Проблема буллинга крайне остро стоит во всем в современном мире. Реалии происходящего в обществе находят отражение в произведениях кинематографа. Фильмы: «Чучело», «Кэрри», «Говори», «Невидимый мир», «Свинка», «Класс», «После Люсии», снятые в России, в Америке, в Бельгии, в Испании, Франции, Мексике и Эстонии – все они об одном: запугивание, издевательства, травля…
Возникает вопрос: можно ли справиться с буллингом, с явлением, которое показывает, что под тонким налетом цивилизованности скрываются все те же безжалостные дикари, живущие по принципам «пусть победит сильнейший» и «горе побежденным»?
Ведь, по большому счету, буллинг – это борьба за место в социальной пирамиде группы: школьного класса, университетской группы, армейской роты, тюремного отряда, рабочего коллектива… И люди, обладающие амбициями и потенциалом, стремятся занять главное место «царя горы» в жесткой борьбе за власть. Появление «жертвы» – это в первую очередь напоминание окружающим, что может произойти с теми, кто осмелится посягнуть на главенство нынешнего «царя». Потому практически бессмысленны усилия педагогов по разбору конфликтов «Пети» и «Васи» – это работа со следствием. Убрали «Петю» – завтра на его месте будет «Дима»; перевели в другую школу «Васю» – завтра на его месте окажется «Миша». Кроме того, весьма вероятно, что буллер – это и не «Петя» вовсе, а «Коля», а «Петя» – только исполнитель чужой воли…
Буллинг нужно предотвращать, работая с причинами его появления, а не со следствиями. Невозможно остановить реку, но можно направить ее энергию в нужное русло. Буллеры, чаще всего, это инициативные, уверенные в себе, амбициозные дети (иначе они и не претендовали бы на роль лидера), но лишенные эмпатии, в силу тех или иных причин. Если в классе педагоги смогут выстроить систему управления, дать ориентиры, установить нравственные ценности, и при этом будут управлять отношениями в группе и контролировать социальные процессы, то их этих детей получатся прекрасные активисты класса и школы, которые будут полезны как самим педагогам, так и своим одноклассникам.
Но для этого необходимо понимать, какие процессы происходят внутри группы. Сделать это «невооруженным взглядом» крайне непросто, потому что социальные процессы скрыты от глаз постороннего «наблюдателя». Классный руководитель в школе (так же как и куратор в университете, ротный в армии и т.д.) не в состоянии заглянуть внутрь коллектива без специального инструмента. К счастью, такой инструмент существует и показывает весьма хорошие результаты в тех организациях, где его используют. Метод «Социомониторинг» был создан как раз для того, чтобы проявить социальные связи в группе, зафиксировать состояние отношений в коллективе детей и предупредить возникающие «горячие точки» конфликтов.
Явно выражены явления дезадаптации (№№ 21,4,5,16,23) и дискриминации (№17). Большинство членов группы не хотят находиться в коллективе.
Используя программно-методический комплекс «Социомониторинг Сервис» специалист организации (психолог или социальный педагог) может фиксировать состояние напряженности в группах и принимать предупредительные меры. Результаты диагностики позволят предметно строить разговор с «Колей» и «Васей» о причинах их взаимной антипатии, а знание истинной причины – это уже половина работы по профилактике буллинга. Администрация, имея на руках полученные в результате диагностики методом «Социомониторинг» объективные данные, может привлекать к решению проблемы имеющиеся у нее ресурсы до того, как произойдет «несчастный случай» (драка, стрельба, суицид), чем продемонстрирует проактивный подход к решению проблемы буллинга при запросе отчетов контролирующими органами. Кроме того, данные мониторинга (систематического наблюдения) в отдельных случаях могут доказать родителям и правоохранительным органам, что не во всех бедах, происходящих с ребенком, виновата школа.
Когда мы худеем, нам хочется поскорее узнать: недаром ли я отказалась вчера от вкусного торта? Уже исчезли ненавидимые 200 грамм, или необходимо попить таблетки для похудения , или лучше побегать на беговой дорожке? Однако, диетологи не рекомендуют взвешиваться больно часто
В разных культурах даже основные цвета часто наделяются разными смыслами, что значительно усложняет задачу столь желанной унификации цветового оформления конкретной рекламной продукции...
Повышенная податливость по отношению к побуждениям, которые спровоцированы другими людьми, некритичная готовность подчиниться, склонность заражаться чужими настроениями и перенимать привычки....