ВертгеймерМакс (1880- 1943) - немецкий психолог, представитель гештальтпсихологии. Выступал с критикой ассоциативного направления в психологии, экспериментально доказав, что сознание строится из целостных образов (гештальтов), неразложимых на отдельные сенсорные элементы.
Согласно Вертхеймеру, эти образы являются первичными, имеют особые характеристики и подчинены законам, отличным от установленных для простейших ощущений. Свойства частей определяются структурой, из которой они могут вычленяться только искусственно. Критикуя искусственность прежней картины сознания и используемого с целью ее изучения метода самонаблюдения, считал, что ее следует заменить новой, создаваемой посредством феноменологического метода в сочетании с экспериментом, способным уловить динамику целостных психических образований. Критику ассоцианизма Вертхеймер сочетал с критикой физиологии, исходящей из представления об отдельных нервных элементах и связывающих их путях. Этой физиологии он противопоставил трактовку нервной деятельности как целостной, динамической структуры, подобной "полю".
Отношение между этой структурой и психическим гештальтом мыслилось по типу изоморфизма (взаимооднозначного соответствия элементов одной системы (например, географической карты) элементам другой (например, местности). Изучая зрительное восприятие, Вертхеймер выделял ряд особенностей" истолкованных как законы гештальта, придав особое значение прегнантности как тенденции воспринимаемого образа принять законченную и "хорошую" форму ("хорошей" считалась целостная фигура, которую нельзя сделать более простой или более упорядоченной). В работах, посвященных мышлению, Вертхеймер выступил как против ассоцианистского, так и против формально-логического подхода к этому процессу, доказывая (в опытах над детьми и в интервью с Эйнштейном), что подлинное мышление предполагает инстайт как схватывание целого (например, принципа решения проблемы) и должно быть описано в таких терминах, как "центрирование", "реорганизация" и др.
Сама по себе проблема "адаптации" по укоренившимся в науке методологическим воззрениям почему-то считается "одной из кардинальных и важнейших задач биологии" , но никак не психологии. И в данном...
Осмысленный и осознанный образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением. Форма чувственного отражения в виде...