Двигательная память обнаруживается очень рано. Это, прежде всего память на позу, положение тела. Двигательная память лежит в основе профессиональных и спортивных навыков, танцевальных фигур и бесчисленных автоматических навыков вроде привычки, перехода улицу, смотреть сначала налево, а потом направо. Человек с яркой двигательной памятью, сомневаясь, как пишется слово, должен написать его, так как образ слова у него 'в пальцах', в движении руки. Достигая полного развития раньше иных форм, двигательная память у некоторых людей остается ведущей на всю жизнь, у остальных ведущую роль играют другие виды памяти.
Образная память.
Одна из форм образной памяти - зрительная. Ее особенность проявляется в том, что в период удержания в памяти образ претерпевает определенную трансформацию. Если мы вспоминаем какой-то рисунок через день, месяц, год.
То на первый план выходят все более существенные признаки и стираются частные особенности. Надежнее всего зрительно воспроизводятся образы, редко встречающие и неожиданные. Преобразования образа в памяти делают его, с одной стороны, менее точным по сравнению со следом в словесной памяти. С другой стороны, эти преобразования могут принести пользу - превратить образ в общую схему и до известной степени сделать его символом. Надо отметить, что образная память (как зрительная, так и слуховая) плохо поддается произвольному управлению.
А помнить отчетливо только особенное, экстраординарное - еще не значит иметь хорошую память. Образная память обычно ярче проявляется у подростков и детей.
У взрослых людей, как правило, ведущая форма памяти - не образная, а логическая.
Однако важно развивать образную память, что помогает при старческом склерозе.
Разработано несколько упражнений, связанных с мыслительным воспроизведением заданных картин в расслабленном, пассивном состоянии с закрытыми глазами или непосредственно перед сном.
Эмоциональная память предполагает воспроизведение определенного чувственного состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное состояние возникло впервые. Важно подчеркнуть, что это состояние воспроизводиться в комплексе с элементами исходной ситуации как субъективное отношение к ней. Особенности этой памяти - в быстроте формирования следов, особой их прочности и непроизвольности воспроизведения. Как известно, любая информация хорошо воспроизводиться лишь короткое время и быстро забывается, если не имеет признака эмоциональной значимости.
Чувственная память, на основе которой развивается эмоциональная, имеется уже у шестимесячного ребенка и достигает расцвета к трем - пяти годам.
На ней основываются осторожность, симпатии и антипатии, а также первичное чувство узнавания. Эмоциональная память почти никогда не сопровождается отношением к ожившему чувству как к воспоминанию ранее пережитого. Так, человек, напуганный или искусанный в детстве собакой, пугается затем при каждой встрече с собакой, но не осознает, с чем связано это чувство. Произвольное воспроизведение чувств почти невозможно. Наряду с запечатлением чувственного состояния, сопутствовавшего восприятию той или иной информации, эмоциональная память обеспечивает быстрое и прочное запоминание и самой информации, вызвавшей данное эмоциональное состояние.
Символическая память подразделяется - на словесную и логическую.
Словесная памятьформируется в процессе прижизненного развития вслед за образной и достигает наивысшей силы к 10-13 годам. Отличительными ее чертами является точность воспроизведения и значительно большая зависимость от воли.
Воспроизвести зрительный образ - не всегда в нашей власти, в то время как повторить фразу значительно проще. Однако при словесном сохранении наблюдаются искажения.
Так, при запоминание ряда слов точнее всего запоминаются начальные и конечные.
Кроме того, деталь в рассказе, которая привлекла внимание человека, при пересказе имеет тенденцию передвигаться к его началу. Отношения словесной памяти со зрительной - сложные. С одной стороны, словесная память сама по себе точнее зрительной, с другой - она может влиять на зрительные образы, сохраняющиеся в памяти, усиливая их трансформацию или подавляя их полностью.
Особенности логической памяти проявляются, прежде всего, в запоминании только смысла текста. Запоминаемое может не иметь ни одного общего слова с исходным текстом. В процессе вычленения общего смысла происходит раскрытие сути подлинника, то есть переработка текста в более обобщенных понятиях. В данном случае воспоминание - это реконструкция текста, нисхождение от обобщенных понятий к конкретным.
Левченко Ю Н
URL ресурса: http://truant.sitecity.ru.ru
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от человека, имеющего определенный социальный статус, то есть занимающего определенное место в конкретной социальной группе.