Как часто при первой встрече (она же единственная) вам приходиться принимать решение: быть или не быть? Да почти на каждом финальном собеседовании, которое, вам как руководителю приходиться проводить не так уж и редко.
Почему же одного человека, едва побеседовав с ним несколько минут или пожав ему руку, мы готовы признать "своим", а другого, не смотря на внушительный послужной список и реальные рекомендации с предыдущего места службы, мы не видим членом "своей команды"?
Руководителю, как и большинству других людей свойственно принимать решение, часто опираясь на подспудные, трудно формулируемые признаки, те что психологи называют термином under-line. И хорошо если в этой ситуации ваша интуиция не молчит, а однозначно подает свой голос "за" или "против" вашего собеседника.
Те же психологи утверждают, что первое (и наиболее стойкое впечатление) складывается у собеседников друг о друге в течении первых 30 секунд общения, а внимательно вслушиваемся в слова собеседника мы в течении первых 1.5 - 2 минут. И все - дело сделано, а внутренний "приговор" произнесен.
Все дело в том, что наш мозг, как губка неосознанно впитывает все сигналы, которые часто неосознанно подает нам собеседник.
Нахмурился и опустил вниз глаза? - значит он недоволен чем-то произнесенным вами.
Улыбается и подается при ответе вперед? - значит вы ему нравитесь, и он с вами согласен.
Весь этот набор сигналов, куда входят позы и выражение лица, интонации и манера одеваться - принято называть термином "невербальное общение".
Жесты, мимика, манера говорить (интонации, тон, паузы), манера одеваться и двигаться (походка, положение в пространстве) входят в понятие "невербальное общение". Если обратиться к научным данным, то они свидетельствуют, что только за счет слов информация передается на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т. п. ) - на 30-40%, за счет мимики, жестов, позы - на 50-70%. Получается, что наиболее значимо не то, что говорится, а как это делается.
Однако, далеко не все мы являемся прирожденными психологами, а ведь от вашего решения зависит каким человеком пополниться команда и ошибка здесь может обойтись вам слишком дорого.
Но как "расшифровать" этот код? Давайте посмотрим, что же может означать язык таинственных сигналов.
Вот несколько простейших "подсказок", которые помогут вам определиться с оценкой собеседника. Какие-то из них я нащупала сама, какие-то почерпнула из специальной литературы. Общее у них одно - они работают! Мне этот словарь помогает принимать решения в личной жизни, помогает решать и производственные вопросы. Надеюсь - будет полезен и вам.
Впрочем, еще одна оговорка - подобные "интуитивные" озарения нельзя принимать в качестве безусловного приговора. Скорее - это повод для размышления.
Одежда
Как правило первое, на что бы обращаем внимание в незнакомом человеке - это одежда. Дама оглядывая даму отметит фасон и расцветку, мужчина возможно будет не так внимателен к деталям, но общее впечатление об "уместности" или "неуместности" этого костюма, отложиться непременно.
Рискуя показаться банальной, все же повторю - деловые переговоры подразумевают деловой костюм. Кроссовки, джинсы, как впрочем, и вечернее платье, не взирая на их безусловную привлекательность, почему-то не входят в этот список.
Однако, на мой взгляд в выборе одежды, в первую очередь важна уместность. То есть для нас при принятии решения, крайне важно, то как человек "вписался" в стиль уже существующий в компании. Один и тот же костюм от Hugo Boss будут великолепно воспринят в молодой динамичной компании, с некоторым сомнением - в консервативном западном банке, и покажется совершенно неуместным в приемной директора завода по производству сельхозтехники.
И все же общие правила существуют: одежда должна быть несколько консервативна, темных, приглушенных тонов (исключение может составить только период тропической жары, настигающий Москву раз в два года). Аксессуары и украшение должны быть не броскими. Обувь - по сезону и ухоженная.
На что стоит обратить внимание:
Слишком дорогая одежда. Этот признак скорее не благоприятный. Нет, никто не говорит о том, что ваш собеседник должен приходить на встречу в рубище. Дорогой костюм для руководителя отдела продаж, скорее будет плюсом, свидетельствующем о его умении зарабатывать деньги. Однако , если в дорогой костюм одет претендент на стартовую позицию в вашей компании, не предполагающей большой зарплата, впору задуматься. Скорее всего этот кандидат привык рассчитывать на совсем другой уровень доходов и вряд ли задержится на этой позиции надолго. Дорогая одежда молодой дамы, претендующей на должность секретаря - референта должна намекнуть вам на то, что ваша собеседница скорее всего живет за счет своего мужа или родителей, способных обеспечить ее всем необходимым. А значить, скорее всего работа в вашей компании будет для нее лишь способом "приятного время препровождения" и средством утверждения амбиций. Вряд ли такой работник принесет пользу делу.
Напротив, слишком дешевая одежда кандидата сигнализирует о том, что его финансовые дела, отнюдь не столь хороши, как хотелось бы. И если вы принимаете на работу недавнего выпускника, эта ситуация вполне объяснима, то дешевый костюм претендента на пост финансового директора должен вас насторожить. Правда бывают люди, которые относятся к своему внешнему виду небрежно, покупая то, что "подвернется под руку". Но и этот факт не говорит в их пользу: если человек небрежен к себе любимому, где гарантия того, что он будет внимателен к данным ему поручениям?
Слишком яркая одежда говорит о том, что ваш собеседник стремиться подчеркнуть свою значимость, обратить на себя внимание.
И наоборот, излишне консервативная одежда, выдержанная с соблюдением всех правил этикета, свидетельствует о том, что кандидат изначально стремиться подчеркнуть свои деловые качества. Интересно, зачем? Может быть он опасается, что того что указанно в его резюме недостаточно?
Вообще, замечу, что четкую приверженность условностям принятым в обществе демонстрируют люди, как правило не уверенные в себе, не желающие принимать на себя ответственность. Вы смотрите на такого человека, но видите не его, а среднестатистического клерка. Так, микримируя под внешнюю среду, человек избавляется от ответственности за свои решения: весь его вид как будто говорит "Их принял не Я! Просто так полагается!".
С другой стороны, слегка небрежный немного нарочито непринужденный облик собеседника, как правило, скрывает под собой неординарную личность. Скорее всего этому человеку прекрасно известны правила игры, но он не хочет примерять их на себя. Такие люди обладают нетрадиционным стилем мышления и свежими идеями. Однако нередко их излишняя независимость, может стать препятствием, при попытке ими управлять.
А вот любой остро модный стиль, в избытке присутствующий в одежде, говорит о вашем собеседнике как о человеке внушаемом, с не сформировавшимися вкусами и убеждениями. И при этом, не так важно, сидит ли перед вами молодец, весь в черном и пиратской серьгой или красотка в костюме а-ля "дети цветов".
Все выше перечисленное можно смело отнести и к обуви, в которой пожаловал к вам кандидат.
Сочетание дорогой одежды и дешевой обуви говорит о стремлении "пустить пыль в глаза", обратная комбинация - о спокойном самоуважении, стремлении к постоянству.
Тайныйязык
Грязная, поношенная обувь должна сразу стать для вас сигналом о крайней неаккуратности и невнимательности кандидата.
Аксессуары
Не мало любопытных выводов можно сделать, наблюдая какие аксессуары выбирают люди.
Причем иногда, такая вот небольшая деталь может сказать о человеке больше самого тщательного осмотра.
Например, крупные дорогие украшения носят люди, претендующие на власть и лидерские позиции в коллективе. Так что вполне возможно, что приняв на работу обстоятельного бухгалтера щеголяющую брошью размером с тележное колесо, через пол года вы с удивлением обнаружите, что она подмяла под себя весь ваш коллектив. И все чихнуть бояться, - что еще скажет Стела Георгиевна!
Аксессуары не стандартные свидетельствуют о независимости и самоуверенности человека. И если к вам на собеседование пожаловала дизайнерша в серьгах, напоминающих антенны гуманоидов, подумайте, может быть ее заявление о собственной гениальности не лишено оснований?
К сожалению, один предмет ни при каких обстоятельствах не возможно отнести к деловым аксессуарам. Имя ему полиэтиленовый пакет. И если к вам на собеседование (или того пуще, на переговоры) пожалует человек с полиэтиленовым пакетом в руках, особенно почему-то этим грешат мужчины, мысленно можете ставить на нем крест. Этот человек или абсолютно не знаком с правилами делового этикета или сознательно их игнорирует. То есть он либо вовсе "дик" или ему абсолютно наплевать на существующие правила, и тогда - зачем он вам нужен? Все выше сказанное вполне относиться и к хозяйственным сумкам в хрупких женских руках.
Дорогая ручка, часы, портфель - свидетельство того, что человек чувствует себя уверенно. Однако, будьте настороже, если собеседник излишне настойчиво вам их демонстрирует. Скорее всего, это означает, что он еще не привык к собственному успеху или придает излишнее внимание, своему статусу и престижу. В моей рекрутерской практике был случай, когда кандидату на должность менеджера среднего звена, было отказано именно из-за того что на собеседование он пришел в дорогих стильных часах. Работодатель позже сказал мне, что не хочет брать на работу человека, привычки которого не соответствуют предполагаемому доходу.
Мобильные телефоны в последнее время стали явлением привычным и могут быть смело отнесены к разряду деловых аксессуаров. Успели сформироваться и правила хорошего тона в обращении с ними. Так например, если ваш собеседник не отключил свой телефон на время встречи с вами, или еще чего доброго выложил его перед собой на стол, - читайте между строк - "Сегодняшняя встреча не слишком-то важна для меня. Так что не задирай нос".
Конечно одежда, точнее ее стиль - не главное в человеке. Но ведь что-то же он хотел вам этим продемонстрировать?
Манера держаться и речь
Одежда, безусловно, крайне важный материал для ваших оценок, однако сама манера держаться потенциального кандидата, часто говорит о нем намного больше. И если костюм можно взять напрокат, то манеры, к сожалению, позаимствовать не возможно. Моя личная практика проведения собеседований показывает: стоит зайти разговору на "опасные" темы (или на те, что кандидат считает значимыми для себя), как словно по волшебству, меняются его манеры, поза и стиль речи. Вот тут-то и стоит присмотреться к нему повнимательнее.
Поза вашего собеседника может сказать нам о том, как он чувствует себя в вашем кабинете.
Сел на стул бочком и смотрит в верхний угол (как будто там таятся витражи собора Нотр-Дам-де-Пари, а не диаграмма прошлогодних инвестиций)? Вывод один ваш собеседник чувствует себя "зажато" он боится сделать или сказать что-то не то. Об этом же красноречиво свидетельствуют сплетенные пальцы или скрещенные под стулом ноги. Создавая подобную "преграду" человек автоматически защищается от негативной для него ситуации.
В начале собеседования подобное поведение достаточно типично для большинства претендентов. Все-таки не стоит забывать, что собеседование при устройстве на работу или важные переговоры, являются достаточно сильным стрессом, сами по себе. Но плохо дело, если по ходу разговору, человеку так и не удалось "оттаять", "раскрыться" перед вами. Скорее всего, подобный, "закрытый" стиль поведения, основан на неумении адаптироваться к предлагаемым обстоятельствам, неуверенности в своих силах.
А вот чрезмерно "раскованное" поведение кандидата должно вас насторожить: подобный стиль может с равной вероятностью говорить как о сильном и жизнерадостном характере вашего собеседника, так и о том, что перед вами опытный, профессиональный "джоб-сикер" (job searcher).
В последнее время и у нас в достаточной степени произросла эта любопытная категория населения.
Дело в том, что, простите за каламбур, главным делом "джоб-сикера" является поиск работы как таковой. Процесс в чистом виде, является его делом его жизни и его наградой.
Такие люди, блестяще умеют "продать" себя, на собеседовании держаться раскованно и непринужденно, одаривая работодателя светлыми улыбками. Охотно и по видимости честно, они отвечают на ваши вопросы. Вполне убедительно объяснят вам, почему в резюме красуется шесть мест работы за четыре года. И только одно смущает вас: как же так, почему же такой чудный человек еще не при деле?
Не беспокойтесь, и не спешите делать "джоб-сикеру" предложение. Поверьте, сам поиск работы, чувство выигранного поединка, доставляет ему куда больше удовольствия, чем монотонная необходимость посещать завоеванную работу день за днем. И вскоре, он (или она, что не принципиально), вооружившись своей фирменной улыбкой, отправятся покорять новые вершины. Ведь у них это так хорошо получается!
Кстати об улыбках. Великий американский принцип "SMILE!" пока еще не пустил прочные корни в российскую почву. У нас как-то принято по старинке ориентироваться на народную мудрость "смех дурацкий без причины - явный признак дурачины:". Впрочем, обстоятельства меняются, и если к вам на собеседование пожаловала молодая особа, у которой скулы зримо сводит от неизменной улыбки, не покидающей уста, не торопитесь зачислять ее в полк недалеких кокеток. Скорее всего, барышня начиталась популярных пособий в духе брошюры "Девять способов найти работу" или посмотрела американский сериал из производственной жизни.
Что же еще можно извлечь из наблюдений, за манерой держаться вашего собеседника?
Спокойно подошел к столу и не удовольствовавшись, предложенным местом передвинул стул, туда где ему удобнее? Держит руки на столе, умеренно жестикулирует во время речи, не стесняется попросить у вас, при необходимости воды или запасную ручку?
Вам это описание кого-то напоминает? Очень наглядно оно показано в нашумевшем с свое время фильме "Люди в черном" (Man in Black). Помните сцену принятия на работу секретного агента Джея?
Именно некомфортные условия проведения вступительного собеседования (неудобные низкие кресла, один стол, на всех участников, сломанные карандаши и т.п.) позволили суперагенту Кею определить, кто из них станет подходящим напарником - смелым, инициативным, обладающим правом на нестандартное решение.
Тайныйязык
Вообще, размашистые жесты, поза, развернутая анфас к собеседнику, контакт "глаза в глаза" как правило, свидетельствует об активности и динамичности вашего собеседника. Его стремление брать инициативу в свои руки.
И наоборот, прижатая к груди сумка, стиснутый в кулаке платок, убегающий взгляд, большое количество "сорных" жестов, говорит о том, что ваш собеседник чувствует себя не комфортно, не уверен в своей конкурентоспособности, а то и откровенно врет.
Манера разговаривать
Немало полезного можно почерпнуть и из того, как говорит кандидат.
Нередко на собеседовании складывается ситуация когда все будто бы говориться хорошо и по делу, однако вас не покидает чувство чего не правильного, не настоящего.
Анализ манеры говорить, интонаций, умения (или не умения) "держать паузу" поможет вам вернее оценить качества вашего собеседника.
У каждого человека есть свои недостатки, которые при поступлении на работу надо бы "залакировать", "припрятать". Вряд ли кандидат пустится во все тяжкие и будет откровенно вводить вас в заблуждение. И все же любой человек постарается произвести максимально лучшее впечатление во время разговора.
Не стесняйтесь, делайте себе пометки во время беседы, что бы затем, постараться понять что же именно скрывалось за теми или иными поворотами беседы. А по результатам беседы постарайтесь ответить себе на следующие вопросы:
Каким он хотел показался?
На что кандидат как бы специально пытался обратить ваше внимание?
О чем он говорил, когда вы его не спрашивали?
Очень часто, люди в подобных беседах люди подсознательно заостряют внимание на тех вещах, в которых они не уверенны. Следовательно, с вероятностью зеркального отражения, те качества кандидата, на которых он акцентирует внимание, являются его слабыми сторонами.
Однако спешу заметить: все вышесказанное характерно для тех качеств собеседника, которые он проявляет спонтанно, не обдумывая каждого слова.
Перечисление дипломов и наград, различных сертификатов и прослушанных курсов, особенно в начале беседы, свидельствует о том, что кандидат неуверен в своем профессионализме и спешит прикрыться "броней" из званий и наград.
Рассказ, начинающийся издалека, сложный витиеватый по форме, со множеством отступлений говорит скорее всего о том, что ваш собеседник не знает точно, чего же он хочет и на что может рассчитывать. Скорее всего, он рассчитывает получить у вас подсказку, как вести себя в дальнейшем, выудить у вас информацию для дальнейшей беседы.
Все бумаги тщательно подобранны, а каждый эпизод в жизни задокументирован соответствующим образом? Такой человек будет в работе крайне скрупулезен, что наверное неплохо для бухгалтера, но никогда не примет нестандартного решения, не станет рисковать.
Большое количество декларативных заявлений, категоричность в утверждениях, как правило показатель истероидного характера. Скорее всего, такой человек привык работать в авральном стиле и не способен к продолжительному постоянному усилию.
А вот за некоторой осторожностью в утверждениях, кажущейся неуверенностью в себе, часто скрывается высокий профессионализм и требовательность к себе. Помните, еще Сократ говаривал "Я знаю, только то, что я ничего не знаю:". Действительно, многие настоящие профессионалы воздерживаются от безапелляционных утверждений, поскольку понимают всю сложность проблемы.
Если же человек на прямой вопрос отвечает "Я не знаю" или "Мне хотелось бы об этом говорить", это скорее характеризует его как человека прямого, с чувством собственного достоинства.
Ваш собеседник не гнушается прямыми комплементами, порою переходящими в грубую лесть? Тогда скорее всего его заботить собственное благополучие, которого он будет добиваться любой ценой.
Видимая, подчеркнутая открытость, доверительность в рассказе о прошлой жизни, фразы "честно говоря, ну вы понимаете:", скорее свидетельствует, что ваш собеседник лицемерит и пытается установить с вами неформальный контакт.
Об этом же говорит и использование в речи большого количества неформальной лексики, жаргонных словечек. Ваш собеседник пытается сделать вас "своим", поставить на одну доску. При этом не важно, используется ли молодежный жаргон или слэнг программистов. Своей речью он как бы говорит, "мы с тобой одной крови - видишь и говорим на одном языке". У женщин то же самое означает сползание на обсуждение семейных тем, особенно с руководительницей дамой.
Если ваш собеседник намеренно повышает голос в ходе разговора, подчеркнуто интонирует речь, это говорит о нем как о человеке слабом и неуверенном в себе. Такому будет трудно работать с большим количеством людей, убеждать их. Правда, прежде чем делать далеко идущие выводы, убедитесь, что ваш визави не бывший военный или педагог, - для них громкая, поставленная речь, скорее профессиональная необходимость, чем прихоть.
А вот если кандидат говорит подчеркнуто тихо и монотонно, заставляя вас прислушиваться к своим словам, то он, скорее всего, склонен манипулировать людьми.
Вооружившись этими простейшими практическими советами, можно было бы с легкостью распознать будущего "аутсайдера" или "звезду" вашей команды.
Однако, как говориться, на всякого мудреца довольно простоты.
Нынешний соискатель, прекрасно осведомлен о многих тонкостях и нюансах процесса собеседования. Не хуже нас с вами знает о значимости "невербального общения". А готовясь к такому важному событию, как собеседование в вашей компании, он , поверьте, прочел пару-тройку статей об умении себя продать.
И, конечно же кандидат по крайне мере попытается испробовать на вас все описанные в них уловки и хитрости.
Тайныйязык
А.Несмеева
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его...