Проблема буллинга крайне остро стоит во всем в современном мире. Реалии происходящего в обществе находят отражение в произведениях кинематографа. Фильмы: «Чучело», «Кэрри», «Говори», «Невидимый мир», «Свинка», «Класс», «После Люсии», снятые в России, в Америке, в Бельгии, в Испании, Франции, Мексике и Эстонии – все они об одном: запугивание, издевательства, травля…
Возникает вопрос: можно ли справиться с буллингом, с явлением, которое показывает, что под тонким налетом цивилизованности скрываются все те же безжалостные дикари, живущие по принципам «пусть победит сильнейший» и «горе побежденным»?
Ведь, по большому счету, буллинг – это борьба за место в социальной пирамиде группы: школьного класса, университетской группы, армейской роты, тюремного отряда, рабочего коллектива… И люди, обладающие амбициями и потенциалом, стремятся занять главное место «царя горы» в жесткой борьбе за власть. Появление «жертвы» – это в первую очередь напоминание окружающим, что может произойти с теми, кто осмелится посягнуть на главенство нынешнего «царя». Потому практически бессмысленны усилия педагогов по разбору конфликтов «Пети» и «Васи» – это работа со следствием. Убрали «Петю» – завтра на его месте будет «Дима»; перевели в другую школу «Васю» – завтра на его месте окажется «Миша». Кроме того, весьма вероятно, что буллер – это и не «Петя» вовсе, а «Коля», а «Петя» – только исполнитель чужой воли…
Буллинг нужно предотвращать, работая с причинами его появления, а не со следствиями. Невозможно остановить реку, но можно направить ее энергию в нужное русло. Буллеры, чаще всего, это инициативные, уверенные в себе, амбициозные дети (иначе они и не претендовали бы на роль лидера), но лишенные эмпатии, в силу тех или иных причин. Если в классе педагоги смогут выстроить систему управления, дать ориентиры, установить нравственные ценности, и при этом будут управлять отношениями в группе и контролировать социальные процессы, то их этих детей получатся прекрасные активисты класса и школы, которые будут полезны как самим педагогам, так и своим одноклассникам.
Но для этого необходимо понимать, какие процессы происходят внутри группы. Сделать это «невооруженным взглядом» крайне непросто, потому что социальные процессы скрыты от глаз постороннего «наблюдателя». Классный руководитель в школе (так же как и куратор в университете, ротный в армии и т.д.) не в состоянии заглянуть внутрь коллектива без специального инструмента. К счастью, такой инструмент существует и показывает весьма хорошие результаты в тех организациях, где его используют. Метод «Социомониторинг» был создан как раз для того, чтобы проявить социальные связи в группе, зафиксировать состояние отношений в коллективе детей и предупредить возникающие «горячие точки» конфликтов.
Явно выражены явления дезадаптации (№№ 21,4,5,16,23) и дискриминации (№17). Большинство членов группы не хотят находиться в коллективе.
Используя программно-методический комплекс «Социомониторинг Сервис» специалист организации (психолог или социальный педагог) может фиксировать состояние напряженности в группах и принимать предупредительные меры. Результаты диагностики позволят предметно строить разговор с «Колей» и «Васей» о причинах их взаимной антипатии, а знание истинной причины – это уже половина работы по профилактике буллинга. Администрация, имея на руках полученные в результате диагностики методом «Социомониторинг» объективные данные, может привлекать к решению проблемы имеющиеся у нее ресурсы до того, как произойдет «несчастный случай» (драка, стрельба, суицид), чем продемонстрирует проактивный подход к решению проблемы буллинга при запросе отчетов контролирующими органами. Кроме того, данные мониторинга (систематического наблюдения) в отдельных случаях могут доказать родителям и правоохранительным органам, что не во всех бедах, происходящих с ребенком, виновата школа.
Знаменитый американский профессиональный теннисист и филантроп Андре Агасси, до завершения своей профессиональной спортивной карьеры очень любил езду по бездорожью на внедорожниках
В мире нет практически ни одного человека, который был бы полностью доволен своей внешностью: людей одинаково раздражают в себе излишняя худоба или полнота, слишком высокий или низкий рост, кудрявые...
Раздел психологии, посвященный изучению мозговых механизмов высших психических функций на материале наблюдений за локальными поражениями головного мозга. Основы отечественной нейропсихологии были...