Известный специалист по возрастной психологии Борис Хасан рассказал как-то об одном поразительном исследовании. Вместе с коллегами с психолого-педагогического факультета Красноярского университета Хасан установил, что дети... боятсястановитьсявзрослыми. Образ ближнего взрослого - родителей, учителей - настолько отвратителен для подростков, что они пытаются как можно дольше оставаться в детстве.
Уже в школе ребенок сталкивается с тем, что взрослые не могут обеспечить ему сносный уровень учебы и минимальной безопасности. Известно, например, что у многих первоклассников нередко появляется гастрит на почве школьных неврозов. Малыши боятся опоздать в школу - учительница будет ругать. Боятся не выполнить домашнее задание - получат плохую отметку. Особенно первоклассники боятся заходить в туалет. Учителя там не появляются, и поэтому старшие ребята запросто могут отлупить.
Дети все время получают уроки безответственности взрослых, их неумения наладить детскую жизни и при этом... запредельного стремления воспитывать детей.
Уважаемые взрослые, посмотрите, как это выглядит глазами детей! Поколение неудачников, не уберегших наследство своих родителей, не могущих противостоять бандитам и насильникам, разрушивших все институты государственной и общественной защиты граждан, поколение нищих, потерявших всякое право делать замечания и наставлять на путь истинный других, только и делает, что берется судить своих детей. Берется давать им уроки добра и справедливости.
Мы загоняем их в школу - и там они тратят лучшие годы детства на муштру и показуху, в один прекрасный момент осознавая, что школа запихивает в них огромную кучу мусора и заставляет проходить безумный ритуал подчинения ради заветного аттестата. А на самом деле поступление в университет связано не с этими школьными отметками, а связано с блатом, взятками и другими неприглядными вещами.
Тех мальчиков, кому не повезло, мы загоняем в армию, там их уже мучают всерьез, кого-то убивают, всех бьют, всех унижают. Миллионы мальчиков в обязательном порядке проходят двухлетнюю школу унижения и садизма, вначале истязают их, потом - они. Если кто-то уклоняется от этой повинности - их сажают в тюрьму.
Милиция и вообще правоохранение с педагогической точки зрения - вершина нашей взрослой бездарности в устройстве жизни. Каждый ребенок знает о том, как ведут себя милиционеры в участках. Жизнь на улице для подростка - это мир, поделенный между насилием бандитов и насилием милиции. Третьего не дано, и это тоже результат нашего взрослого неумения обустроить свою жизнь.
И, наконец, совсем взрослый мир - мир денег и большой власти, мир, где ребенку уже не надо объяснять смысл золотого правила современности "не обманешь - не продашь", где грабежи и убийства в выпусках новостей подаются так обыденно, как будто речь идет о мелкой неприятности, например, о поломке светофора на центральной улице города.
Эстетика взрослой жизни, которую видит ребенок, отвратительна. Мы просто привыкли к ней, притерпелись, и для нас это так же нормально, как для солженицынского Ивана Денисовича - лагерные бараки и нравы, там царящие. Мы привыкли к лагерной жизни, к ее ценностям и ее стилистике, и сами не заметили, как стали частью и этой жизни, и этой стилистики.
Но дети в отличие от взрослых открывают этот мир заново, у них нет еще сформировавшихся ценностей и норм, они только строят, выращивают свое отношение к миру.
... Если мы не хотим, чтобы дети нас боялись, если мы хотим хоть как-то обелить свой образ в их глазах, нам в какой-то момент, пересилив себя, хоть однажды, а лучше время от времени и все чаще и чаще нужно самим становиться воспитанниками. Чтобы вместе с детьми, как они, учась у них, строить жизнь
А. Адамский
URL ресурса: http://www.deti.ru.ru
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Написать комментарий
Ссылки по теме Подростки боятся становиться взрослыми:
Ведение боевых действий в современных условиях предъявляет высокие требования к морально-психологическому и психофизиологическому состоянию военнослужащих.
метод психологического исследования, при котором не используются количественные показатели, а выводы делаются только на основе логических рассуждений по поводу полученных фактов.