К. Юнг в свое время писал: "Быть "нормальным" - идеал для неудачника, для всех тех, кому еще не удалось подняться до уровня общих требований. Но для тех, чьи способности много выше среднего, кому не трудно было достичь успеха, выполнив свою долю мирской работы, для таких людей рамки нормы означают прокрустово ложе, невыносимую скуку, адскую беспросветность и безысходность. В результате многие становятся невротиками из-за того, что они просто нормальны, в то время как другие страдают неврозами от тогщ, что не могут стать нормальными ".
Тот факт, что различные психические функции человека взаимосвязаны, не означает, что они интегрированы в гармонично функционирующий организм. Конфликт - это тоже взаимосвязь: две враждующие армии взаимодействуют друг с другом.
Один из распространенных внутренних конфликтов - амбивалентность (двойственность) отношений к кому-либо или к чему-либо. Это приводит человека ко многим противоречивым поступкам. Другой конфликт - между стремлением к безопасности (конформность, инертность) и стремлением к росту, самоутверждению. Источником конфликта может служить также пробуждение новых потребностей, которые входят в противоречие со старыми. Таким образом, то, что называются "органическим единством" - это чаще всего цель человека, а не наличное его состояние.
Формирование новой личности вокруг нового центра является фундаментальной трансформацией, сменой взаимоотношений всех структур психики. Часто такая трансформация проходит несколько критических стадий, которые могут сопровождаться нервными и психическими расстройствами.
Р. Ассаджиоли выделяет четыре возможных критических стадии: кризис перед духовным пробуждением; кризис, обусловленный духовным пробуждением; реакции на духовное пробуждение; фазы процесса преображения.
Первая стадия характеризуется тем, что у человека появляется общее чувство неудовлетворенности. Возникает ощущение, что чего-то в жизни недостает, но непонятно - чего именно. Постепенно прибавляется ощущение неподлинности, пустоты повседневной жизни. Личные дела утрачивают ценность. Возникают вопросы о смысле своей жизни, о смысле жизни всего человечества, почему на Земле так много страданий и т.п. Часто в эти моменты люди неверно истолковывают свое состояние, считают отклонением от нормы, стараются бороться с собой, вернуться в "реальность" обыденной жизни. Многие стараются вести более активный образ жизни, как-то отвлечься от напрошенных мыслей. Но как они не стараются, опять все проявляется, состояние тревоги нарастает, ощущение внутренней пустоты становится невыносимым.
В этот период могут появиться опасения сойти с ума. То, чем раньше жил человек - обесценилось, а новый свет еще не появился. Бывает, что он даже не подозревает о существовании такого света или считает, что он не достоин такого озарения. В это же время может проявиться и нравственный кризис, обостряется чувство вины, испытываются муки раскаяния. Может появиться глубокая депрессия и даже мысли о самоубийстве.
Здесь приводится общая схема переживаний, в действительности они очень различны. Многие люди вообще не доходят до столь острой стадии, а некоторые достигают ее одним скачком. Другие мучаются сомнениями интеллектуального порядка и метафизическими проблемами. Все эти проявления напоминают различные симптомы, сходные с симптомами обычных психических заболеваний или пограничных состояний. Кроме того, стресс и переутомление, связанные с подобными состояниями, порождают в некоторых случаях физиологические изменения: нервное напряжение, бессонницу, расстройства пищеварения, кровообращения, работы желез внутренней секреции и т.д.
При тщательном анализе симптоматики, в процессе углубленного изучения личности пациента можно выявить природу и уровень внутреннего конфликта.
Р. Ассаджиоли считал, что природа патогенного конфликта в корне отличается от конфликта, связанного с необходимостью личностного роста.
В первом случае конфликт возникает либо между "нормальными" органическими влечениями, либо между этими влечениями и несбалансированным "личным Я", либо между "личным Я" и внешним миром, например, с родственниками, с друзьями, на работе и т.д.. Психические симптомы обычных пациентов имеют в общем регрессивный характер и связаны с возвращением к более ранней стадии развития. Многим из таких пациентов не удалось избавиться от эмоциональной привязанности к родителям. Проявляется инфантильная зависимость от них или других лиц. Иногда люди сознательно или неосознанно ищут убежище в болезни или недомогании, не желая выполнять требования обычной семейной или общественной жизни. В других случаях причиной расстройства становятся эмоциональные потрясения или тяжелая утрата, с которой человек не хочет смириться.
Во втором случае конфликт порождается пробуждением новых помыслов, стремлений, интересов нравственного, религиозного или духовного свойства. Подобные конфликты, наоборот, имеют прогрессивный характер, связаны с выходом на новый этап развития. Они возникают из-за активизации потенциальных возможностей сверхсознательного, из-за сильного "зова Небес" и противоречий, неизбежно возникающих при этом со "средней" и "низшей" частями личности.
Очевидно, что психотерапия, рассчитанная на пациентов разных двух типов должна существенно различаться. Для пациентов 1-ой группы терапевтическая задача - в том, чтобы помочь им освободиться от подавления, от внутренних запретов, страхов, инфантильной зависимости. Надо помочь им найти собственный путь от эгоцентричного, эмоционально искаженного видения нормальной человеческой жизни к объективному, здравому и разумному взгляду на нее, к осознанию наличия в ней обязанностей и обязательств.
При работе с пациентами второй группы гармония достигается путем правильного усвоения привходящих сверхсознательных энергий, то есть должна быть осуществлена не только личностная стадия психосинтеза, как в первом случае, но и трансперсональная, и духовная. Лечение таких пациентов методами для первой группы будет просто вредным, особенно, если психотерапевт игнорирует или отрицает существование и возможность самопостижения. Он может посмеяться над еще неоформленными стремлениями пациента, сказать, что это выдумки, дать им чисто материальное, приземленное объяснение. Вместо того, чтобы подвести пациента к состоянию раскрытия, он может настроить его на еще большее укрепление старой личности и, следовательно, еще больше обострить внутренний конфликт.
В том случае, если у пациента существуют симптомы из обоих источников - следует ориентироваться по ситуации. Достаточно часто смешиваются регрессивные и прогрессивные симптомы. Это происходит при неравномерном развитии. Недоразвитые части личности встречаются у большинства лиц, стоящих на Пути.
Следующая стадия трансперсонального этапа - кризис, связанный с духовным пробуждением. Подобный кризис переживают те, у кого произошел прорыв в "защите" поля сознания "личного Я" и поток новой информации из ранее недоступных областей бессознательного изливается на осознаваему территорию.
Если этап, связанный с первой стадией существует достаточно обособленно и занимает ведущую позицию именно в начале процесса трансформации, то кризисы, связанные с самим духовным пробуждением, с реакциями на духовное пробуждение и с фазами преображения могут протекать фактически одновременно, формируя просто общее специфическое состояние человека в этот период.
Тем не менее, хотя на пути духовного развития существуют болезненные моменты - это не значит, что люди, вступившие на путь самопостижения более подвержены психическим расстройствам. Часто страдания не достигают острой формы. Многие люди проходят путь духовного развития более плавно и гармонично. Расстройства, связанные с самопостижением легче поддаются коррекции, так как у таких пациентов задействованы уже высшие психические функции, к ним уже можно апеллировать, чтобы убедить человека принести необходимые жертвы для разрешения конфликта или подчиниться требуемой дисциплине.
В большинстве случаев человек способен назвать ту ситуацию, то событие, с которого начался духовный кризис. Это может быть какой-то первичный физический фактор - болезнь, катастрофа, операция, экстремальная физическая нагрузка или долгое время, проведенное без сна. Обстоятельства такого типа снижают психологическую сопротивляемость путем ослабления тела и выполняют роль мощного фактора, напоминающего о хрупкости человеческой жизни, о смерти.
У женщин кризис трансформации может начаться при сочетании физической и эмоциональной нагрузки во время рождения ребенка, т.к. роды являются ситуацией, несущей в себе потенциальную угрозу жизни. В каждом рождении присутствует элемент смерти.
Кризис может быть вызван сильными переживаниями, связанными с той или иной важной утратой (конец значимых любовных отношений, смерть близких:), иногда может быть финансовый крах, серия неудач. Началом кризиса могут послужить даже переживания, вызванные употреблением психотропных веществ, сеансом психотерапии, гипноза и т.п. Очень драматичными могут быть духовные кризисы, возникающие после околосмертных переживаний и в то же время они являются звеном, обеспечивающим доступ к очень глубоким трансцендентным состояниям.
Таким образом, широкий диапазон явлений, которые могут стать факторами, запускающими духовный кризис, дает возможность предположить, что эти факторы связаны с готовностью индивида к внутренней трансформации, которая оказывается в эти моменты более важной, чем внешние стимулы. Динамика бессознательного усиливается настолько, что заслоняет собой обычное ординарное сознание
. Активация психики, характерная для таких кризисов, обязательно включает в себя радикальное проявление различных старых травматических воспоминаний. Этот процесс по самой своей природе потенциально исцеляющ. Однако, на поверхность выходит так много психологического материала с различных уровней бессознательного, что это начинает оказывать влияние на повседневную жизнь человека. Это связано не с природой переживаний и их содержанием а с контекстом, в котором они принимают патологический характер.
Китайская пиктограмма для слова "кризис" состоит из двух знаков: один обозначает "опасность", другой - "возможность". Признание двойственности природы духовных кризисов - опасности и возможности имеет важные теоретические и практические последствия.
Изменения сознания у лиц, подпадающих под категорию духовногокризиса, качественно отличаются от тех, чьи случаи ассоциируются с органическими психозами. Духовный кризис должен осознаваться человеком, вовлеченным в этот процесс. Очень важна способность видеть принципиально важную степень отличия между внутренним миром и внешним, осознавать, что изменения относятся в первую очередь к внутренним процессам. Серьезным препятствием может стать частое использование механизма проекции, приписывание причины внутренних переживаний влияниям со стороны других людей или внешних обстоятельств.
Среди множества проявлений можно выделить наиболее общие типы переживаний, которые выходят на поверхность из сложного и запутанного внутреннего мира личности во время процесса трансформации.
Большинству людей во время трансформации приходится погружаться в так называемые "темные области бессознательного" и проходить через них прежде, чем они достигнут состояния свободы, света и умиротворения. Обычная повседневная деятельность может казаться в это время очень трудной или вызывать депрессию.
Внутренние противоречия настолько насыщены эмоциями, энергией, что бывает трудно отделить живые и яркие образы внутреннего мира от внешней реальности. На внешней деятельности бывает сложно сконцентрировать внимание. Может появиться тяжелое чувство страха, ощущение собственного безумия, озабоченность смертью, хотя эти состояния часто неизбежны, необходимы и целительны. Из бессознательного на поверхность вырывается большое количество подавленных ранее эмоций и воспоминаний. Многие воспоминание держат в себе элемент страха, стыда, одиночества.
Как духовный кризис в острой форме, так и постепенное, не вызывающее особого беспокойства постижение содержания глубин бессознательного - это трансперсональный уровень психосинтеза. Главной же целью психосинтеза является достижение "Духовного Я", т.е. духовный психосинтез.
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Написать комментарий
Ссылки по теме Трансперсональный этап психосинтеза. Кризис духовного роста:
Во Франции на что нужна мысль? - чтоб ее высказать. - В Англии? - чтоб привести ее в исполнение. - В Германии? - чтоб ее обдумать. - У нас? - Ни на что!
Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к...
Использовалось еще во времена Гиппократа и Галена для обозначения печального (унылого) расположения духа, с чувством поражения без объективных причин, с повышенной мечтательностью, а также часто со...