Купил я тут недавно для своего сына игру с иностранным названием "паззл". Правда, ребенок оказался для нее маловат, поэтому играем мы сами, причем, сутки напролет. Засосала игра, как болото. И вроде ничего особенного - из разнокалиберных цветных кусочков надо картинку сложить. Так вот мы ее и собираем уже несколько дней. Цирк, да и только!
Кстати, каких-нибудь несколько лет назад мы о паззлах практически ничего и не знали, так, слышали краем уха, да в иностранных фильмах видели, как взрослые и дети увлеченно складывали картинку: то Элвиса Пресли, то Мону Лизу, то еще пейзаж какой-то. Сейчас паззлы стали модны и у нас. Вообще, сама идея этой игры весьма интересна: создавать из хаоса порядок!
Английское слово "паззл" означает "составная картинка". Обычно, это репродукция или фотография, помещенная на твердую основу из картона или дерева и разрезанная на части. Играющий должен соединить кусочки так, чтобы получилась цельная картина. Для маленьких предназначены паззлы из нескольких крупных фрагментов. А самые сложные паззлы состят из 1000 частей и рассчитаны на взрослых. Но большинство содержит от 100 до 300 деталей.
А история первого паззла такова. В 1762 году английский печатник Джон Спилсбери представил на суд публики свое изобретение - "разрезную географическую карту", которая призвана была служить наглядным учебным пособием. Это была черно-белая гравюра, наклеенная на тонкую панель из ливанского кедра и красного дерева, а затем распиленная на мелкие фрагменты с помощью особой пилки для инкрустации. Новинка понравилась. А вскоре приобрела огромную популярность. У Джона Спилсбери мгновенно образовалась армия подражателей. Они разделяли теперь на кусочки и представляли в виде головоломок все, что только им могло взбрести в голову: таблицу умножения и алфавит, гравированные портреты, зарисованные бытовые сценки, изображения исторических баталий и библейских событий и т.д. Однако, не всем были по карману: только очень состоятельные люди могли позволить себе приобрести такие изысканные образовательные игрушки.
К середине XIX века, благодаря широкому распространению штамповки по картону, паззлы значительно подешевели и стали доступны практически любому. А на смену черно-белой печати пришла литография, и картинки стали яркими и красочными.
Пик популярности паззлов наступил только в XX веке. Говорят, что причиной возросшего интереса к составным картинкам, как ни странно, стала американская "великая депрессия" 30-х годов. Оказавшись без работы и денег в результате экономического кризиса, люди, тем не менее, хотели отвлечься от тягостных дум и слегка развлечься. Очень дешевые паззлы оказались весьма кстати. Именно тогда в обиход миллионов американцев вошли вечеринки с паззлами. Солидные взрослые люди собирались, чтобы скоротать время за составлением какой-нибудь замысловатой картинки. Кстати, что примечательно, и у нас "расцвет" паззлов пришелся не на самые лучшие для экономики времена.
Не слишком дорогой, но вполне пристойный подарок любому ребенку, вовремя оказался на нашем рынке. Более того, психологи считают паззлы очень удачной развивающей игрой. Аргументы их таковы: 1) игра неагрессивна; 2) способствует развитию образного мышления, учит правильно воспринимать связь части и целого; 3) отлично развивает мелкую моторику рук; 4) исподволь учит ребенка удерживать внимание усилием воли; 5) позволяет родителям вовремя заметить трудности у ребенка, например, он плохо знает цвета, не умеет различать размеры, формы и т. д.
Конечно, прежде чем дарить ребенку сборную картинку, необходимо оценить, соответствует ли она его возрасту и развитию. Если она окажется неинтересной или слишком легкой, ребенку она вскоре просто надоест. И наоборот, слишком сложный паззл может отбить всякую охоту к такому времяпрепровождению. И, кроме того, как считают детские психоли, понизить собственную самооценку. Поэтому ни в коем случае нельзя допустить, чтобы дома в игре ребенок не имел успеха.
Малышу 1,5-2 лет следует предложить простейшие картинки, из которых вынимаются сначала один, потом несколько кусочков разной формы и цвета (кружочков, квадратиков, треугольников). Если таких паззлов не окажется в магазине, то можно их соорудить самим. Для этого нужно хозяйственными ножницами или острой бритвой и, наклеив на толстый картон понравившуюся картину, разрезать на несколько крупных кусков. Самые легкие паззлы делаются не из картона, а из других, более толстых материалов. Например, из поролона. Также можно сделать губку-паззл из нескольких разноцветных фрагментов. Главное в паззле - возможность наглядно показать ребенку соотношение целого и частей в картинке.
В 3 года малышу по силам более сложные картинки, состоящие из 8-10 крупных фрагментов одинаковой формы. Ключом к разгадке паззла для ребенка станет не только и не столько форма деталей, но также и само изображение, поэтому лучшие цвета картинки - яркие, контрастные. Усложняя задачу, постепенно можно вводить паззлы с большим количеством деталей и изображенных "объектов" с более сложным сюжетом. Однако, предлагать малышу новые и более сложные паззлы следует с осторожностью. Дети любят повторять работу, которую уже вполне освоили и которая хорошо получается, это придает уверенности в себе. Пусть ребенок собирает одну и ту же картинку, пока она окончательно ему не надоест. К 5 годам ребенок, в первую очередь тот, с которым занимались паззлами и раньше, уже сможет собирать картинки из 100 фрагментов.
Паззлы интересны и для детей постарше. Не случайно, теперь и мы с женой коротаем вечера за составлением картинок. Даже не смотря на то, что вроде и кризис преодолен, и великая депрессия не грозит. Во всяком случае, в ближайшее время. Хотя, может быть, мы просто в детство впали? А почему бы и нет?
В. Самокатов
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Отраженная в сознании или объективированная в знаковой модели проблемная ситуация, содержащая данные и условия, которые необходимы и достаточны для ее разрешения наличными средствами знания и опыта.