Коучинг - профессиональное содействие человеку в определении и достижении его целей, личных и профессиональных, оптимальным путем. Основоположником коучинга как метода считается Тимоти Голви - гарвардский преподаватель и эксперт по теннису, опубликовавший книгу "Внутренняя игра в теннис". Слово внутренний Тимоти использовал для обозначения внутреннего состояния игроков, поскольку "оппонент внутри нашей собственной головы более труден, чем противник в реальной игре". Голви утверждает, что если коуч может помочь игроку устранить или ослабить внутренние барьеры в его действиях, то неожиданно появляется внутренняя способность, которая будет вести его дальше, без необходимости значительных технических пояснений и наставлений со стороны коуча. Тимоти разработал более эффективную методику обучения игре в теннис, а затем перенёс её в бизнес-сферу. Методика стала называться коучингом. Многие годы идеи коучинга развивались в мире спортивных достижений. Именно здесь были сформулированы его принципы: концентрация на своих возможностях, а не на прошлых ошибках; раскрытие потенциала человека для достижения им наилучших результатов. Психологический коучинг - это один из методов консультирования, возник совсем недавно, разработан психологом и бизнес-консультантом Томасом Леонардом, а так же его коллегой Джоном Уитмором. Коучинг вобрал в себя все лучшее от психотерапии, психологического консультирования, бизнес-тренингов, наставничества, консалтинга и менеджмента.
* Коучинг - это не строгая научная система, его можно сравнить с искусством, в котором очень много подходов. Существует много направлений коучинга, потому что есть широкое поле для приложения усилий по повышению качества жизни и деятельности. Деятельности во всех сферах человеческой жизни, не буду перечислять; можно сказать, что в любой сфере. Коучинг на Западе - это консультирование и поддержка людей в достижении целей; ему обучают социальных работников, педагогов и психологов (в Америке на каждые 100 человек жителей есть психолог/психотерапевт, а их услуги внесены в обязательное медицинское страхование); это инструмент создания общества людей с активной жизненной позицией, которые берут ответственность за свою жизнь.
* Так как я занимаюсь исследованиями по применению знаний психологии для улучшения качества личной жизни, то в дальнейшем речь и пойдет о личностном коучинге, под которым понимают решение проблем, поиск ответов и эффективных способов функционирования в сфере личной жизни. Личностныйкоучинг происходит по двум взаимосвязанным направлениям: налаживание отношений с окружающими людьми и работа со своей личностью (поиск себя, самоопределение, осмысление жизни, выстраивание взаимодействия с "вечными" вопросами, самореализация, личностный рост).
* Жизнь всего одна! И прожить её лучше уж так, чтобы не жалеть потом. И психология (как наука и как практика) накопила значительный опыт в том, как делать жизнь человека более полноценной. Можно привести много доводов о пользе применения психологических знаний. Если кратко, то незачем человеку страдать от таких трудностей, которые можно успешно преодолеть. Так же незачем человеку идти такими путями, о которых известно, что они ведут в тупик.
* Вот высказывание Д. Леонтьева (профессор МГУ), соответствующее моей концепции коучинга: :начавшийся век действительно будет веком психологии. Всего за каких-то 70-80 лет она прошла путь от сугубо академической дисциплины до поставщика прикладных технологий, применяющихся абсолютно везде. Но получить технологии мало, надо ещё научиться пользоваться ими. Наше сознание, мышление, разум - мощные и сложные инструменты. Мы обладаем ими, но: не владеем.
Психологическая культура уже стала необходимой частью общей культуры современного человека. Недостаток культуры в обычном смысле означает неспособность обращаться с тем ценным, что накопило человечество, извлекать из этого пользу. А быть некультурным психологически - значит не иметь возможности с толком пользоваться своим разумом, сознанием, ресурсами своей психики и личности.
Психологическая культура помогает человеку лучше понимать свою душу и чувствовать свое тело; не бояться ни жизни, ни смерти; получать удовольствие от общения с людьми и добиваться при этом своих целей; сводить к минимуму конфликты вокруг себя, а возникающие конструктивно разрешать; идти своим путем; говорить и слушать, понимая суть; извлекать максимум из того, что в нас заложено:
* Говоря о глобальных тенденциях развития цивилизации, необходимо заметить, что на смену увлечению физикой, техникой, науками о земле, характерными для XIX-XX столетий, пришло новое устремление. Достаточно потрудившись над окружающей природой, человек хочет теперь понять себя и получать удовольствие от того многочисленного, что у него уже есть. Массовое увлечение psycho education наблюдается повсеместно. Опыт познания и опыт применения всего, что накоплено в психологии невозможно получить заочно, в теории. Если вы не хотите, чтобы это знание так и осталось мертвым, бесплодным, то путь у вас один: пробовать применять знания психологии к самому себе и своей жизни. И со временем эти усилия начнут приносить плоды.
* Одна из особенностей коучинга как метода, - это попытка сделать так, чтобы человек сам додумался до оптимального решения ситуации. Доводы, до которых человек додумался сам, обычно кажутся ему куда более убедительными, нежели те, что пришли в голову другим. (Блез Паскаль). Слушая монолог другого, человек, как правило, начинает спорить (хотя бы внутренне - ведь он-то всё равно лучше самого себя знает), а отвечая на вопросы и самостоятельно анализируя - думать.
* Интерес к коучингу, как одному из методов "терапии для здоровых" в России быстро растет. Но только психологически необразованный человек может утверждать, что коучинг - это совершенно новое и перспективное (отличается от психотерапии, тренинга, консультирования и обучения): тра-та-та. Всё "новое" уже было до этого. Об этом вам скажет любой, кто находится "в теме". В коучинге присутствуют элементы, техники разных направлений психологии, вариантов управления людьми, обучения, консультирования, коррекции. Отличия лишь в структуре работы, ее форме и последовательности, направляющих акцентах. Коучинг - это не самостоятельная дисциплина, это лишь метод консультирования. Слово coach переводится с английского как "тренер, наставлять, тренировать, воодушевлять". Коучинг - методика раскрытия потенциала личности для максимизации собственной производительности и эффективности. Личностный коуч тренирует вас, чтобы вы смогли обрести полноту человеческой жизни, которая в вас заложена, но пока не реализована. Кто-то называет это так: "пробудить вашего внутреннего Учителя" - ту часть вашей личности, которая знает, что такое "стать таким, каким о тебе задумано" и что такое реализовать весь свой потенциал. Потенциал человечности, радости, счастья, глубины соприкосновения с миром и самим собой. Коуч - это не обязательно человек, Олимпийских Игр; скорее - это человек, умеющий тренировать, - чьи ученики достигают хороших результатов.
* В основе метода лежит идея о том, что обучаемый является не пустым сосудом, который надо наполнить, а более похож на жёлудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом. Необходимо питание, поощрение, свет, чтобы достичь расцвета, но способность вырасти уже заложена в нас. Каждый человек в каждый момент времени делает лучшее, на что он способен. При этом он руководствуется известными ему вариантами решения задач, вариантами поведения, прошлым опытом. Задача коуча - помочь клиенту выйти за рамки привычных убеждений и сдерживающих его стереотипов, чтобы раскрыть весь свой потенциал. К коучу обращаются тогда, когда сам клиент уже не видит способов улучшить эффективность своей деятельности или повысить качество своей жизни, когда субъективно переживают ощущение остановки.
В настоящее время деревянные окна производятся с соблюдением евростандартов, разработанных Институтом оконной техники, Розенхайм, Германия (Institut für Fenstertechnik e.V., Rosenheim, Deutschland)
При словах "волевой человек" невольно возникает образ личности с мощным подбородком, стальным голосом и железом во взоре, абсолютно уверенной в себе, полной энергии и решимости добиться своего во...
Форма научения, исследованная И.П. Павловым. Характеризуется тем, что вместе со стимулом, закономерно вызывающим определенную реакцию, подается нейтральный стимул. В дальнейшем этот стимул...