Один из типов тактики семьи - 'мирноесосуществование' с позицией невмешательства. Здесь все выглядит вполне благопристойно. У каждого свои дела, свои проблемы, свои трудности и успехи. Родители работают, дети учатся, у каждого своя сфера, своя отрасль деятельности. Никто не переходит демаркационную линию, могут быть лишь недоразумения - воспитание более чем 'свободное'. И казалось, такой тип отношений в семье надо только приветствовать. Бывает, что родители даже испытывают гордость, поддерживая подобный нейтралитет.
Мать рассказывает: 'Сеня живет своей жизнью, я - своей (она в разводе с мужем). Классная руководительница спрашивает: 'Когда Семен вчера пришел домой?' Я говорю: 'Кажется, в семь'.
- 'Ну вот видите, - говорит, - а из школы ушел в два. Где он был, что делал пять часов?' - 'А я не знаю, что он делал. Я его никогда не расспрашиваю. Нужно будет - сам расскажет. Учится он неплохо, учителя не жалуются. Спрашивает ли он о моих делах, о моей жизни? Пожалуй, нет. А зачем ему это? У меня свое, у него свое'.
Обособленность миров ребенка и взрослых нередко буквально декларируется, под это подводится 'педагогический' фундамент - пусть растет самостоятельным, независимым, раскованным, свободным. Как к этому отнестись? Бывают, разумеется, разные семейные обстоятельства. Признаю, что, в частности, у моей собеседницы были уважительные причины - трудно воспитывать сына без отца. Но чаще всего этот тип взаимоотношений имеет основанием пассивность воспитателя, который уклоняется от активного вмешательства, предпочитая комфортное и не требующее душевных затрат сосуществование с ребенком. Каков же результат? Став на путь формирования индивидуальности, родители пожинают горькие плоды индивидуализма. Семья как центр притяжения, как эмоциональный магнит, как семейный очаг для ребенка не существует. Жизнь родных, их радости и невзгоды для него за семью печатями. И рано или поздно наступит критический момент - беда, болезнь, трудности, - когда от него потребуют и участия, и включения в общесемейные проблемы, и добрых чувств и затем убедятся в его неспособности ко всему этому и будут горько сетовать по поводу несостоятельности юноши как сына, девушки как дочери, не отдавая себе отчета в том, что это несостоятельность сложившейся системы семейных отношений.
Однажды редакция газеты попросила меня ответить на письмо читательницы. Вот что она писала: '...говорят непедагогично сдерживать ребенка, тушить его эмоциональность. Одна моя знакомая мне объяснила, что, по мнению психологов, многие не становятся выдающимися писателями или художниками только потому, что отец или мать препятствовали самовыражению в детском возрасте. И у нее получается так: если я не позволяю моему Кольке громко хохотать, когда прабабушка уронила в суп очки, или надрывно рыдать, когда ему надо оторваться от телевизора и идти спать, то это помешает ему в будущем стать замечательным человеком. Она говорит, что воспитывать надо 'без тормозов' - не случайно число таких детей все увеличивается, - в противном случае у ребенка не будет душевной раскованности, не будет свободы проявлений чувств, чувства его будут робкими и хилыми и вырастет он скучным и серым человеком. Не знаю, права она или нет, но меня этот вопрос волнует, и я хотела бы знать ваше мнение...'
Я позволил себе поспорить с ее знакомой. И сделал это тем более охотно, потому что она апеллировала к психологии.
Не берусь судить, увеличивается ли число детей 'без тормозов', - статистические данные на этот счет мне неизвестны. Думаю, вряд ли кто-либо располагает точными сведения об этом. Но суть проблемы достаточно ясна. По существу, мы имеем дело, может быть в не столь уж явном виде, с весьма давней педагогической альтернативой: либо так называемое 'свободное', либо 'авторитарное' воспитание.
Предыстория 'свободного воспитания' насчитывает по меньшей мере два столетия, и одилась она в освободившейся от оков феодализма Западной Европе. Как мольеровский герой не подозревал, что 'говорит прозой', так и родители, боящиеся нанести педагогический ущерб своему ребенку, 'сдерживая его порывы', и не налагающие запретов, придерживающиеся политики 'невмешательства', не подозревают, что они духовные правнуки и внуки Ж. Ж. Руссо, Г. Шаррельмана, М. Монтессори, К. Н. Вентцеля, сторонников концепции 'свободного воспитания', 'естественных последствий неправильных поступков детей' и т. д.
Эта концепция, исторически прогрессивная на заре буржуазного общества как яркое выражение протеста против жестокостей авторитаризма, к концу XX столетия утратила свои привлекательные черты, и прежде всего живую связь с идеями трудового воспитания, гармоничного развития личности ребенка на основе его активной и максимально самостоятельной духовной и физической деятельности.
Принципа невмешательства и 'свободного воспитания' в большей или меньшей степени и сейчас придерживаются некоторые образовательные системы. Вспомните 'Кентавр' Д. X. Апдайка, 'Четвертый позвонок, или Мошенник поневоле' М. Ларни, где рисуются далеко не привлекательные картины разгула детей 'без тормозов' - американских школьников, которые только что из пистолетов не палят по учителям. Мне пришлось как-то с делегацией наших педагогов быть в школе датского города Орхуса. По какой-то причине я, задержавшись на минуту в классе во время перемены, отстал от нашей группы. Что было! 'Полностью расторможенные' окружили меня плотным кольцом, они пытались сорвать у меня с пиджака только что подаренный ими же значок, плясали, как дикие индейцы, вокруг своей жертвы, дико вопили, хохотали, и, чтобы прорваться через этот шутовский хоровод, понадобились значительные усилия. Вот уж действительно, дети растормозились так, что от них буквально 'проходу не стало'.
В последнее время обретают все большую популярность электронные термометры, которые удобны в использовании, практически мгновенно показывают точнейший результат, к тому же абсолютно безопасны по сравнению с ртутными. Как выбрать электронный градусник Самое важное при выборе термометра проверить его на исправность
Поведение, основанное на обследовании окружающих предметов с целью формирования образа того пространства, в котором должно осуществляться предметное действие.