Клиент-центрированная терапия: принятьсебя и других
Цель: cоздать условия для позитивных изменений человека, более полной реализации его потенциала.
Самая популярная в мире (после психоанализа) система психотерапевтической и консультационной работы разработана в середине прошлого века американским психологом Карлом Роджерсом (Carl Rogers). Он был убежден, что сущность каждого человека позитивна, конструктивна и социальна. Но этот внутренний потенциал проявляется лишь в атмосфере безусловного позитивного принятия, эмпатического понимания и открытости своим чувствам.
Для лучшего понимания другого человека Карл Роджерс использовал эмпатию - эмоциональное состояние, позволяющее точно воспринимать чувства других людей, понимать и принимать их, ощущать боль и удовольствие другого так, как чувствует их он сам, и точно так же относиться к причинам, их породившим.
Как это происходит. Терапия проходит в форме диалога между клиентом и терапевтом. Самое важное в нем - психологическая атмосфера доверия, уважения и безусловного принятия терапевтом личности клиента. Она позволяет клиенту чувствовать, что его воспринимают таким, какой он есть. Он может говорить обо всем, не опасаясь осуждения или неодобрения. В поддерживающей атмосфере человек, который обратился за помощью, обнаруживает в самом себе средства и способы решения своих проблем. В результате терапии клиент начинает более свободно выражать свои чувства, у него складывается устойчивая положительная самооценка, позволяющая с большим доверием относиться к миру. Он становится более реалистичным и объективным, а также менее ранимым - больше доверяет себе и лучше понимает других.
Максим, 25 лет:
'Меня измучила моя девушка. Куда бы мы ни пошли, с кем бы ни встречались, она все время акцентировала внимание на детях. 'Посмотри, какой хорошенький!' Я не знал, куда прятать глаза: в такие моменты она - умная, энергичная, серьезная - казалась мне настоящей дурочкой. Когда же она сказала, что нам пора завести ребенка, мне просто плохо стало. Я пришел к психологу с вопросом: что мне сделать, чтобы она перестала навязывать мне свои дурацкие материнские сценарии? Выслушав мой монолог, психолог спросила о том, какие у меня были отношения с отцом. Я сначала даже растерялся: при чем тут я - проблемы ведь не у меня, а у нее. Однако я решил, что специалисту видней, и рассказал о своем детстве. Отца у меня не было - один отчим сменял другого, в принципе, я сам был отцом для своих младших сестер, потому что на этих приходящих людей нельзя было положиться. Психолог внимательно слушала, а потом задала новый вопрос: 'А что вообще для вас значит слово 'отец'?' Честно говоря, я разозлился - сказал, что ничего не значит, потому что я понятия не имею, что это такое. У меня его никогда не было: И в этот момент я, потрясенный, понял, что смертельно боюсь всего, что связано с детьми. Я боюсь, что со мной что-нибудь случится и дети будут расти так же, как я, - без отца. И этот страх отравляет все мои серьезные отношения. С психологом я встречался еще несколько раз, начал лучше понимать свою девушку, и наши отношения стали ближе'.
'Проблемные', 'трудные', 'непослушные' и 'невозможные' дети, так же, как дети 'с комплексами', 'забитые' или 'несчастные' - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.