Исследование подростков с антисоциальнымповедением показало, что в большинстве случаев отмечались явно неблагоприятные условия семейного воспитания; они выражались в недостаточном внимании к ним родителей, отсутствии теплоты, эмоциональной привязанности со стороны одного или обоих родителей. В ряде случаев семьи были неполными, дети воспитывались матерью, матерью и отчимом, домашняя обстановка характеризовалась частыми ссорами, скандалами, постоянной конфликтной ситуацией. Временами эта напряженная ситуация приводила к большим скандалам с взаимными оскорблениями, после чего подростки уходили из дома. Родители мало интересовались успеваемостью в школе и внутренней жизнью подростка. В лучшем случае забота родителей сводилась к обеспечению детей питанием и одеждой. У подростков не формировался положительный родительский образ, отсутствовала эмоциональная привязанность к дому, не возникало желания приходить домой.
Подростки не получали достаточного количества информации. Это касалось, прежде всего, формальных школьных знаний; не развивались интерес к чтению, любовь к книгам. Чтение книг связывалось обычно с неприятными эмоциональными реакциями, переживалось как нагрузка, неинтересное дело. В домашней обстановке оно заменялось просмотром телепередач исключительно развлекательного характера. Вкусы формировались в соответствии с модой и совпадали с ценностями массовой культуры.
В подростковом возрасте формировались образы положительных героев, которыми являлись, как правило, кинозвезды, популярные роковые певцы, иногда барды. Наиболее типичной была слабая представленность конструктивных социально-позитивных мотиваций: на первый план выступало стремление к красивой и легкой жизни, которая должна была наступить сама собой, без каких-либо серьезных усилий. Этико-моральные критерии были слабо представлены и носили в основном поверхностный характер: было слабо выражено чувство сопереживания, моральной ответственности за других, необходимости исполнения долга. Возникали частые влюбленности, основанные на сексуальном влечении, однако стойкие привязанности не развивались. Формировались основные установки: жить сегодняшним днем, не думать о будущем, при этом жизненные трудности не преодолевались, а попросту не принимались во внимание, все в жизни протекало как бы "по воле волн". Поведение носило во многом хаотический характер, крайне зависело от поиска удовольствий в разных ситуациях. К "плотскому" ассортименту развлечений относились пребывание в компаниях, курение, раннее употребление алкоголя, наркотиков (вначале всегда только в обществе знакомых). Ради ''удовольствия" подростки пропускали занятия в школе, не готовили уроки, обманывали родителей и учителей. Угрызений совести не возникало, страх перед наказанием в большинстве случаев практически отсутствовал, что в какой-то степени можно было объяснить домашней ситуацией, а в основном - личностными особенностями исследованных. Кроме того, большое значение имело поведение по механизму: немедленное получение удовольствия важнее, чем более отдаленное наказание.
По данным Ц.П. Короленко и Т.А. Донских, одной из характерных особенностей подростков-девушек с антисоциальнымповедением является повышенная активность. С раннего детства они обращали на себя внимание неусидчивостью, капризностью, постоянным стремлением к общению. Их трудно было привлечь к какой-либо работе, продуктивной деятельности. Они не любили играть в традиционные для девочек игры: "куклы", "приготовление пищи", "дочки-матери" и др., а предпочитали участвовать в играх мальчиков: "в войну", "в прятки", носиться по улице, совершать хулиганские действия: поджигать почтовые ящики, портить лифты, разрисовывать стены и др. Интерес к школьным занятиям отсутствовал, что выражалось в частых опозданиях, пропусках уроков. Домашние задания они часто не готовили, в лучшем случае списывали. Девочки обманывали учителей, родителей, а также и своих сверстников, не испытывая никаких угрызений совести. Наряду с этим они старались произвести хорошее впечатление на взрослых, продемонстрировать свою осведомленность, подчеркнуть независимость, вызвать к себе интерес, кокетничали, экстравагантно одевались, пользовались косметикой, пытались быть модными.
Дома таким подросткам было скучно, и они стремились как можно меньше времени находиться в его стенах и общаться со своими родителями. Если по каким-либо причинам уход из дома оказывался невозможным, они предпочитали подолгу разговаривать по телефону. Содержание этих телефонных разговоров не касалось каких-либо деловых тем, связанных, например, с обсуждением занятий в школе, домашних заданий, решения математических задач и т.д. Обсуждались обычно отношения с кем-то из общих знакомых, любовные истории, межличностные конфликты, ссоры, планы совместного проведения времени на следующий день и вечер, организация вечеринок, загородные поездки, современная мода, 'черный' рынок, различные способы получения "кайфа". В случае отсутствия телефона дома они предпочитали подолгу смотреть телевизионные передачи, если последние носили развлекательный характер.
Проведение времени у подростков с антисоциальнымповедением вне дома достаточно типично. Оно включает прежде всего общение в группе, в которую входят другие подростки с антисоциальнымповедением. Разнополый состав таких компаний не носит достаточно стабильного характера, так как очень легко принимаются другие люди. Каждая из групп имеет излюбленные места проведения времени: летом - улицы центральной части города, места около гостиниц, ресторанов, кинотеатров, парки, скверы, иногда привокзальные районы, набережная, зимой - свободные квартиры кого-либо из членов группы в случае, например, отъезда родителей, нередко не полностью достроенные здания, а также подвалы жилых домов, чердаки, гаражи, дачи. Как правило, каждая группа проводит время в своем районе.
В структуризации проведения времени у таких подростков преобладают гедонистические мотивации, т.е. стремление к получению удовольствия. Они практически находятся во власти своих желаний, на возможные неблагоприятные или опасные последствия своих действий внимания не обращают. Это связано, очевидно, с известным психологическим механизмом действий по принципу немедленного удовлетворения желаний, получения удовольствия любой ценой, невзирая на более отдаленные результаты. Страх перед наказанием мало выражен и не задерживал развитие отклонений в поведении.
Отличительной особенностью антисоциального поведения подростков являются многочисленные сексуальные связи, в которые они вступают с малознакомыми или даже незнакомыми людьми. Подростки с антисоциальнымповедением нередко посещают притоны, в которых находятся личности, совершавшие неоднократные преступления, судимые, вышедшие на свободу после окончания срока заключения. Нередко при этом обращает на себя внимание разительный контраст между благополучной обстановкой собственного дома и обстановкой, в которой стремятся находиться подростки с антисоциальнымповедением. Установлено, что сами сексуальные контакты в отрыве от специфической обстановки, например в домашних условиях, не представляли интереса и к ним не возникало какого-либо активного стремления у подростков.
Подростки с антисоциальнымповедением находятся в постоянном конфликте с окружающими их людьми. У них отсутствует понимание прав других людей, они не способны к сочувствию, что сочетается со стремлением к беззастенчивой эксплуатации всех тех, кто этому поддается, включая прежде всего наиболее близких людей. Для достижения своих эгоцентрических целей они не стесняются в выборе средств: могут обманывать, предавать, шантажировать. Такими подростками мало осознаются также общественные интересы, социальные требования, предъявляемые к человеку. Во главу угла ставились только собственные желания, импульсы и эмоции. Им мало знакомо чувство тревоги. Обращает на себя внимание цинизм, демонстративное пренебрежение этическими нормами поведения.
Таким образом, можно сделать заключение о роли в возникновении антисоциального поведения определенных типов воспитания. Предупреждение этого деструктивного поведения связано с социально-психологическими факторами, повышением психологической грамотности в семье, улучшением психологического климата в микросоциальной среде.
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Написать комментарий
Ссылки по теме Воспитание подростков с антисоциальным поведением :
В пять минут можно изложить самую сложную мысль. Сначала подавайте короткой фразой главную суть. На это потратьте минуту. Потом давайте комментарии и цифры. На это - четыре минуты.
Теоретический конструкт психологии З. Фрейда. Одна из двух основ жизнедеятельности человека. Стремление к разрушению и саморазрушению. Представлено прежде всего агрессией. Противопоставляется...