Олигофрения - умственное отставание - порок органический, своего рода болезнь. Дети с задержкой умственного развития - инвалиды, и для них созданы специальные учебные, коррекционные программы. Чтобы определить ребенка в класс коррекции, его проверяет медико-педагогическая комиссия, и часто оказывается, что ребенок не болен. Его отставание от сверстников - результат совместных усилий родителей и учителей. На официальном языке - педагогическая запущенность.
Обычно в том, что ученик педагогически запущен, обвиняют учителей, тех, чья профессия - учить. Потому что с родителей вроде бы какой спрос! Они не профессионалы. Но в класс-то ребенок приходит из семьи, из школы он опять же идет в родной дом. И, если уж на то пошло, влияние школьного учителя не может идти в сравнение с силой родительского воздействия. Так что плохой ученик - это прежде всего сын (или дочь) неудачных родителей.
Как-то встретил я бывшую одноклассницу, давно не виделись, захотелось повспоминать прошлое, и она пригласила меня к себе домой. Сама она медсестра, муж - шофер, и у них на то время был шестнадцатилетний сын. В общем, обычная средняя семья. Мы сидели с ними, чаевничали. Саша, сын, на мои вопросы, какие всегда задают детям при знакомстве, отвечал неохотно, односложно. В конце концов встал и ушел. Родители стали сетовать: парень хороший, но вялый какой-то, учится кое-как, с трудом. Потом, как тоже водится, стали хозяева показывать мне свою квартиру. После "экскурсии" я не смог удержаться от вопроса: "Где вы книги держите?" Понимаете, я не обнаружил в доме ни одной книги. Только газеты. Хозяева засмущались, мол, как-то так, обходимся.
Говорите, учиться ему трудно? Да этот здоровый, крепкий шестнадцатилетний юноша двух слов связать не может, он же просто говорить не умеет. Разве он в силах освоить современную школьную программу? У него все реакции заторможены. Дело не в одном только отсутствии книг: то, что родители не понимают развивающей силы чтения, полбеды. Они вообще не задумываются над тем, что ребенок нуждается в развитии. Родители растят малыша, как капусту или морковь, как бездумную траву.
И потому учиться ему скучно. Ребенок пришел в школу, не имея представления о том, что думать - придумывать, искать ответы на разные вопросы - интересно. Что разучить и прочесть вслух "с выражением" стишок - это радость. Что от пения хором становится веселее. От него ждут и требуют усидчивости, внимания, но он не привык напрягать мозги. Вернее, привык не напрягать. И потому его взгляд "совеет" при любом затруднении. Он с трудом заучивает правила, с трудом читает, не может описать словами впервые увиденный предмет.
И это, заметьте, я говорю уже не о малыше первоклашке. Таких много и в 5-х, и в 8-х, и в 10-х классах. Все они - воспитанные "олигофрены". Их интересы ограничены формулой "телик-велик-магнитофон-мотоцикл", и, став старше, такие ребята лихо водят и мотоцикл, и автомобиль, и трактор, хорошо разбираются в механизмах. Но их сообразительность будто кто отнимает, когда требуются мыслительные операции, когда происходящее становится похожим на урок. Это привычная тормозная реакция на роль ученика. Ведь в школе его заставляли учиться. И у него выработалась отрицательная реакция на "трудный" вопрос. Часто уже совсем взрослые люди, слыша "трудные" вопросы, становятся агрессивными, буквально приходят в ярость, начинают бранить того, кто задал такой вопрос, видя в нем своего обидчика. "Тоже, умник нашелся!", "Выпендриваться здесь будет!", "Умнее других хочешь казаться!" - вот типичная реакция "воспитанного олигофрена". И такая агрессия - тоже способ самозащиты.
Неразвитость интеллекта, леность ума не мешают таким людям оставаться весьма предприимчивыми, и по жизни они нередко добиваются материального благополучия. И тогда та самая формула "телик-велик:" обретает силу жизненного закона. Зачем в доме книги, если - вот, видите - и без них можно добиться успеха?! И замыкается круг. На очереди - следующее поколение "воспитанных олигофренов".
Измена - удивительное явление. С одной стороны, измены весьма распространены, и некоторые из нас сталкивались в жизни с этим явлением даже не один раз; с другой стороны - всякий раз испытываешь...