналии.
Тренер-профессионал в сотрудничестве со службой персонала помогает выявлению имеющихся в компании потребностей в обучении того или иного контингента. Его работа способствует осознанию организацией своих стратегических целей и конкретных ближайших задач в области обучения персонала. Как следствие, формируется более ясный, мотивированный запрос на тренерские услуги и одновременное вытеснение с рынка "диких" тренингов, берущихся разрешить за два дня любые проблемы и обучить кого угодно и чему угодно.
Леонид Кроль
URL ресурса: http://www.trainings.ru.ru
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Уровень умственного и личностного развития человека (ребенка), выраженный в виде ссылки на тот возраст, представители которого в среднем показывают данный уровень.