Категорияобщения в психологии. Потребность в общении. Психологическийанализпроцессаобщения.
Общение - необходимое условие развития, необходимая сторона деятельности, дает новое представление о мире и самом себе. Общение можно рассматривать как деятельность поскольку у нее существуют мотивы.
Потребность в общении.
1) ради чего общаются люди? Общение предполагает непосредственный контакт, в котором есть наличие вопроса и готовность дать ответ.
2) как общаются люди? Общение предполагает отношение. Отношение - наличие адекватного восприятия и понимание людьми друг друга. К. Роджерс: эмпатия.
3) общение являет своим результатом новое качество как результат взаимопонимания.
У. Джемс. Два аспекта потребности:
1) объективная необходимость.
2) психологическая представленность. ПВО:
1.1 быть частью целого, принадлежность.
1.2 аффективное сопричастие.
2.1 необходимость в признании.
2.2 чувство самоуважения.
Каков предмет ПВО?
В начале ХХ века оказалось, что болезненная чувствительность к внешним влияниям - результат недостатка общения. Эксперименты Харлоу. Макаки резус:
1) воспитание в общих условиях.
2) в условиях социальной изоляции.
3) муляж мамы из проволоки или покрытый пушистой материей. Итог: детеныши устойчиво предпочитают матерчатую маму.
Предмет ПВО - специфическая сенсорная мотивация, непосредственный контакт, который является условием эмоционального контакта. Сенситивный период в 2-2,5 месяца - комплекс оживления. Детеныши сначала контактируют с искусственной мамой, затем начинают отходить от нее все дальше. Сильное снижение развития детенышей на последующих этапах. Прямой контакт с матерью необходим на ранних этапах, потом он должен быть разорван, иначе происходит сильная задержка в развитии.
Вхождение в семью.
Необходимость полной семьи, наличие конкретных образцов для будущих социальных ролей. Дефицит их приводит к тому, что это место оказывается не уточненным, т.е. его может занять любой человек. Путаница ролей. Юнг: архетипическая ситуация - форма постановки и возможного решения личностной проблемы. Фрейд: Эдипов комплекс. Все будущие социальные взаимодействия определены разрешением тех проблем, которые возникли в семейной ситуации (триада). Анима ('душа'): архетип анимы - представление мужчины о женщине. Анимус ('дух'): архетип анимуса - представление женщины о мужчине. Законы выбора партнера у взрослого совпадают со сложившимися в семейной ситуации.
Подростковый возраст: полное вхождение в мир сверстников.
Развитие ПВО:
1) необходимо пережить этап становления частью целого. Эксперименты Шерифа. Вхождение в коллективное 'мы'. Задержка развития: всю жизнь делить мир на 'мы' и 'они'.
2) появление друга - человека для личностного общения. Пути ее развития в дальнейшем очень разнообразны. Например, Марсель Пруст, который выходил из дома только ночью.
Аспекты описания анализа:
1) поведенческий аспект. Диагностический подход. Результат факторного анализа - индивидуальный стиль общения. Пример: круговая модель Лири. Факторы: а) эмоциональное принятие - непринятие партнера; б) доминирование - подчинение; + в) симпатия - антипатия.
2) эмоциональный аспект. Речевое высказывание имеет содержание (текст) и условие его понимания (контекст). Эмоциональная сторона связана с контекстом. Способы передачи контекста: а) сравнение эмоционального состояния с другим состоянием. Б) оценка другого человека. Когда эмоция вмешивается в текст, она его нарушает. В) группы психологических защит.
3) психологический аспект: внутренняя сторона общения, ее психологические механизмы. 'Как я должен представлять себя, чтобы иметь возможность общаться?'. Э. Берн. 1) процесс общения разворачивается на нескольких уровнях, поэтому оно может быть представлено в качестве игры, т.к. могут возникать конфликты между социальными ролями. 2) полноценное общение как игра предполагает взаимосвязь между уровнями (параллельные трансакции). 3) даже отдельный акт общения имеет текст и контекст. Подлинное содержание может принадлежать не тексту, а контексту. Приемы воздействия могут быть прямыми и косвенными. Индивидуальный стиль общения: типовые модели игр.
Игра - характеристика субъекта общения, его жизненный стиль. Сценарии.
Материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от...