ВундтВильгельм Макс - знаменитый немецкий психолог и физиолог, один из основателей экспериментальной психологии (называемой также психофизикой и физиологической психологией), родился в 1832 году в Баденском великом герцогстве, изучал медицину в Тюбингене, Берлине и Гейдельберге, где и выступил приват-доцентом физиологии, а в 1864 г. сделался профессором. сором. Затем он перешел в Цюрих, откуда был приглашен в Лейпциг для занятия кафедры философии.
Психофизика, которой посвящены важнейшие ученые работы Вундта, имеет своей задачей определить точнейшим образом, путем экспериментов, соотношение между изменением элементарных психических состояний и соответствующим изменением физиологически раздражений. Постоянство и правильность этого соотношения, при невозможности вывести физическое бытие из психического, или наоборот, навели Вундта на философский взгляд (высказанный им еще в раннем его сочинении о душе человека и животных), что психические и физические процессы суть две стороны одного и того же действительного бытия, которое изнутри является как душа, а извне как тело. Это в сущности есть взгляд Спинозы, который в основном духовном бытии - мышлении, и основном телесном - протяжении, видел лишь два параллельных атрибута одной и той же субстанции. К сожалению, Вундт не остановился на развитии этого взгляда, а присоединил к нему в дальнейших своих философских трудах и другие разнородные точки зрения. В его капитальном философском сочинении "System der Philosophic" мы находим следующие основные мысли:
1) упомянутый спинозичесий взгляд: элементарным данным истинного познания Вундт признает представление, которое есть вместе с тем и предмет представления, т. е. такой модус действительного бытия, в котором атрибут мышления неразрывно связан с атрибутом протяжения;
2) спинозист Вундт оказывается вместе с тем кантианцем. Нашему познанию ничто не доступно, кроме наших собственных субъективных состояний; существование внешнего мира есть лишь заключение ума; а не что-нибудь данное.
По-кантовски строится Вундтом и вся трехчастная или трехстепенная система познания: сначала чувственное или восприятельное познание, в котором Вундт, по следам Канта, различает материальное содержание, данное в ощущениях, и форму, представляемую пространством и временем; этою низшей ступенью познания ограничивается практическая жизнь; вторая средняя ступень - рассудочное познание, свойственное отдельным наукам, которые обрабатывают материал восприятий, следуя двум основным законам мышления: расчленяя данные комплексы явлений на отдельные части и определяя зависимость этих частей друг от друга; наконец, на третьей и высшей ступени - в разумном познании наше мышление переходит за пределы всякого опыта, пытаясь завершить его в двух направлениях - абсолютной целости и абсолютной (элементарной) единичности; отсюда происходят космологические, онтологические и психические идеи, которые Вундт частью признает, как гипотезы, долженствующие всегда остаться гипотезами (абсолютное всеобъемлющее существо), частью же осуждает, как пустые фикции (душа в смысле субстанции).
3) Этот ультракантианский элемент в миросозерцании Вундта переходит иногда в позитивистический эмпиризм: философия признается лишь как общий свод отдельных научных знаний, согласованных между собою (освобожденных от противоречий); забывая допущенное им различие между формой и материей познания, Вундт объявляет, что нельзя ничего знать, кроме того, что дано в реальном опыте.
4) В заключение ко всему этому присоединяется в системе Вундта весьма заметный гегельянский элемент: отрицается идея субстанции, пребывающего субъекта, признаются только процессы; действительным бытием в конце концов оказывается только духовная деятельность, частью индивидуальная, частью коллективная, создающая духовные продукты безотносительной ценности, каковы: наука, искусство, религия, в особенности же государство. Указанные разнородные элементы не сведены в системе Вундта к внутреннему единству.
Заслуживает внимания последний труд Вундт - большая весьма обстоятельная и (сравнительно) хорошо написанная статья о гипнотизме и внушении, в издаваемом им сборнике философских этюдов. Признавая факты гипнотического внушения автор старается освободить их от всяких мнимых, как ему кажется, мистических объяснений, от всякой связи с так называемым оккультизмом, к которому он относится безусловно отрицательно; в заключение он предостерегает от практических занятий гипнотизмом, как физически и психически вредных, и советует предоставить эти опыты исключительно врачам-специалистам, для терапевтических целей.
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Растут дети, растут и проблемы. Еще недавно, казалось, основной дилеммой было - как правильно одеть ребенка на улицу. Еще вчера главное было - доступно объяснить, почему Леночку нехорошо дергать за...
Свойство личности, формирующееся в результате принятия индивидом предъявляемых к нему внешних требований. Различают ответственность юридическую, моральную и др. Ответственность является основой...