Психология на RIN.ru: Описательная психология - Психологические школы
ENGLISHRIN.ru - Российская Информационная Сеть

Описательная психология

это может вам помочь Плюсы фасадов В России фасады появились не так давно, как например, в Германии или Финляндия

Описательная психология

      В период открытого кризиса о новом подходе к изучению духовного мира человека заявил немецкий психолог В.Дильтей (1833-1911), основатель"философии жизни". Он выступил с критикой академических философских школ с притязаниями на новое мировоззрение, основанное на самой жизни, этой единственной реальности, постигаемой посредством творческих инстинктов и гениальной интуиции. Основной психологический труд "Описательная психология" (1894).

Деятельность В.Дильтея протекала в ситуацииострых дискуссий о методологии исторического и гуманитарного знания (наук о духе). Согласно Дильтею, все науки о духе должны базироваться на психологии.

Он исходил из положения о том, что все "системы культуры- хозяйство, право, религия, искусство и наука и внешняя организация общества в союзе семьи, общины, церкви, государства возникли из живой связи человеческой души...и не могут в конце концов быть поняты иначе, как из того же источника. Психические факторы образуют их важнейшую составную часть, и потому они не могут быть рассматриваемы без психического анализа". Вследствие психологизации трактовки общества и наук о духе оказалось, что "развитие отдельных наук о духе связанно с разработкой психологии". Утверждалось, что "психология будет основанием наук о духе, подобно тому как математика- основа естествознания".

Однако существующая психология была подвергнута Дильтеем сокрушительной критике, ибо до сих пор она развивалась из "неправомерного распространения естественнонаучных понятий на область душевной жизни", так как естествознание рассматривалось как единственно подлинная форма научного знания. Естественнонаучная ориентация психологии, особенно в период ее становления как самостоятельной науки,получает у Дильтея отрицательную оценку. "...В кровеносной системе познающих субъектов, которых конструируют Локк, Юм и Кант, тетчет не настоящая кровь, но разбавленный сок разума в виде чисто мыслительной деятельности". Критике подвергались принципы психологии, которую Дильтей называет объяснительной, её гипотезы, представления об эелементах- атомах и их ассоциациях и др., которые недоказуемы. Её предметом не являлась полнота человеческой природы- объяснительная психология не может объяснить подлинную жизнь души потому, что занимается незначительными феноменами и трактует их неправильно. Эти ошибки проситекают из непонимания специфики психологии как одной из наук о духе, по сравнению с естественными науками по предмету и по методу. Естественные науки имеют дело с фактами, которые даются извне, при поредстве чувств как единичные феномены. Связь между ними устанавливается путем дополняющих заключений. В психологии факты выступают изнутри как некоторая живая связь душевной жизни, как нечто первично данное. связные комплексы первоначальны и даны в переживании, они представляют неразложимую цельность.

По методу эти науки также отличны друг от друга. Естественные науки пользуются объяснением, привлечением гипотез, экспериментом. Природу мы объясняем. Психология имеет дело с сознанием, которое нужно описать. Необходимо отказаться от объяснения в этом естественнонаучном смысле, в смысле поиска причин. Душевную жизнь мы постигаем, т.е. уясняем ее смысл. Эксперимент в психологии возможен, но только в пограничных областях душевной жизни, в центральных же- нет.

Противопоставление понимния (Verstehen) и объяснения ( Erklahrung)- центральный методологический принцип описательной психологии. Это противопоставление явилось формой критики натурализации в психологическом исследовании, которая свойственна естественнонаучно ориентированной психологии. Понимание как метод понимающей психологии принципиально отлично от интроспекции. Интроспекция ограничивает познающего содержанием его сознания, закрывая выход в сферу объективного. "Мы постигаем человеческую природу не с помощью интроспекции...Существуют новые категории, образы и формы жизни, к которым и слудет обратиться и которые сами не обнаруживаются в индивидуальной жизни. Индивид- это лишь точка пересечения систем культуры и организаций, куда вплетено его бытиё: как же можно их понять, исходя из индивида?". Понимание не тождественно и рациональному познанию в понятиях: описательная психология обязанна выяснить невозможность того, чтобы переживания были возведены в понятия. "Что такое человек, можно узнать не путем размышления над самим собой и даже не посредством экспериментов, а только лишь из истории".

Понять- это значит оценить субъективные переживания как осмысленные, включить субъективные переживания в более широкие смысловые связи, которые определяют их. Эти связи находятся вне субъекта, в духовной культуре, воплощенной в искусстве, религии, морали, праве. В противоположность абстрактой схематичной объяснительной психологии описательная психология (или расчленяющая) есть подлинная психология. Её предметом являются развитой человек и полнота готовой душевной жизни. Она должна быть описана, понята и анализированна во всей её целостности. Каждое состояние сознания одновременно включает в себя интеллектуальныю часть (его содержание), побуждение и чувство (нравится- не нравится), волевой компонент как намерение, которым направляется всякий мыслительный процесс. Внутренняя сопряженность этих моментов составляет собственную структуру сознания. Побуждение и чувство занимает центральную часть в структуре душевной жизни. Они объединяют всю нашу душевную жизнь в единую связь таким образом, что именно они направляют духовную активность на некоторые предметы среды, которым придают чувство удовольствия и удовлетворения побуждений: таким образом, находящееся вне нашей душевной жизни, с чем соединяются чувства удовлетворения, переживается как ценность. Таким образом, жизненная ценность через соотношение с субъектом- это то, чем мы пользуемся для достижения чувств удовольствия и удовлетворения. Мы постигаем ценность жизненных отношений, взглядов и идей, деятельности, выбирая из этоо то, что нам полезно, и создаем новые ценности в процессе жизни. Постижение ценностей и созидание новых ценностей составляют сущность душевной жизни и психического развития.

Развитие душевной жизни просиходит в условиях развития тела и зависит от связи с окружающим миром- физической и духовной средой. Движущей силой развития являются чувства и побуждения. Развитие складывается из отдельных жизненных состояний, из которых каждое стремится добыть и задержать свою жизненную ценность. Каждый возраст характеризуется направленностью на свои ценности. В детстве игра является необходимым проявлением жизни. В юношеском возрасте складываются идеалы жизни, границы которых неисчерпанны. В зрелости происходит сознание действительных ценностей. В старости человеку открываются особо значительные ценности. Произведения, созданные в старости, отличаются особой возвышенностью. Та жизнь была бы совершеннейшей, в которой всякий ее момент был бы исполнен чувством своей самодавлеющей ценности. Развитие состоит в переходе от элементарных к более высоким ценностям, ибо "с поступательным течением жизни развивается все более расчлененный склад душевной жизни, которому дотупны все высшие соединения". Мысли В.Дильтея о том, что всякий период жизни обладает самостоятельной ценностью, созвучны современным представлениям о качественном своеобразии и непереходящей ценности отдельных периодов детства, уникальных возможностей, создаваемых ими для формирования соответствующих психических процессов и качеств. По точной оценке С.Л.Рубинштейна, "в противоположность глубинной психологии Фрейда, психология Дильтея может быть охарактеризованна как вершинная психология. Так же, как Фрейд, Дильтей хочет познавать психологию личности в ее глубинах. Но в отличии от Фрейда, и даже в противоположность ему, он исходит из того, что психологические глубины личности раскрываются не в самых низших её влечениях, а в самых высших её объективированнных проявлениях".

Позиции В.Дильтея получили развитие в духовно-научной психологии Э.Шпрангера (1882-1963). Её задачей является исследование отношения индивидуальной духовной структуры субъекта к структуре объективного духа (предмет общей психологии как науки о духе). Основное понятие психологии Шпрангера- формы жизни.

От общего утверждения В.Дильтея о соотношении структуры душевной жизни с культурой и о ценности как определяемой эмоциональным отношением субъекта Шпрангер переходит к классификации ценностей и производит её по более объективному, чем эмоциональное отношение, как это было у Дильтея, основанию. Ценности- это объективные образования, независимые от субъекта, противостоящие ему и оказывающие на него воздействия. Это весь мир- природа, наука, искусство и т.п. Э.Шпрангер выделяет шесть типов объективных ценностей: теоретические (область науки, проблема истинности); экономические (материальные блага, полезность); эстетические (стремление к оформлению, выражению своих впечатлений, к самовыражению); социальные (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни, чувство себя в другом); политические (власть как ценность), религиозные (смысл жизни). В каждой индивидуальности представленны все шесть типов ценностей, но в особом направлении и с разной силой; руководящие, определяющие жизнь образуют психическую структуру личности. На основании преобладании той или иной ценности различаются шесть типичных основных форм индивидуальности, называемых Шпрангером формами жизни потому, что они до некоторой степени определяют форму, в которой протекает жизнь индивида. Теоретический человек (все его стремления направлены к познанию); эстетический (стремится постигнуть единичный случай, исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями); экономический (эффект полезности как смысл всей деятельности, всей жизни); социальный (смысл жизни в общении, любви, в жизни для других); политический (стремление к власти и чести, господству и влиянию); религиозный (относит всякое единичное явление к общему смыслу жизни и мира). Поскольку в жизни нет чистых типов, каждый отдельный конкретный случай нужно уметь привести к одному из этих типов. Исходя из этих психологических представлений, Шпрангер делал педагогические выводы. Всеобщее образование не должно быть одинаково для всех. Педагог должен интуитивно угадать еще не сформировавшуюся и не осознанную ребенком психическую структуру и готовить его к наиболее целесообразному и доступному для него пути жизни. Понимающая психология открыто пртивопоставляет себя естественным наукам и носит умозрительный характер. Её вывод о невозможности естественнонаучного объяснения в психологии звучит возвращением к старой идеалистической психологии как науке о душе. Сделанная в этом направлении попытка соотнести структуру отдельной личности с духовными ценностями и формами культуры, созданными исторически, в силу идеалистического их понимания представляла развитие высших психических функций как чисто духовный процесс. "При таком понимании истории и культуры и при таком понимании психологии сказать, что психологию следует изучать исторически,это значит, в сущности, что духовное следует сближать с духовным... понимающая психология далека от адекватной разработки проблем культурного развития".

                  Ждан А.Н. история психологии: от античности к современности: Учебник для студентов психологических факультетов университетов. Изд.третье, исправленное.- М.: Педагогическое общество России, 2002-512с.

Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Написать комментарий
Найдено в интернете по теме: Описательная психология
Психология - Персональный сайт В.И ...
Описательная психология http://psylib.org.ua/books/dilte01/index.htm Куттер П. Современный психоанализ.
Психология
Описательная психология. 1894. - 1996; Дьяков А.В. Феликс Гваттари. Шизоанализ и производство ...
Курсовая работа: Описательная речь ...
Готовые курсовые работы по предмету психология на тему: Описательная речь у младших школьников.
Психология - Политехнический ...
... и неофрейдизм; гештальтпсихология; французская социологическая школа; описательная психология ...
Общая психология
Общая психология. Психологи России ... Описательная психология: 1186563131: 0: Дильтей В.




Это интересно
ОПТИМАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОДХАЛИМАЖА, согласно исследованиям, состоит в том, чтобы всегда соглашаться с начальством по тем вопросам, которые для него важны, и возражать, да и то для вида, по тем, которым начальство не придает принципиального значения.
Поиск по словарю
Новости
Тренинг личностного роста
Фоторобот
Цель упражнения: - формирование творческого воображения; - формирование умения абстрагироваться
Словарь психолога
Фобия
Непреодолимый навязчивый страх перед каким-либо предметом или явлением. Фобии могут быть как "житейскими" (страх смерти, страх болезни), так и нелогичными (страх закрытых или открытых пространств)....
CopyrightRIN © 2009 -
* Обратная связь