это может вам помочьПлюсы фасадов В России фасады появились не так давно, как например, в Германии или Финляндия
Медитация как методизменениясознания
В течение примерно четырех тысяч лет восточные религии составляли 'карты внутреннего пространства' и разрабатывали способы наведения некоторых состояний сознания, чрезвычайно далеко отстоящих от обыденного сознания. За многообразием формулировок (неизбежным в условиях различных культур, 'образов мира') часто скрывается один и тот же путь и одна и та же цель. Интерпретация этих состояний зависит от установок, ожиданий, владения языковым материалом, но как показывают, например, исследования Д.Голмена (1977) под такими словами как 'дхиана', 'самадхи', 'фана', 'даат', 'турийа' и др., взятыми из буддизма Тхеравады, раджа-йоги, суфизма, Каббалы, кундалини-йоги, понимается одинаковое состояние. В Тибете различают два уровня религии: 'учение как уловка для достижения цели' и 'окончательное учение', на уровне которого доктринальные различия исчезают. К.Нараньо и Р.Орнстейн (1971) показывают, что многообразные методы медитации сводятся к двум-трем основным типам, каждый из которых имеет целью достижение определенного состояния сознания.
Этим состояниям в восточных культурах придается огромная ценность, их связывают с такими идеями как 'спасение', 'избавление от страданий', 'просветление', 'истинное видение'.
Эти медитативные техники опираются на своеобразные, также во многом схожие, учения о сознании, наиболее подробно разработанные в буддизме. Абаев (1986) , анализируя одно из наиболее авторитетных произведений буддизма махаяны -'Махаяна -шраддхотпада -шастру', описывает изложенную в шастре концепцию сознания. Под сознанием (синь) в буддийской литературе подразумевается 'источник высшей психической деятельности', 'условие объединения всех психических функций', включающее как сознательное, так и подсознательное в психике, объединяющее эмоциональные и интеллектуальные процессы.
Сознание 'обычного' человека рассматривается в единстве двух главных аспектов существования и функционирования:
1.'чистое сознание'-фундаментальный, сущностный аспект, одновременно представляющий собой истинную природу и сущность всех вещей и явлений, является постоянной и неизменной основой сознания;
2.'загрязненное', 'омраченное' сознание -преходящий и изменчивый аспект, делающий восприятие иллюзорным, от которого можно избавиться путем психической саморегуляции и тем самым освободить сознание от его омрачающего воздействия. Их комплекс, 'сознание-хранилище', рассматривается как постоянно изменяющийся поток сознания. Оно представляет собой взаимодействие и взаимопроникновение двух аспектов, таким образом, что они одновременно не едины и не различны.
Можно выдвинуть гипотезу о соответствии первого аспекта сознания энергии внимания-сознания, а второго аспекта -категориальным структурам сознания. По крайней мере при поверхностном анализе, здесь просматриваются удивительные совпадения и практически не видно различий. А такие концепции буддийской психологии, как 'сознание-хранилище', где два аспекта одновременно не едины и не различны, даже могут пролить свет на понимание взаимодействия базового осознания и категориальных структур в западной науке.
Медитация как методизменениясознания
'Омраченный' аспект сознания, согласно шастре, формирует 'семена'('отпечатки', 'следы') всех прошлых событий, поступков, желаний, идей и впечатлений, память о которых сохраняется в 'сознании-хранилище'(отсюда и название). Исходя из этого можно понять идею кармы (вернее лишь один из ее аспектов) , как идею обусловленности восприятия, мышления, поведения (вспомним 'тройную детерминацию' сознания по Тарту). Одно из главных таких 'омрачающих' формирований -комплекс 'Я'.
Согласно буддийской теории индивидуального 'Я', ни сам комплекс, ни элементы, из которых он состоит, никакой конкретной сущностью не обладают и не имеют реального бытия. Одним из основных факторов, 'омрачающих' сознание человека, является дискурсивно-логическое мышление, основанное на 'различении', выделении отличительных признаков, вербализации и концептуализации вещей и явлений действительности, которые на самом деле свободны от всего этого. 'Омраченное' сознание видит мир расколотым на оппозиции, разделенным на индивидуальные признаки и формы, увешанным ярлыками с наименованиями, принимая все это за истинную реальность. 'Все дхармы, - говорится в шастре, - изначально лишены всех вербальных признаков, всех форм описания, обозначения и наименования, всех форм концептуализации'.
Согласно шастре, для достижения 'просветленного' состояния необходимо лишь освободиться от ложного мышления, 'омрачающего' изначально чистое по своей природе сознание. В шастре поясняется, что под освобождением от ложных мыслей подразумевается непосредственное созерцание того, что находится за пределами мыслей, т.е. вне вербальной реальности. К.Нараньо и Р.Орнстейн отмечают, что для такого состояния характерны 'опустошенность', 'бессодержательность'и 'беспредметность'.
Вероятно, это не совсем точные характеристики. Действительно, если предположить возможность восприятия без категоризации, это будет восприятие единства, причем объект восприятия не будет отличен от субъекта. От ситуации 'я осознаю нечто' остается только предикат 'осознается', который сам по себе смысла не имеет. Поэтому такое состояние сознания характеризуется в буддизме как состояние 'ни осознавания, ни не-осознавания', в котором 'нет ни ощущений, ни их отсутствия'. Здесь налицо выход за пределы возможностей языка. Особое внимание уделяется в шастре практическим методам достижения просветления, среди которых главное место занимают две медитативные техники: 'шаматха', или 'самадхи' и 'випашьяна', или 'випассана'.
К этим двум видам медитации, как показал Голмен, примыкают большинство медитативных техник в разных культурах (медитацию я понимаю в узком смысле, -как работу с вниманием, в отличии от других техник, изменяющих сознание). Санскритский термин 'самадхи' в контексте буддийской психологии означает успокоение сознания, прекращение воздействия на психику человека всех возбуждающих и 'омрачающих' факторов. Сущность самадхи - концентрация, фиксация внимания на одном объекте. Предварительно сводятся к минимуму все сенсорные ощущения в результате принятия одной из специальных статических поз -асан и дыхательных техник -пранаямы.
Медитация как методизменениясознания
На ранних стадиях медитации существует напряжение между концентрацией на объекте медитации и отвлекающими мыслями, чувствами, желаниями. Ошеломляющие переживания, которые наступают в результате применения популярных на западе техник трансформации сознания -глубокое расслабление, интенсивные болевые ощущения в теле, живые сновидения наяву -все эти явления наступают и на первой стадии медитации методом самадхи как реакция на ограничение поступающей информации (явление, знакомое по опытам с сенсорной изоляцией).
Однако, постепенно мешающие мысли преодолеваются, внимание все больше приковывается к объекту. В.Н.Пушкин (1990) предполагает, что подобные результаты достигаются вслледствие усиленного питания кровью клеток коры, управляющих произвольными движениями глаз. Поначалу эти клетки обладают сравнительно небольшой регуляторной способностью, и взор, сосредоточенный на объекте, быстро выходит из повиновения. Но постоянная статическая работа клеток, связанная с управлением взором при неослабевающих усилиях в концентрации вызывает повышение кровоснабжения, а значит, развитие этой группы клеток. В ходе тренировки человек становится способным все дольше и дольше фиксировать свой взгляд.
Единственный недостаток этой теории -то, что объектом для медитации чаще служит образ, чем реальный предмет. При продолжительном непрерывном фокусировании на объекте медитации наступает момент, который знаменует собой первый разрыв с обыденным сознанием. Это -полное поглощение, растворение -'дхиана'. Ум внезапно как бы погружается в объект и остается в нем неподвижно, а мешающие мысли полностью исчезают ('прекращается внутренний диалог'- К.Кастанеда).
Нет ни восприятий через органы чувств, ни обычного осознавания своего тела; физическая боль не ощущается. В сознании преобладают восторг, блаженство и однонаправленность. Дальнейшие стадии углубления концентрации согласно другому буддийскому трактату -'Вишудхимагге', отражены в таблице 1 (по Д.Голмену, 1977). В качестве объектов концентрации помимо прочего могут использоваться особые рисунки - мандалы (интересно, что их структура имеет много общего у индейцев Южной, Северной Америки и на востоке) , монотонно повторяющиеся слоги - мантры.
Во многих религиях объектом концентрации служит 'личность Бога', главной характеристикой которой является бесконечная любовь (здесь психологу даже строить догадки трудно). Экстаз, получаемый в результате считается наиболее ценным состоянием сознания. Однако буддизм сводит это состояние к начальным уровням дхианы. Второй, не менее распостраненный вид медитации -випассана. Это трансцедентальный анализ своего внутреннего мира с помощью интроспективного созерцания и интуитивного постижения. Внимание медитирующего направлено на ощущения, чувства
Каждый человек старается уделять своему здоровью хоть какое-то внимание. Но из-за занятости на работе, семейных обязанностей или по каким либо другим причинам на это практически не остается времени. Решением этой проблемы стала Медискрин диагностика.
Комментарии пользователей
Написать комментарий
нКЭЦЮ оПНЖЕМЙН для Медитация как метод изменения сознания
Боевые друзья, корреспонденты "Комсомольской правды" М. Котов и В. Лясковский, однажды спросили А. П. Гайдара:
- Как вы относитесь к смерти?
- Отрицательно, - отчеканил Гайдар.
- Зачем же так дерзко лезете под пули?
- Чтобы жить!
Три различные 'карты' мира. Первое и самое важное открытие в НЛП: в опыте человека нет ничего, кроме зрительных образов ('картинок') , звуков и ощущений...
Неспособность пациента называть эмоции, переживаемые им самим или другими людьми, т.е. переводить их в вербальный план. Это явление было описано Р.Е. Зифнеосом в 1967 г. и рассматривалось им как...