Общеепредставление о научении. Навык и интеллект. Исследованияинтеллектуальногоповеденияживотных
А. Н. Леонтьев: эксперимент с американскими сомиками. Путь к приманке закрыт перегородкой, животное научается доплывать. Убрали перегородку - траектория изменяется постепенно. Задача решается нерационально: рассогласование между возможностями животного к отражению и условиями среды. Приманка - результат, перегородка - условия его достижения , предметы вступают в отношения между собой. Животное не решает рационально задачу, так как находится на стадии сенсорной психики и не различает предметы. Необходима новая форма поведения - навык: различие между результатом и условиями его достижения.
Навык- такой поведенческий акт, который строится, формируется по ходу выполнения при изменении условий.
Операция - способ достижения конечного результата, зависящий от изменения условий. Поведение субъекта- совокупность операций, в зависимости от условий используются необходимые. Усложнение форм отражения: + память, активное поведение. Почему операции могут возникнуть только на перцептивной стадии развития психики?
Анализ поведения. Чем отличается навык от интеллекта? Научение постепенно.
Инсайт - качественное изменение в поведении. Фазы интеллектуального акта:
1) фаза подготовки,
2) фаза реализации.
Келер: признак интеллекта - возможность решить задачу обходным путем (эксперимент с перегородкой между животным и приманкой). Необходима психическая ориентировка. Функциональное использование орудия, животное изготовляет орудие- существует психическое представление о нем (понятие). Функциональное понятие = ситуативное понятие. Противоречия между средой и содержанием отражения нет. Что есть, то и отражается.
Сравнительный анализ психики животных и человека.
Сравнительная психология: возможности животных открыты в искусственных ситуациях. Представление о животных использует языке описания человеческого поведения.
Конструктивная психология - философско-психологическое искусство эффективного восстановления, оптимального функционирования и интегрального развития человека в течение жизненного цикла.
Отражение объективных характеристик действительности в сознании человека. Поскольку все сущее (субъекты и объекты познания) имеет вероятностную природу, знания могут носить лишь вероятностный...