Эту максиму вывели американские эпидемиологи, изучая смертность государственных служащих различного ранга.
Результаты многолетних исследований группы профессора Бена Амика из Школы здравоохранения при Техасском университете показали, что рабочие, занятые рутинным трудом, не требующим напряжения мысли, живут существенно меньше, чем те, кому по роду службы приходится принимать решения.
Вообще, этот эффект был замечен еще раньше английскими учеными, работавшими в рамках программ Whitehall Study of British civil servants. В восьмидесятых годах они заметили, что смертность среди служащих низшего ранга вдвое превышает смертность среди высшего персонала. Это не казалось особенным откровением, но потом выяснилось, что даже если учесть такие факторы риска, как возраст, кровяное давление и даже маленький рост, разница в смертности остается очень значительной. Возникло предположение, что виной всему стрессы, низкий уровень социальной защищенности и низкая "контролируемость работы" (job control).
Исследования американских ученых, результаты которых были опубликованы в последнем номере журнала Psychosomatic Medicine, показывают, что, как ни странно, первые два фактора не имеют к делу никакого отношения. Они изучили данные о 25 тысячах служащих за период с 1968-го по 1991-й годы. Всю эту массу народа поделили на 4 группы. В первую вошли с самым низким job control - рабочие, стоящие у конвейера, люди, взимающие плату за проезд, помощники сиделок и т.п. В высшую, четвертую, группу были включены менеджеры высокого ранга. После учета пола, расы, дохода и других факторов выяснилось, что в первой группе смертность на 43 процента выше, чем в четвертой. Немного лучше, но все равно неприятно, обстоят дела во второй группе - здесь смертность выше смертности в четвертой группе на 33 процента.
Почему так происходит, пока неясно. Профессор Амик, например, совсем не уверен, что виной плохого здоровья служащих низшего звена становится неудовлетворенность работой. Опросы, проведенные исследователями среди участников первой группы, по его словам, к такому выводу не приводят. А пока ученые ищут причины, упор делается на другой вывод - следует избавляться от бездумных работ, особенно в офисах и учреждениях сферы услуг.
Это ничто иное, как знание приличий, умение держать себя в обществе так, чтобы заслужить всеобще одобрение и никакими из своих действий не оскорбить кого-бы то ни было...
Максимально допустимая величина внешнего раздражителя, превышение которой ведет к появлению болезненных ощущений, свидетельствующих о нарушении нормальной деятельности организма.