АГРЕССИВНОСТЬ - (от латинского ad-gressere - приближаться к другому человеку; близко по смыслу к рго-gressere, по смыслу противоположно ге-gressere - отходить, идти назад) для Перлза и для современных этологов агрессивность представляется "импульсом жизни", а не "импульсом смерти", как это выглядело для Фрейда; она необходима для активной ассимиляции внешнего мира и позволяет избежать интроекций. К примеру, чтобы переварить яблоко, необходимо сначала его разгрызть и прожевать.
АССЕРТИВНОСТЬ - самоутверждение без бахвальства или ложной скромности. Уверенная защита своих интересов или своей точки зрения с учетом мнений других людей.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - в Гештальте, безусловно, не отрицается значение феномена бессознательного, хотя оно и не является главной отправной точкой для самого терапевтического действия, которое организуется на основе актуальных телесных, эмоциональных или ментальных проявлений; другими словами, в практике Гештальт - подхода сознательно идут от видимого на поверхности к более глубоким неосознаваемым уровням.
ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ или Гештальт-теория, а также Теория формы. Течение в общей психологии, зародившееся под влиянием феноменологии в 1912 году (Эренфельс, Вертхаймер, Коффка, Келлер). Одним из основных положений Гештапьт-психологии является следующее: "целое отлично от суммы его частей" и появляется в результате их многочисленных взаимодействий. Гсштальт-психология особо подчеркивает значение субъективного восприятия.
ГОЛОС - в Гештальте придается большое значение работе с голосом: то, что говорится, настолько же важно, как и то, "как" говорится. "Бесцветный" или прерывающийся голос иногда выдает душевное состояние, отличное от того, которое клиент в данный момент описывает вербально, что может что может стать отправной точкой для последующей плодотворной работы. Самоутверждение с использованием голоса, ассертивность (утверждение себя при помощи голоса без ложного бахвальства или хвастовства) используется, в частности, в групповой Гештальт - терапии.
ГОМЕОСТАЗ - общий принцип саморегуляции живых организмов, сформулированный Кэнноном в 1926 году. Перлз настоятельно указывает на важность этого понятия в своей работе "The Gestalt Approach and Eye Witness to Therapy" начатой в 1950 году, законченной в 1970 и опубликованной после его кончины, в 1973.
ГРАНИЦА - КОНТАКТ - фундаментальное понятие Гештальт - терапии. Терапия происходит на границе - контакт между клиентом и его окружением (в частности, терапевтом): именно здесь могут обнаруживаться нарушение контакта и нормального цикла удовлетворения потребностей (или сопротивления). В частности, кожа является примером и метафорой границы - контакт: она одновременно изолирует человека от внешнего мира и связывает с ним.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - термин, введенный А. Маслоу (1954): "третья сила", движение, возникшее как реакция на детерминистскую технократическую экспансию психоанализа с одной стороны и на бихевиоризм, с другой. В экзистенциальной перспективе Гуманистическая психология напарвлена на помощь человеку в осознании собственной полной ответственности за свои выборы и на реабилитацию духовных ценностей.
ДЕФЛЕКСИЯ - одна из разновидностей"сопротивлений" или "потерь функции ego" (была предложена Польстерами). Дефлексия состоит в уклонении от контакта и перенесении переживаний в промежуточную зону не связанную ни с внешней реальностью, ни с реальностью внутреннего мира. Речь также идет о бегстве "здесь и теперь": в воспоминания, проекты, абстрактные рассуждения и т.д., что Перлз считал "интеллектуальной мастурбацией" ("mind fucking") или "чушью собачьей" ("bullshift").
ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ - "here and now" - по - английски, "hie et nume" - по - латыни. Перлз охотнее говорит о "сейчас и как" ("now and how"), что описывает актуальный процесс действия и взаимодействия.
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Написать комментарий
Ссылки по теме Международный Гештальт - лексикон (редактор С.Грингер):
Человек - существо разумное, и тому, что имеет, обязан именно этой своей особенности. Но, как часто бывает, в силе скрывается слабость. Зачастую наиболее уязвимым местом человека оказывается... его...