Автор транзактного анализа Эрик Берн (Эрик Леннард Бернштейн) родился в 1910 в Монреале. В 1941 году Э. Берн начинает учиться на психоаналитика, где его подверг психоанализу Поль Федерн, коллега 3. Фрейда. Учеба была прервана Второй Мировой войной. С 1943 по 1946 год Э. Берн работает в качестве психиатра в медицинских войсках. После демобилизации из армии он возобновляет психоаналитическую учебу. В 1956 году подает заявление о приеме в члены профессиональной психоаналитической организации, но в третий раз получает отказ.
Э. Берн решает самостоятельно идти вперед и разрабатывает новый подход к психотерапии - транзактныйанализ. Отчасти это связано с раздражением Э. Берна на язык ортодоксального психоанализа, который он считал расплывчатым и сложным. Э. Берну нравилось придумывать и обыгрывать слова; его любимые термины, такие как "шантаж" и "игра" вошли в общий психотерапевтический лексикон. Когда несколькими годами позже Э. Берну предложили стать членом Психоаналитического института, он с благодарностью отказался. Несмотря на это, на протяжении всей своей деятельности он продолжал питать к психоанализу теплые чувства. Он даже заявил однажды, что если транзактныйанализ рассматривать как яблоко, то психоанализ можно считать его сердцевиной.
В 1964 году Э. Берн и его коллеги организовали международную ассоциации Транзактного анализа (МАТА). В этом же году в свет вышла его книга "Игры, в которые играют люди". Хотя Э. Берн писал эту книгу для небольшого круга профессионалов, однако, неожиданно для него, она стала бестселлером. Основные работы Э. Берна были завершены всего за несколько лет до его смерти. В 1970 году Э. Берн скончался от сердечного приступа.
ёЭ. Берн предложил выделять в психике человека три уровня: экстеропсихику, неопсихику и археопсихику . Феноменологически и операционно эти уровни проявляются в виде трех типов состояния Я, которые Э. Берн обозначил соответственно как Родитель, Взрослый и Дитя. Эти состояния рассматриваются как доступные наблюдению психологические позиции, принимаемые человеком. Если человек ведет себя по принципу "здесь и теперь" при реагировании на то, что происходит вокруг него и при этом использует весь потенциал взрослой личности, то это называется Я-состоянием Взрослого. Временами человек может копировать одного из своих родителей или других людей, которых он воспринимал как родителей. В этом случае его состояние обозначается как Родитель. Когда человек возвращается к стилям поведения, которые использовались в Детстве, то он находится в состоянии Дитя. В каждый конкретный момент человек пребывает в одном из этих трех состояний.
Под Я-состоянием Э. Берн подразумевал систему ощущений и чувств, которая определяет соответственно систему типов поведения индивида. Он считал, что это не абстракции, а реальные феномены. Человеческий мозг организует психическую жизнь, а продукты его деятельности упорядочиваются и хранятся в виде состояний Я. На разных уровнях психики существуют и другие упорядочивающие системы, например, как память на факты. Однако опыт естественным образом запечатлевается в меняющихся состояниях сознания.
Цель транзактного анализа - утверждение социального контроля, благодаря которому Взрослый сохранит исполнительную власть в отношениях с другими людьми, даже когда они пытаются вольно или невольно активизировать Дитя или Родителя человека (1,2). Это не значит, что в ситуации общения Взрослый остается одиноким в активном состоянии, но это значит, что Взрослый будет решать, когда оставить немного исполнительной власти Дитя или Родителю и когда ее отобрать.
Транзактныйанализ как подход индивидуальной и социальной психотерапии по Э. Берну включает в себя три вида психологической работы: структурный, собственно транзактный и сценарный анализ.
Впервые понятие коллективного бессознательного дано К. Г.Юнгом.. Человеческая психика - это часть мира. Коллективное бессознательное - это часть психики, которая не обязана своим существованием...