В дословном переводе с немецкого слово wunder-kind значит "чудо-ребенок". Но если переставить местами части слова, получится буквально "детская рана" или "раненый детством". Увы, наверное, не просто так это слово имеет вторую "начинку". Потому что очень многие чудо-дети в результате оказываются психологически ранеными своими ранними способностями... Почему? Здесь нужно начать сначала: как вырастить чудо-ребенка и почему из чудо-детей так редко вырастают чудо-взрослые?
...Если говорить не о буквальном, а о вольном переводе слова вундеркинд, то его обычно переводят как "особо одаренный". Но в общем можно сказать, что дети-вундеркинды помимо всех своих прочих способностей в основной степени особо одарены: родительским упрямством. Чтобы вырастить вундеркинда, одних детских способностей недостаточно: обязательно нужен взрослый, который методично и упрямо, преодолевая все сопротивления и капризы, будет заставлять ребенка эти способности развивать и выдавать результаты. Как правило, таким учителем или тренером является родитель (или даже если ребенок занимается у педагога-профессионала - все равно родитель следит за занятиями, за выполнением заданий, за графиком ...) В телевизионных конкурсах, где участвуют дети - певцы и танцоры, много несомненно талантливых (или, скажем так, подающих надежды) малышей, но совершенно ясно. что вовсе не ребенок (как гласят условия конкурса) заплатил за участие определенную сумму, а также снял свое выступление на видеокассету и отправил ее отборочной комиссии - но если ребенка к участию допустили, значит, кто-то это все за него проделал, кто-то, в конце концов, проявил инициативу. Говоря современным языком - кто-то должен делать ребенку "промоушен". Понятно кто - родитель...
Причем для формирования вундеркинда родитель нужен не всякий - именно такой, который будет стоять рядом с палкой и следить, чтобы ребенок делал все, как нужно: потому что сам малыш еще просто не готов к такому взрослому подходу к работе. Дети вообще быстро переключаются, внимание у них неустойчиво. У ребенка еще нет такой усидчивости, которая позволила бы ему заниматься по нескольку часов в день самостоятельно. Он не способен к долгой однообразной работе. У него нет собственной мотивации к высоким достижениям (ни карьерной, ни материальной, ни даже психологической). - в общем все те качества, которые у взрослых обычно называются инфантильностью, для ребенка естественны. Таким образом, ни один даже самый талантливый ребенок не сделает в раннем детстве особых успехов, не будь рядом того, кто станет понуждать его к занятиям...
То есть в общем-то одаренных только "от природы" вундеркиндов практически нет. Есть плоды родительского упрямства и непосильного детского труда. Как правило, задачу вырастить чудо-ребенка ставят перед собой родители, которые сами не смогли достичь в жизни желаемых высот и потому каждый такой ребенок - в первую очередь отражение родительских проблем: И первая цель такого родителя - возможность гордиться: "Вот какой у меня ребенок, вот какой я родитель!" И не задумываются, насколько это нужно самому ребенку?
КомунужныВундеркинды?
Как ни кощунственно, далеко не у всех вундеркиндов действительно есть талант. Чаще всего этот талант придумывают сами родители: Вот, к примеру, малыш снимается в кино. Он совершенно не актер, с ним наверняка пришлось немало помучиться режиссеру вкупе со всеми помощниками, но в итоге на экране видна совершенно очаровательная мордашка, умиляющая всех своей "детской непосредственностью". Зрители очарованы, маленький артист купается в успехе. А родители тут же ставят себе галочку: все, наш ребенок талантлив, у него большое кинематографическое будущее... Возможно, что (во многом под родительским напором) этот ребенок снимется еще в паре фильмов. Но пройдет время, дошкольник превратится в нескладного долговязого подростка, все очарование детской непосредственности пропадет или будет выглядеть неестественно. А кроме этого - в общем, ничего и нет: Хорошо, если родитель вовремя спохватится и перестанет толкать ребенка в кино. Но ведь бывает и так, что уже потерявшего всякий интерес для режиссеров юного "артиста" продолжают таскать по киностудиям различного ранга - от художественных фильмов до рекламы, и в результате от одного разочарования к другому ребенок будет думать о себе все хуже и хуже, и в результате полностью загубит свою самооценку. Да еще родитель, разочарованный тем, что ему не удалось стать предком кинозвезды, в сердцах бросит - эх, ты, бездарность, - вот вам и "раненый детством"...
Бесспорно, бывают и одаренные дети - но в этом случае опять же можно сказать, что все хорошо в меру. В том числе и развитие таланта. А в основном ведь в пресловутых вундеркиндах восхищает, честно говоря, не само качество их исполнения песен или музыки, а то, что маленький ребенок выдает результаты на уровне взрослого! Именно это расценивается как необыкновенность. И именно за это превозносят юного артиста. Не говоря уж о том, что ребенка изначально оценивают выше, чем взрослого, давая детям изначально снисхождение и никоим образом не критикуя. А в результате юное дарование получает в детстве два основных впечатления: во-первых, он приучается к постоянной похвале и не может воспринимать никакую критику, даже конструктивную (порой весьма необходимую), а во-вторых, оттого, что его заставляют работать в режимах, не свойственных детской психологии и физиологии, он при первой же возможности (когда чуть ослаблен родительский контроль) перестает работать вообще. Не потому что ленивый, а потому что просто за свое детство запредельно устал: И что получается? Физический рост есть, а творческого прогресса нет. И когда результаты, свойственные среднему взрослому, на сцене выдает средний взрослый - что в этом удивительного?
Таким образом и не вырастают из чудо-детей чудо-взрослые...
То же самое происходит не только в творчестве, но и в учебе - когда родители, горя желанием "вырастить вундеркинда", в рамках подготовки к школе учат ребенка тому, чего гарантированно не знают и не умеют одноклассники (замечу, не сам ребенок проявляет интерес, который можно поддержать, а родители насильно впихивают ему эти знания), то далеко не факт, что это пойдет ребенку на пользу.
КомунужныВундеркинды?
Во-первых, дети в первом классе могут и не оценить способностей малыша, -вместо того, чтобы восхищаться им, поднимут его на смех. Так случилось с одной девочкой, которую мама в пять лет научила говорить по-английски (причем научила не только говорить, но и активно этим бравировать). Ребенок пришел в первый класс, и желая сразу о себе заявить, заговорил со сверстниками по-английски. Класс дружно засмеялся, а потом стали говорить: "Вот та девчонка, которая по-русски говорить не умеет" или еще хуже "У которой наверное язык сломан". Смех смехом, а чудо-девочке пришлось через пару месяцев сменить школу.
А во-вторых, ребенок, получив первоначальные знания и откровенно скучая на уроках в начальной школе, привыкнет к тому, что учительница автоматически ставит ему пятерки, а то и вообще разрешает на уроки не ходить. И у него утратятся (а точнее - не приобретутся) навыки самостоятельной работы по добыванию и усваиваиванию новых знаний. Перейдя в среднюю школу, он уже не сможет быть "отличником на халяву", потому что начнутся другие требования, другой уровень знаний. И в результате такой ребенок сказывается на двойки, причем сам не замечая как. Вот пожалуйста, очередная "рана детства".
Ну хорошо, скажут родители таких детей: если мой ребенок скучает на уроках в первом классе - пусть идет сразу во второй, потом сразу в четвертый, и так далее: Мол, зачем терять десять лет, если способности моего чада позволяют сделать это быстрее? Причем явление это не уникальное: сколько известно ребятишек, которые в школе перешагивают через класс, а то и через два, заканчивают школьную программу экстерном, а потом где-то лет в 14 становятся студентами ВУЗа. Все восхищаются, педагоги ахают, родители других детей порой завидуют, газеты пишут, телевидение снимает...Но как в детской песенке про пластилиновую ворону: "А дальше?" По этому поводу хорошо сказала одна старая учительница, которая случайно по телевизору увидела передачу о четырнадцатилетнем мальчике, ставшем студентом МГУ. Она покачала головой и сказала: "Ох уж эти родители. Куда они только торопятся? Можно подумать, у них дом горит!"
Увы, старая педагогесса права... торопятся тут тоже именно родители, а не сам ребенок. Да, практически все дети, если их не подавлять изначально, а наоборот, развивать их любознательность, могут хорошо учиться, как говорится, схватывая на лету. Интеллект развивается, дети легко воспринимают информацию и пользуются ею. Но для того, чтобы по воле родителя сделать вундеркинда, нужно набить ребенка этими знаниями как можно плотнее. Пройти школьную программу как можно раньше, раньше поступить в институт: Зачем? А затем, чтобы педагоги ахали, родители других детей завидовали, газеты писали, телевидение снимало - в том числе снимало не только чудо-ученика, но и его родителей. Вот, мол, какого умника вырастили!
А самому умнику каково? Можно, конечно, сказать, что он получил некую фору: пока его сверстники будут получать высшее образование, он уже найдет себе хорошую работу, раньше начнет делать карьеру, раньше встанет на ноги: Но тут, как говорится. "гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Точнее - про то, что ребенку все же не 17 лет, а 14. И воспринимать его будут соответственно - для детей даже учеба порой становится вторичной по отношению к социализации в детском коллективе, а когда такой чудо-ученик оказывается среди студентов - он наверняка будет "инородным телом"... Чем, собственно, он будет выделаться в ВУЗЕ? Все кончили школу, все сдали экзамены и были приняты. Только всем 18, а ему 14. Так это разве повод для восхищения? Скоре это повод для смеха и шуточек: мол, молодой еще, помолчи, когда старшие говорят: Никто в институтской среде в общем-то не принимает его всерьез. Он наверняка не сможет найти со старшими сокурсниками общего языка. И в результате в студенческой среде окажется не знаменитостью, а изгоем. Вот и еще почва для комплекса неполноценности - не говоря уже о том резком "перепаде давления", которое ощущает юный студент, переходя от восхищения к откровенному игнорированию. И ко всему прочему - зря положено столько труда, сейчас уже никто это не оценит...
КомунужныВундеркинды?
Таким образом, уважаемые господа родители, если вы вправду думаете о ребенке, а не о своей реализации за счет потомства, - подумайте: нужно ли самому ребенку быть вундеркиндом? Да, одаренность присуща практически всем детям, и ее вполне можно поддерживать - но не форсировать, не ломать, не идти против всех психологических и физиологических законов развития ребенка. В конце концов, дети часто бывают одарены в разных областях, поэтому подождите - лет в 7-8 ребенок сам определится, какая область привлекает больше всего его самого, и начнет сам работать над собственными успехами: сначала немного по-детски, потом все серьезнее и активнее.
Таким образом он сам будет более полноценно, если так можно выразиться, взрослеть, сам получать мотивацию развивать свои умения и с большей вероятностью может стать чудо-взрослым. А в ситуации с вундеркиндами родители хотят вытрясти из ребенка результаты его одаренности раньше, чем они вообще могут появиться. Ведь чтобы сделать из ребенка вундеркинда, надо начать натаскивать его примерно чуть ли не с полутора-двух лет!..
Особо неистовые родители и педагоги могут заметить: разве вы против детских талантов? Вовсе нет, я не против, я за, но ЗА гармоничное развитие ребенка. Чтобы как минимум самому ребенку было из чего выбирать. А не за упрямое натаскивание малыша, причем кстати, по тому направлению, который чаще всего выбирает пресловутый родитель: Вспомните Козьму Пруткова: "Специалист подобен флюсу - полнота его одностороння". Точно так же "односторонней", да еще и "скоропортящейся", является исключительность чудо-детей. Вообще как сказал другой педагог со стажем, "еще не известно, каких детей можно назвать чудом: тех, из которых родители делают краткосрочные машины для достижения успеха, или те, кто учится с детства достигать успеха самостоятельно!"
Нарицын Н.Н.
Можно и продолжить разговора о вундеркиндах: о другой крайности раннего развития. Когда ребенка, наоборот, стараются "задержать в детстве". И получается, что обе эти крайности одинаково плохи для развития ребенка, в том числе действительно талантливого "самого по себе"...
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Оказывается, о человеке можно многое узнать не только по тому, над чем он смеется, но и понаблюдав, как он это делает.При смехе вы обычно касаетесь мизинцем своих губ.
Это значит, что у вас имеются...
Форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации энергия сексуального влечения преобразовывается в социально приемлемые формы активности, в частности в творческую активность.