С ранней поры ребенок проявляет сильное влечение к самостоятельности. 'Я сам', - заявляет о себе он, когда что-то делает, играет, когда его одевают, умывают.К сожалению, взрослые часто подавляют стремление ребенка к самостоятельности, пытаясь все делать за него, окружая излишней опекой. Такой ребенок не хочет играть сам, а ждет, чтобы его забавляли, требует постоянного внимания взрослого. В результате он мало играет, игры по содержанию примитивны.Мама трехлетней девочки спрашивает воспитателя:- Почему моя дочь не хочет играть одна? Если с ней взрослые, она может заниматься с куклой. Стоит лишь ее оставить одну, она тотчас прекращает игру. У нее есть специальный уголок, где множество интересных игрушек. Может быть, это зависит от особенностей ребенка? Была меньше, мы думали, вот начнет ходить, будет легче: с рук сойдет, тогда и забавлять не придется. Может быть, она еще мала, чтобы уметь игратьсамостоятельно?Прежде чем ответить на эти вопросы, попытаемся проанализировать причины неумения девочки играть одной.Лариса - первый ребенок у молодых родителей, со дня рождения постоянно окружена вниманием близких, ее всегда забавляли, и привычка, чтобы рядом с ней был кто-то из взрослых, укоренилась. Теперь она сама требовала, чтобы ее развлекали, иногда напоминая об этом капризным криком. Как же приучить ребенка к самостоятельной игре?Прежде всего надо подбирать игрушки и игры, которые располагали бы его к деятельности. Это могут быть кубики, куклы, матрешки, разборные пирамидки. А когда ребенок подрастет, можно дать в его распоряжение конструктор, мозаику, настольный строитель. С ними малышу лучше всего играть одному. Но сами по себе игрушки не решают дела, если у ребенка не создан соответствующий настрой. Поэтому надо их обыграть вместе с ребенком, подсказать, во что и как играть. Особенно это важно для самых маленьких, так как они еще не имеют достаточного опыта, чтобы, опираясь на него, развернуть игру.Часто роль взрослых в организации детской игры сводится к тому, что они говорят малышу:- Ну что ты ходишь за мной? Вот сколько игрушек у тебя, бери любую и играй!Но этого вовсе недостаточно, чтобы малыш начал играть. Требуется совсем другое: надо 'заразить' его деятельностью. Сколько прелести и обаяния для него приобретает даже старая игрушка в руках у взрослого! Например, кукла, 'заговорившая' с малышом, мяч, ловко прыгающий в такт под незамысловатую песенку или считалочку, матрешки, выстроенные в хоровод... Игрушки от этого приобретают в глазах малыша новый смысл, вызывают желание играть с ними.За самостоятельность полезно ребенка поощрять: сложил кубики, выложил узор из цветной мозаики, собрал что-то из конструктора, - можно показать всем результаты, похвалить за самостоятельность. Подчеркнуть, что это он сам сделал, без помощи взрослых.Хорошо руководить самостоятельной игрой ребенка исподволь, чтобы это руководство осталось им не замеченным.... Марина играет с бабушкой в куклы. Сюжет игры, как и подобает трехлетнему ребенку, весьма незамысловат: куклы-дочки гуляют, спят, едят, ходят в гости друг к другу... Как создать у ребенка желание продолжить игру с куклой без участия взрослых?Бабушка говорит, что уезжает со своей дочкой в другой город, к папе, а Марина со своей дочкой приедет туда в гости, когда им пришлют приглашение. Продолжение игры идет в условиях, естественно вытекающих из самого содержания игры: оставшись дома, девочка готовит обед, гуляет с куклой-дочкой, ходит с ней на почту, чтобы узнать, нет ли письма из города, куда уехали ее друзья, собирает вещи к отъезду и т. п. На первых порах все эти действия подсказываются взрослым. Таким образом, ребенок поставлен перед необходимостью играть одному. "Правильно ли воспитываем малыша?", пособие для воспитателя детского сада, под ред. Л.Ф.Островской, М., 1979 г. http://www.detskiysad.ru
Иногда бывает так, что какие-то мысли вызывают беспокойство. Есть различные методы работы с такими состояниями и если требуется достижения спокойного состояния в короткое время, можно...
Механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственных....