Психология на RIN.ru: Школа Выготского - Психологические школы
ENGLISHRIN.ru - Российская Информационная Сеть

Школа Выготского

это может вам помочь Сергей Миронов раскритиковал поправки в ПДД, касающиеся средств индивидуальной Сергей Миронов раскритиковал поправки в ПДД, касающиеся средств индивидуальной мобильности Передвижение на гироскутерах и моноколесах необходимо регулировать отдельными нормами Председатель партии "Справедливая Россия", руководитель думской фракции Сергей Миронов полагает, что намерение чиновников приравнять скейтбордистов и самокатчиков к автомобилистам порождает ряд абсурдных и заведомо невыполнимых требований

Школа Выготского

ШКОЛА ВЫГОТСКОГО - направление в отечественной психологии и педагогике, созданное Выготским. Возникла в середине 20-х гг. в Институте экспериментальной психологии, где помимо Выготского работали несколько ведущих представителей школы (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия), как 'культурно-историческая школа'. В этот период основным направлением деятельности школы была разработка вопросов влияния социокультурных процессов (прежде всего связанных с хозяйственной и производственной деятельностью) на развитие психики (памяти, внимания, восприятия, мышления и т.д.), рассматривавшееся на материале истории культуры. Однако достаточной разработки эти вопросы не получили (вышла в 1931 только монография А.Н. Леонтьева 'Развитие памяти'). Предложенная школой историко-культурная исследовательская программа была подвергнута критике и привела к смене научной ориентации.

В 30-х гг. школа Выготского разделяется на две группы - Московскую, базировавшуюся в Экспериментальном дефектологич. институте (ЭДИ), Институте психологии, а позднее - в исследовательской лаборатории Всесоюзного института экспериментальной медицины (ВИЭМ) - Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Д.А. Эльконин, Л.А. Божович и др.; и Харьковскую - на базе Украин. психоневрологич. ин-та - А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, П.И. Зинченко и др. В этот период школа испытала опр., хотя и незначит., влияние психоанализа (выразившееся в повышенном внимании к эмоц. процессам), а также теории детской психологии Ж. Пиаже.

В теории и методологии понимания психологии человека школа Выготского в этот период ориентируется на следующие принципы, сформулированные Выготским: индивидуальные психологические процессы обусловлены коллективными социальными процессами (процессами активного преобразования внешнего мира); психика человека состоит из ряда функциональных подсистем (мыслит., воспринимающей, запоминающей, формообразующей и др.); развитие психических процессов детерминировано звуковой деятельностью человека (прежде всего речью).

Основной предмет исследования школы Выготского - развитие детской психики, проблемы социализации, воспитания, а также психологии худож. творчества (преимущественно детского, единственным серьезным исключением являются лишь работы Леонтьева по психологии восприятия кинофильмов, выполненные им во ВГИКе в нач. 30-х гг.). Ключевой проблемой для школы Выготского. в это время стало построение теории деятельности (как практической - предметной, так и знаковой, хотя и в последней усматривалась прежде всего предметная направленность). Деятельность рассматривалась как универсальная психологическая категория, характеризующая сознательное поведение, направленное на практическое освоение действительности. В деятельности усматривалось достижение опр. единства между интеллектуальной и эмоциональной составляющими психики, между мышлением (образным представлением предмета) и речью (его понятийно-знаковым отображением). Работы основных представителей школы, имевшие преимущественно прикладную направленность, посвящены проблемам психологии образного освоения действительности и худож. формообразования (Леонтьев), педагогике интерактивного воспитания (Эльконин, Божович, Гальперин), методике психологии и педагогики (Гальперин, Зинченко), сознательности и произвольности деятельности ребенка (Леонтьев, Запорожец), роли игры в становлении психики (Эльконин) и др. При этом исследования участников Московской группы имели более психологическую направленность (выявление динамических связей деятельности с формированием сознания и личностных качеств), что определялось теоретической направленностью поисков Выготского, в то время как Харьковская группа фокусировала внимание на проблемах педагогического характера (методики и теории воспитания, игры, детского восприятия и др.). Значит, внимание и в той, и в другой группе уделялось проблемам культуры (хотя само это понятие встречается редко), рассматриваемой прежде всего как речевая деятельность. Выявляя закономерности связи мыслительной, деятельности и речевой практики представители школы Выготского рассматривали устойчивые общезначимые нормативные и ценностные образования, формирование практических и научных (отвлеченных) понятий, соотношение интеллектуальной и эмоциональной составляющей в процессах образной деятельности. И хотя сама по себе образная деятельность (творчество) рассматривалась лишь как одна из спец. форм практической (предметной) деятельности, признание значит, роли ее в развитии психического мира человека и формировании личностных представлений является немаловажным.

Школа Выготского просуществовала до начала Великой Отечественной войны. Оккупация Харькова привела к распаду Харьковской группы и переезду части ее участников в Москву, однако в условиях войны и послевоенных репрессивных процессов в советской науке дальнейшее существование школы как самостоят, образования оказалось невозможным, хотя отдельные ее члены продолжали научную и обществ, деятельность.

Школа Выготского внесла значительный, вклад в развитие 'деятельностного' направления в отечественной психологии, воспитательной педагогики, психологии художественного творчества. Однако в условиях информационной закрытости, вызванной критической оценкой школы 'официальной' наукой, деятельность школы не получила достаточного освещения и осмысления в науке и само ее существование как единого самостоятельного направления до сих пор подвергается сомнению.

Лит.: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940; То же. В 2 т. М., 1989; Петровский А.В. История советской психологии. М., 1967; Брушлинский АВ. Культурно-истор. теория мышления. М., 1968; Лурия А.Р. Этапы пройденного пути.М., 1982; Леонтьев А.Н. Избр. психол. произведения: В 2 т.М., 1983; Запорожец А.В. Избр. психол. труды: В 2 т. М., 1986; К 90-летию Л.С. Выготского: Научный архив // Вестник МГУ. Сер. 'Психология'. 1986. ? 4; Моносзон Э.И. Становление и развитие советской педагогики 1917-87. М., 1987; Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1994.

А.Г. Шейкин

http://www.philosophy.ru

KISSES.RU - уникальный сайт для серьёзных знакомств
На сегодняшний день многие люди страдают от одиночества
Мордовская школа высшего спортивного мастерства отмечает своё 10-ти летие
Мордовской Школе высшего спортивного мастерства исполнилось 10 лет со дня основания
Жительницы Москвы выбирают качественные золотые серьги
Южная Америка знаменита своими ювелирными изделиями
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Написать комментарий
Найдено в интернете по теме: Школа Выготского
О системе | Теория | Теория Занкова и ...
Но я всегда говорю о том, что есть школа внутри школы, и на самом деле символ школы Выготского - это ...
Роль и значение научной школы Л.С ...
... крупной фигурой, широко представленной в мировой науке, является научная школа Л.С. Выготского.
Журнальный зал | НЛО, 2007 N85 | НИКОЛАЙ ...
Грэхэм прямо и без обиняков говорит, что школа Выготского является явно и последовательно ...
АЛЕКСЕЙ НИКОЛАВИЧ ЛЕОНТЬЕВ
... версия: пришли к Выготскому молодые психологи Лурия и Леонтьев, и началась школа Выготского.
Реферат: Л.С. Выготский и его школа ...
Л.С. Выготский и его школа ... Вся научная деятельность Л. С. Выготского была ...
Библиотека / Возрастная и ...
... благодаря их исследовательским работам сложилась научная психологическая школа Л. Выготского.
Л. С. Выготский - update 22.03.06 ...
Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, a.b. Запорожца (школа Выготского) или у С.Л.Рубинштейна.




Это интересно
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОШИБКА АТРИБУЦИИ: обычно мы любой успех воспринимаем как наш собственный, а любую неудачу - как следствие системы.
Т. Питерс, Р. Уотермен
Поиск по словарю
Новости
Из всего многообразия причин, по которым люди остаются девственниками, сексологи выделяют пять основных.
Словарь психолога
Диссимуляция
Сознательное стремление скрыть болезнь и его симптомы. Наблюдается в основном при заболеваниях, которые сопряжены для человека с некоторыми объективно или субъективно невыгодными условиями....
CopyrightRIN © 2009 -
* Обратная связь