Участница формулирует вопрос: "О чем мне говорит этот сон?". Она хочет посмотреть на происходящее в этом сне со стороны, поэтому усаживается на стул поодаль сцены и наблюдает, как другие участники живут на сцене в роли подруги, ее родителей, самой М.
Шаг 3. Разогрев. Исследование.
Выбираются участники, в реальности пережившие недавно ситуацию, связанную с потерей близких. Они, в ролях родителей подруги, искренне горюют, Сцена повторяется снова и снова, приобретая накал реальной жизненной трагедии. Однако, участница М., наблюдая за происходящим, сначала улыбается, а потом начинает смеяться.
Шаг 4. Исследование. Точка парадокса в групповом катарсисе.
Другая участница группы, наблюдающая за М. и за происходящем на сцене возмущена: "Как можно смеяться над происходящим?!". Ей предложено сесть на стул М. и из роли видящей сон понаблюдать за сном. Она тоже начинает смеяться. Есть что-то порадоксальное в происходящем.
Шаг 5. Исследование. Кульминация. Инсайт.
Участнице М. предложено самой стать участницей сна и, приехать в другой город, чтобы встретиться с родителями "умершей" подруги. Когда она встречается с родителями и обнимает их, то понимает, что происходящее во сне имеет иной смысл, чем кажется.
Шаг 6. Обсуждение содержания символики сна.
Главным оказалось то, что чувствует М., обнимая родителей подруги. М. вспоминает, что несколько лет назад семья подруги уезжала. Родителями подруги были очень дружны и близки с ней и ее родителям. Но М. удалось проститься только с подругой. Попрощаться с ее родителями она не смогла, так как не успела вовремя приехать на вокзал. По прошествии нескольких лет М. стала замечать, что что-то изменилось в ее отношениях с уехавшей подругой. В письмах стало проскальзывать некоторое напряжение, отношения стали охлаждаться. Но не расстояние было помехой. М. испытывала какое-то непонятное чувство вины и незавершенности ситуации, хотя ей сложно было понять причину. Образы сна гротескно проявили скрытую тревогу. В психодраматической ситуации участница М. не только смогла поразмышлять об этом, а сыграть и прожить эту незавершенную ситуацию. Ее собственно тело, когда она обнимала участников, исполняющих роли родителей подсказало ей причину тревоги. ''Смерть" подруги во сне привела ее в город, где жила семья подруги, и эта "смерть" сама по себе могла символизировать намечающийся разрыв их отношений.
Шаг 7. Развитие психодраматического сюжета. Сцена изменения и завершения.
Когда содержание сна в процессе инсценирования и проживания участницей М. прояснилось, была разыграна сцена прощания на вокзале с родителями подруги (то, чего не произошло и недоставало в реальности). В результате этой завершающей сцены, участница М. почувствовала значительное облегчение и желание навестить подругу. Страха по поводу какого-либо угрожающего события подруге она не испытывала, так как символика сна для нее была прояснена.
Шаг 8. Обсуждение переживаний других участников психодраматической сцены.
Участница, исполнившая роль умершей подруги, пролежав неподвижно все то время, пока происходили многократные повторения сцен, проработала свое собственное переживание, связанное с мыслями о собственной смерти. Такое переживание ей показалось полезным и дало возможность пересмотреть некоторые решения, которые она принимала последнее время. Это дало ей понять, что смерть не является выходом из ситуации.
Таким образом, то, что неоднократно проигрывается в уме или во сне может оставаться значительное время непроясненным. Наше представление не обладает многомерностью пространства и не дает возможности увидеть что-то с разных сторон, изнутри, снаружи. В уме мы как бы переворачиваем разными сторонами предмет и можем изучить его стороны только по отдельности. Мы не можем стать этим предметом и не можем присоединить свои чувства и переживания. Наше переживание также оказывается плоским и одномерным. В психодраме за счет объективизации (то есть воплощении проблемы в реальности) возможно эффективное прояснение и разрешение проблемной ситуации.
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Область психологии, изучающая закономерности проявления и формирования в труде различных психологических механизмов. Выделяются следующие основные направления исследований: рационализация труда и...