Часто, сами того не замечая, мы загоняем ребенка в положение, откуда он может найти только один выход - замкнуться. А это тупик, из которого уже нет выхода. Начинается все обычно: пока ребенок мал, мы всеми силами стараемся оградить его от всевозможных невзгод и неприятностей. Потому что не приспособлен еще малыш к самостоятельной жизни, слишком много опасностей его подстерегает. Дали бы ему воли больше, самостоятельности. Но нет, дальше - тупик.
Володя с отцом сидят в компании гостей за столом. Сыну уже восемнадцать, но отец, не стесняясь, подкладывает сыну со своей тарелки лучшие кусочки. Матери неудобно перед гостями: "Постыдился бы: Вот ведь всю жизнь так - всю жизнь чуть не изо рта кормит". Папаша вспыхнул: "А что?! Это мой сын! Не слушай, Володенька, кушай, сыночка:" И "сыночка" покорно кушает.
Парень вскоре поступил в институт, но к зиме стал на лекциях засыпать, даже двигался с трудом. Его привели на прием к психиатру. Врач установил, что психически парень здоров, но двигается, как робот, вялый и безучастный. Выяснилось, что у Володи гиподинамия: слабые мышцы, пониженная эмоциональность, он быстро утомляется. Это от природы, есть такие дети, с пониженным тонусом. Они плохо переносят шумное общество, как правило, домоседы. Это вовсе не означает, что такие дети не любят двигаться, просто необходимо дозировать физические нагрузки, не давать им переутомляться. Но не менее вредно их "заворачивать в ватку", потому что может случиться то же, что и с Володей.
Парень он был способный, много читал и к 16 годам уже читал по-английски и по-французски. Хотел поступать в иняз, но отец сказал: "Сынок, ты должен стать инженером". И буквально за руку повел Володю в технический вуз. Когда тот сдавал вступительные экзамены, отец взял отпуск, ходил с сыном в институт, кормил его.
Сын безропотно выполнял все пожелания отца. И вот - лечение у психиатра. Его учили двигаться, занимались танцами, он осваивал приемы самотренинга - так развивали у восемнадцатилетнего студента волю к движению, к жизни. Но главное, что было сделано, Володю оторвали от отца, хотя тот и яростно сопротивлялся. Освободившись от родительской сверхопеки, парень постепенно восстановился, успешно закончил учебу. Работает на заводе, но - переводчиком: он все-таки смог добиться своего и заняться любимым делом. Женившись, Володя приложил все силы, чтобы жить отдельно от родителей. С отцом старается встречаться как можно реже.
Ни с Володей, ни с его отцом я не встречался. Этот случай я вычитал в записках одного врача-психиатра. В той книге подобных примеров тьма, и я выбрал Володин потому, что, несмотря на разницу в поведении родителей, оба случая - с Костей и с Володей - очень похожи. В том и в другом случае перед нами картина родительского деспотизма, ведущего к одному и тому же результату: не важно, что движет родителями, главное - детская психика уродуется.
И в первом примере, и во втором виновники сыновних бед - отцы. Но должен сказать, что матери ведут себя по отношению к детям еще хуже - жестче, требовательнее, навязчивее и, простите, эгоистичнее. Потому что уверены: их любовь к детям всесильна. Силой этой своей любви родители тормозят развитие детей. А сотворив "тормоза", начинают сердиться на них, корить отсутствием самостоятельности. Но чего же вы хотите, если сами всеми силами этого добивались?
Посетители больших гипермаркетов, концертных залов, аэропортов, вокзалов давно обратили внимание на то, что чистота в помещениях с большой площадью поверхности полов поддерживается не армией уборщиц с половыми тряпками, а с помощью средств малой механизации, а именно поломоечными машинами
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Превратившись из любящего мужа в обманутого женоненавистника, успешный инженер Леонардо ...
Сила любви :: PSYlive.ru :: Психология жизни.
Психология. Сила любви Каждый из нас слышал слова любви, и они казались убедительными. Но иногда ...
The Power of Love (1922) - IMDb
Directed by Nat G. Deverich, Harry K. Fairall. With Elliot Sparling, Barbara Bedford, Noah Beery, Aileen Manning. Because of his financial trouble, Don Almeda (Noah Beery ...
Способность индивида входить в общение, то есть во взаимосвязи и взаимодействия с другими субъектами (личностями, группами) с целью обмена деятельностью, информацией, опытом, способностями,...