В расписании американских школ появляется новый предмет: Интернет-этика. Пока его преподают лишь в нескольких школах, но скоро, видимо, он займет свое привычное место рядом с родным языком и метематикой.
Американский школьник сроднился с компьютером. Еще два года назад к Сети было подключено 86% школ по стране, и число их неукоснительно возрастает. В некоторых частных школах ученикам выдают лэптопы, и дети исследуют сетевые ресурсы под наблюдением учителя: им не разрешается залезать на игровые сайты и посылать личную почту, не связанную с учебой. Естественно, школа ограничивает доступ учеников к Интернету. За нарушение правил ученика на несколько недель отлучают от компьютера.
Неожиданно оказалось, что компьютерно грамотные дети - это не так уж и хорошо, и не только потому, что они портят себе глаза и осанку. Проблема даже не в том, что пятиклассники лазят на порносайты и сушат на батарее бомбы, изготовленные по сетевым рецептам, а второклассницы изводят родительские деньги на болтовню с большими мальчиками в чатах. Настоящие проблемы начинаются тогда, когда грамотные дети применяют на практике свои познания. Тогда они становятся источником потенциальной опасности для общества, ибо владеют компьютером, как взрослые, но соображают, что делают, - как маленькие. В смысле этики продвинутые компьютерные гении остаются безответственными младенцами.
Школьники и студенты из интереса, из вредности и по недомыслию совершают огромное число компьютерных преступлений, последствия которых они сами часто не в силах вообразить. В сентябре в штате Флорида был приговорен к шести годам тюрьмы парень, который влез в компьютерную сеть Министерства обороны и вывел из строя программное обеспечение на сумму 1.7 млн долларов. Широко известен и российский случай, когда автора вируса, 15-летнего студента техникума, удалось вычислить: пакостника попытались привлечь к уничтожению собственного детища, но оказалось, что для этого у него не хватает знаний.
'Мы живем в новом мире, - говорит Джефри Ханкер, который занимается безопасностью сетевой информации в Белом доме. - Многие случаи хакерства - просто детские шалости, эдакие укусы за лодыжку'. Взломать сайт или атаковать компьютерную сеть правительства или министерства обороны - любимое дело каждого уважающего себя хакера. Потому службы сетевой безопасности так не любят вундеркиндов: источник вторжения извне определить сразу нельзя, а время и деньги по большей части уходят на борьбу с детскими проказами, а не с реальной опасностью.
Вооруженные компьютером, но не представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо, тинэйджеры пишут вирусы, взламывают чужие сайты, рассылают письма с угрозами и оскорблениями), и тащат все, что плохо лежит. Списывают любые приглянувшиеся программы и файлы, в особенности музыкальные записи, - вместо того, чтобы купить в магазине диск. А в США собственность, в том числе и интеллектуальная, священна - и наш соотечественник часто попадает впросак, попросив переписать ему на кассету понравившуюся музыку. Даже дети скажут ему, что это воровство, и укажут музыкальный магазин, где можно закупиться.
Тем не менее на Интернет эта сознательность не распространяется: анонимность создает ощущение безнаказанности, доступность информации производит впечатление ничейности. В Сети никто не поймает за руку, и никто не может ничего регламентировать. Из 47 000 опрошенных американских школьников половина не считает хакерство преступлением. Так же они относятся и к другим компьютерным безобразиям. Учительница информатики Гейл Кмура в школе Оуктон (Вирджиния) пожаловалась корреспонденту CNN: 'Я говорю ученикам: если в доме открыта дверь, вы войдете и стащите то, что понравилось? - Говорят: нет. - А если в Сети? - А это, говорят, совсем другое дело'.
Воровство из Интернета стало делом чрезвычайно распространенным даже в России, стране несравнимо менее компьютеризированной, чем США. Уже сейчас в некоторых российских вузах преподаватели требуют, чтобы рефераты были рукописными: им кажется, что в этом случае студент хотя бы пропустит через свою голову то, что будет переписывать, - получить самостоятельную работу надеются только отъявленные романтики.
Сеть, кстати, предлагает и средства борьбы с плагиатом: существует, например, платный сайт Turnitin.com, который сверяет страницы полученного преподавателем документа с миллионами страниц в Интернете и выдает заключение, самостоятельна ли работа. Единственный минус в том, что добросовестный учитель может на этом разориться.
Другой способ - с детства развивать сознательность. Гейл Кмура предложила своим 15-18-летним ученикам почитать в Интернете материалы об этике пользования Сетью, сделать на их основе реферат и предоставить копии этих материалов. Ученики ухитрились сдать сплошной плагиат даже в работе о недопустимости плагиата: мало кто представляет, чем цитирование отличается от списывания и что такое ссылка на авторство.
Для воспитания в школьниках сознательности Департамент юстиции США и Ассоциация информационных технологий Америки создали организацию под названием 'Партнерство киберграждан'. Департамент юстиции предоставил грант в $500.000 - на эти деньги киберграждане занимаются разработкой курса этичного пользования технологиями для всех возрастов, от детсадовского до студенческого. В будущем году будет выпущен план уроков для разных возрастов.
В минувшем октябре 'Партнерство киберграждан' провело национальную конференцию на тему 'Обучение ответственному пользованию технологиями' в университете Мэримаунт (Арлингтон, штат Вирджиния), где учителя, правительственные чиновники и бизнесмены сообща обсуждали, как объяснять детям основы сетевой этики. Директор конференции Чери Джейд заметила: 'Молодые пользователи считают компьютерные преступления шалостями. Надо учить, что это поведение так же неприемлемо в киберпространстве, как и в физическом мире'.
Трудно сказать, как быстро приживется новый предмет в школьной программе и когда это веяние достигнет России. Остается признать, что дело это благое, и призвать каждого в частном порядке соблюдать сетевую этику и внушить это своим детям.
Слоты прошли долгий путь развития от самых простых образцов, изобретенных еще в девятнадцатом веке, до современных симуляторов, которые оснащены отличной графикой и проработанной системой ставок
Раздел психологии, изучающая развитие и функционирование системы значений индивида. Основные проблемы, которые здесь ставятся, следующие: исследование существования значений в индивидуальном...