В литературе имеются многочисленные описания порождающих психическуюнапряжённость воздействий и ситуаций , которые называют стрессорами. При характеристике стрессогенных ситуаций указываются такие признаки , как 'сложные', ' трудные ', ' особые ', 'эмоциогенные ', ' критические ', ' аварийные ', ' чрезвычайные ', ' экстремальные ', ' сверхэкстремальные ', ' гиперстрессовые ' и т. п. Уже сам по себе этот перечень свидетельствует о том , что не существует единой терминологии для описания рассматриваемых ситуаций. Прежде всего , не выдерживается какое-то одно основание деления. Так , в одном случае акцент ставится на характеристике объективных особенностей стимуляции (' сложные условия ') , в другом - на отношении субъекта к этой стимуляции (' трудные условия ') , в третьем - на преобладающем компоненте возникшего состояния (' эмоциогенные условия ') и т. д. Более того , встречается разное понимание одних и тех же терминов. Так , понятие ' экстремальные условия ' одни авторы определяют как ' неблагоприятные для жизнедеятельности ', другие - как ' предельные , крайние значения тех элементов ситуации , которые в средних своих значениях служат оптимальным рабочим фоном или , по крайней мере , не ощущаются как источник дискомфорта ' ( Небылицын , 1966) , третьи - как условия , требующие мобилизации обычных ' буферных ', а иногда и ' аварийных ' резервов организма ( Ломов , 1970 ). Конечно , эти варианты понятия экстремальности в чём-то совпадают , перекрывают друг друга , но каждый из них , тем не менее , акцентирует лишь одну сторону экстремальности.
Возникает вопрос : какова природа стрессоров и в какой мере возможна их систематизация?
Экстремальность как особенность стрессоров. Хотя существует несколько определений экстремальности , но при употреблении этого понятия обычно ясно , что речь идёт не о нормальных , обычных условиях деятельности , а о существенно отличающихся от них обстоятельствах. Действительно , к ним относятся те виды стимуляции , которые характеризуются интенсивным , нередко сверхсильным воздействием ( например , шум при испытании реактивных двигателей на стенде ). Кстати , экстремальность в этом случае создаётся не только максимизацией , но и минимизацией интенсивности ( примером могут служить исследования , посвящённые проблеме функционирования организма и психики человека в условиях сенсорной депривации ). Экстремальность обусловливается не только интенсивностью , но и другими параметрами стрессоров. К ним относятся : качественное своеобразие последних , характеризующее физиологически особую среду , в которой может протекать человеческая деятельность ( температурные , барические воздействия , гипоксия , гиподинамия и т. п.) , характер действия стимула ( нерегулярность его появления , монотонность и т. п.) , объективная сложность самой задачи ( переработка огромных потоков информации в ограниченное время , отсутствие информации , необходимой для выполнения тех или иных действий , отвлекающие воздействия , высокий темп работы и т. п.). Одним из важных , но до сих пор мало исследованных факторов экстремальности является время. Считается , что этот фактор может существенно определять экстремальность стимула и , следовательно , степень напряжённости и её эффект. Это объясняется тем , что доступный человеку оптимальный темп психической активности у разных лиц неодинаков и переход через индивидуальные пределы этого темпа ведёт к возникновению психической напряжённости.
Ситуации, вызывающиепсихическуюнапряжённость
Общая особенность рассмотренных выше факторов заключается в том , что они превышают диапазон оптимальных воздействий и тем самым придают ситуации качество экстремальности.
Однако эффект стрессора не ограничивается лишь его специфическим действием , но обусловлен также и психологическими особенностями человека. Так , непосредственная опасность для жизни , сильная боль , которые признаются эффективными стрессорами , могут не быть таковыми в связи с выполнением определённой социальной роли или , например , в связи с религиозными мотивами. Психология располагает большим числом исследований , свидетельствующих о том , что мотивационные , интеллектуальные и другие психологические характеристики человека , его жизненный опыт , объём знаний и т. д. существенным образом корригируют влияние объективных свойств раздражителя.
Это даёт основание считать, что ' основная роль в возникновении угрозы принадлежит не столько объективной опасности и объективным возможностям противостоять этой опасности, сколько тому , как человек воспринимает ситуацию , оценивает свои возможности , т. е. субъективному фактору ' (Kofta,1973). Отсюда ясна тщетность усилий найти специфические факторы , обусловливающие возникновение психологического стресса. Внешняя ситуация способствует лишь выявлению адекватности или неадекватности функциональных , в том числе психических , возможностей человека в процессе выполнения той или иной деятельности.
Экстремальность может иметь разную степень выраженности. Предположим , такие ситуации , как сдача очередного экзамена , посещение зубного врача ( описываемые в литературе как стрессогенные ) , обладают для субъекта меньшей степенью экстремальности , чем , скажем , вождение автомобиля в часы пик ( если речь идёт о неопытном водителе ). Хотя все эти ситуации порождают психическуюнапряжённость , но для субъекта они имеют разную меру экстремальности : так , первые две ситуации оцениваются как трудные , при этом они могут быть как эмоционально отрицательными , так и эмоционально положительными , третья же ситуация оценивается как угрожающая.
Исходя из сопоставления силы мотивов человека и параметров ситуации , в которой протекает его деятельность , экстремальность можно представить как континуум , который включает по крайней мере три степени её выраженности , или три типа следующих ситуаций :
1 ) трудные ,
2 ) параэкстремальные ,
3) экстремальные.
Для всего ряда характерно постепенное нарастание экстремальности. Трудная ситуация характеризуется достаточно сложной для данного субъекта задачей , повышенной значимостью этой задачи , вторая и третья степени характеризуются строгими условиями , риском , высокой ценой возможной ошибки , а экстремальная также и тем , что от разрешения этой ситуации зависит дальнейшее существование субъекта (' быть или не быть вообще ').
Выделение этих типов ситуаций носит, конечно , относительный характер. Действительно , измерить в специальных единицах качественное своеобразие одной ситуации в отличие от другой невозможно вследствие того , что это своеобразие , а следовательно , и уровень экстремальности зависит при прочих равных условиях от потребностей , опыта , эмоциональности субъекта , его актуальных возможностей. В
Ситуации, вызывающиепсихическуюнапряжённость
месте с тем это различение позволяет , во-первых , соотнести указанные ситуации с интенсивностью возникающих при этом состояний напряжённости , что имеет важное значение для понимания наблюдаемых изменений в деятельности и поведении.
Во-вторых , оно свидетельствует о необходимости дифференцированного подхода к понятию ' экстремальность ', которое в последнее время стало употребляться весьма расширительно : для обозначения любых условий , порождающих стресс. Между тем традиционно это понятие обозначает лишь чрезвычайные воздействия , обладающие крайними , предельными значениями.
В целом , принимая во внимание особую роль психологических характеристик человека в возникновении и протекании психической напряжённости, естественно полагать , что экстремальность следует характеризовать не только по внешним , формальным признакам , но и по психологическим , учитывая своеобразие психологического облика субъекта , его мотивации , установок и т. д.
Виды стрессоров. В зависимости от механизмов возникновения стресса различают два его вида : физиологический и психологический. Несмотря на условность , такая дифференциация позволяет учитывать , к каким характеристикам субъекта преимущественно адресуются стимулы - биологическим или психологическим. С этой точки зрения можно выделить физиологические и психологические стрессоры.
Первые в своём биологическом влиянии на индивида превосходят некоторые средние , оптимальные величины , что ведёт к нарушению равновесия внутренней среды организма и угрожает его гомеостазису. Таким образом , физиологические стрессоры превышают адаптационные возможности индивида и связаны с характеристикой его как организма. К ним относятся различные изменения среды обитания , лишение сна , фармакологические воздействия , шум , вибрация и т. д.
В отличие от физиологических психологические стрессоры затрагивают психологические структуры. Их анализ требует учёта потребностно-мотивационных , волевых и других особенностей личности , её опыта и т. д.
Для воспроизведения состояний психической напряжённости в лабораторных условиях используются по крайней мере следующие три группы средств и приёмов.
1) К первой группе относятся факторы новизны , необычности и внезапности , влияние которых определяется не силой , не величиной , как в случае физиологических стрессоров , а отношением к прошлому опыту субъекта. Примером могут служить резкие звуки , пистолетные выстрелы , яркие вспышки света , имитация падения ( неожиданная потеря опоры ) , демонстрация соответствующих фильмов и т. д.
2) Вторая группа обусловлена характером деятельности , особенностями её протекания. Это те случаи , когда сама задача предъявляет повышенные требования к человеку. Здесь используются такие приёмы , как предъявление сложного задания , дефицит времени , увеличение темпа действий , совмещение двух деятельностей без снижения качества одной их них , монотонность , неопределённость ситуации и т. д.
Ситуации, вызывающиепсихическуюнапряжённость
3) К третьей группе относятся приёмы , связанные с изменением мотивации испытуемого , его отношения к задаче. Вот некоторые из них : создание конфликтного выбора при наличии у испытуемого несовместимых побуждений ; присутствие других лиц ( появление которых во время опыта является значимым для испытуемого ) ; введение элементов соревнования ( с экспериментатором или другим испытуемым ) ; акцентирование ' тестового ' характера эксперимента : представление выполняемой задачи как предназначенной для измерения интеллектуальных , мнемических и других способностей испытуемого ; сообщение последнему более или менее ложных данных о результатах его работы ; стимулирование успеха или неуспеха в зависимости от уровня его притязаний ; изменение вознаграждения за участие в опыте и т. д. Очевидно , что эти приёмы представляют наибольшую сложность в ходе экспериментирования , так как касаются важнейших вопросов - притязаний , установок , ценностей личности , своеобразия её прошлого опыта и пр., контроль которых в эксперименте не всегда может быть обеспечен.
Дифференциация физиологических и психологических стрессоров основывается на том , что они ' запускают ' разные механизмы , участвующие в реализации состояний напряжённости. Однако в действительности воздействие стрессоров на индивида имеет интегральный , комбинированный характер , вовлекая одновременно и физиологические и психологические процессы.
root@ns03.rin.ru), giving this error message/.html" class="ooa_title" >
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Написать комментарий
Ссылки по теме Ситуации, вызывающие психическую напряжённость :
Современный напряженный жизненный ритм приводит к тому, что человек в какой-то момент становится рассеянным, ему бывает трудно сконцентрировать свое внимание, чрезмерная забывчивость совершенно...
Аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных (связанных с познанием) представлений и общей пассивностью поведения....