Психология на RIN.ru: Развитие психики ребенка в раннем детстве (1-3 года) - Возрастная психология
ENGLISHRIN.ru - Российская Информационная Сеть

Развитие психики ребенка в раннем детстве (1-3 года)

это может вам помочь Каковы преимущества станозолола? Станозолол не предназначен для создания большого объёма мышечной массы

Развитие психики ребенка в раннем детстве (1-3 года)

1. Предметная деятельность как ведущая деятельность раннего детства.

Предпосылки предметной деятельности формируются еще в младенческом возрасте. Целью предметной деятельности является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Самостоятельно, без помощи взрослого ребенок не может понять назначение предмета.

 Исследователи Новоселова, Кисленко, Гальперин и др. изучали проблему развития предметной деятельности и выделили этапы ее развития:

1 этап: 1-1,5 года - ребенок не знает функций предметов;

2 этап: 2-2,5 года - жесткое закрепление функции за предметом;

3 этап: после 2,5 лет - отделение действия от предмета, ребенок осваивает функции предмета и начинает использовать одни предметы вместо других (предметы-заместители, когда ребенок начинает переносить усвоенные способы действия на другие предметы). В рамках предметной деятельности зарождается игра (в конце раннего детства).

2. Развитие психических функций в раннем возрасте

Рассматривая развитие психических функций, отметим, прежде всего, что раннее детство сензитивно к усвоению речи. Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами "взрослой" речи.

 К 1 году словарь ребенка - 10 слов; К 1г.8м. - 100 слов;

К 2 г. - 300 слов и более;

К 3 г. - 1000-1500 слов.

 Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действие ("мама идет"), действие и объект действия ("дай булку", "хочу конфету"), или действие и место действия ("книга там"). К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений. Речь становиться полноценным средством общения. Помимо речи, в раннем возрасте развиваются другие психические функции - восприятие, мышление, память, внимание.

Особенности восприятия ребенка

Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций доминирует восприятие. В этом возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле.

Внимание и память непроизвольны.

 Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами.

3. Проявление личности в раннем возрасте

Этапы развития личности:

 Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого - некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка.

Развитие психики ребенка в раннем детстве (1-3 года)

 Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности - вообще игнорируют. В противном случае, особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным - и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.

 Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя - простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя - сначала по имени, в третьем лице: "Тата", "Саша". Потом, к трем годам, появляется местоимение "я". Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка - осознание не только своего "я", но того, что "я хороший", "я очень хороший", "я хороший и больше никакой". Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена.

Сознание "я", "я хороший", "я сам" и появление личных действий продвигают" ребенка на новый, уровень развития. Начинается переходный период - кризис 3 лет.

4. Кризис 3-х лет

Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.

Л.С. Выготский, описывает характеристики кризиса 3 лет.

1) Первая из них - негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия - сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказано). Но это не непослушание.

2) Вторая характеристика кризиса 3 лет - упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство - не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.

3) Третья характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам - обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.

Развитие психики ребенка в раннем детстве (1-3 года)

4) строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков);

 5) своеволие - т.е. ребенок хочет делать все сам; но это не кризис 1-го года, где ребенок стремиться к физической самостоятельности, а стремиться к самостоятельности намерения, замысла.

6) протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями; по Л.С. Выготскому "ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними"

7) деспотизм - диктует свое поведение (если в семье 1 ребенок), проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему. Все эти явления могут проявляться с разной интенсивностью.

 

Туревская Е.И.

 

Электронные сигареты несут больше вреда Электронные сигареты несут больше вреда
Обычно то, что человек пытается усовершенствовать, приводит к плачевным результатам, которые сразу не заметны
ТОП- 5 Самых новогодних отечественных фильмом! ТОП- 5 Самых новогодних отечественных фильмом!
До нового года остается совсем не много времени, многие из нас уже украшают дома гирляндами и выбирают пушистую елку на елочном базаре
Дачные хитрости садоводов: какие растения нужно сажать вместе? Дачные хитрости садоводов: какие растения нужно сажать вместе?
В нашей статье мы расскажем об овощах, которые просто необходимо посадить рядом! Этот секрет знали еще древние индейцы! Итак, посадите вместе кукурузу, тыкву и горох
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Написать комментарий
Найдено в интернете по теме: Развитие психики ребенка в раннем детстве (1-3 года)
Психическое развитие в раннем детстве
... личности в первые три года ... развитие в раннем детстве. Развитие ... развитие психики ребенка, являются ...
Психическое развитие в раннем ...
Психическое развитие в раннем детстве ... 1.3. Особенности ... определяют развитие психики ребенка ...
Психическое развитие в раннем ...
... развитие ребенка в период новорожденности и от 1 года до ... психики ребенка в раннем детстве. ... 1.3 ...
Предмет, задачи и методы возрастной ...
Развитие психики ребенка в раннем детстве (1-3 года) 1. Предметная деятельность как ведущая ...
Возрастные особенности и ...
На развитие психики ребенка 1-3 лет ... постигает в раннем детстве. ... В возрасте 1-3 года активно ...
Дипломная работа: Развитие ...
1.3 ... в раннем детстве имеет центральное значение для формирования психики ребенка. В ... года жизни. В ...




Это интересно
ЭФФЕКТ РИНГЕЛЬМАНА: по мере увеличения числа участников происходит постепенное уменьшение средних индивидуальных вкладов в итоги групповой работы: С = 100-7х(К-1), где "С"- средний индивидуальный вклад, "К" - число членов группы.
Поиск по словарю
Новости
Для описания процесса общения Э. Берн вводит термин "поглаживание". Выбор этого понятия связан с потребностью человека " прикосновении...
Словарь психолога
Идиосинкразия
Болезненная реакция, непереносимость, возникающая у некоторых людей на раздражители, которые у большинства других людей подобных явлений не вызывают.
интернет магазин игрушек спб вы можете купить на tvoedetstvo.ru
CopyrightRIN © 2009 -
* Обратная связь