Существует несколько моделей человеческого поведения, которые распространены в бизнес-сообществе и которым подчинены внешние и внутренние связи компаний. Мы привыкли к тому, что стиль взаимоотношений диктует руководитель или навязывает ситуация. Однако в последнее время фирмы все чаще начинают прибегать к услугам тренеров-консультантов для обучения персонала техникам поведения. И на этом фоне особой популярностью начинает пользоваться так называемая техника ассертивного поведения.
Это вполне объяснимо, так как ассертивное поведение наиболее подходит для стабильных, динамично развивающихся средней руки компаний, работающих на перспективу.
Ассертивное поведение - это уверенное неагрессивное поведение, когда человек четко осознает собственные права и цели, но при этом так же учитывает права и цели других людей. "В случае внешних контактов это дает возможность заявить о своих правах и не позволить поставить себя в неудобное положение, поясняет тренер-консультант Института психологического консультирования "Теменос" Алексей Сергеев. - А внутри организации - построить общение в стиле взаимодействия равных личностей".
Кто и как себя ведет
Вообще человеческое поведение в целом можно разделить на пассивное и активное. Пассивное характеризуется работой по принципу "от и до", ограниченной рамками должностных инструкций. Можно говорить о том, что такой стиль присущ для огромных концернов с жесткой вертикалью власти. Творчество и инициатива здесь нужны не особо, приветствуется четкое выполнение своих обязанностей. Словом, работает конвейер.
Для мелких компаний подобный путь не годится, прежде всего, потому, что их сотрудникам приходится выполнять массу разнообразных задач, подчас нерегламентированных инструкциями. Тем более, что и руководители все-таки чаще предпочитают, чтобы их подчиненные были максимально активными.
Активное поведение подразделяется на агрессивное, манипулятивное и ассертивное поведение. Наиболее популярным и распространенным видом на сегодняшний день является агрессивное поведение. Не зря же агрессивный маркетинг получил такое развитие. Это модно и приносит серьезные результаты.
Однако только на короткий период, и в перспективе такая политика затрудняет долгосрочные отношения, ведет к быстрому износу рабочей силы, Дело в том, что агрессивный стиль, направленный вовне компании, автоматически переходит и на общение начальника с подчиненным. Коллектив устает, и это ведет к росту психосоматических заболеваний (психология начинает влиять на физиологию). В результате, увеличиваются суммы, затраченные на оплату больничных листов сотрудников.
Кроме того, агрессивный или директивный стиль поведения затрудняет обмен информацией: нижестоящий сотрудник сто раз подумает, стоит ли ему рассказывать всю правду своему начальнику. Кроме того, агрессия начальства вызывает у коллектива ответную агрессию или апатию. В этом случае работа начинает выполняться "от и до", без всякой инициативы.
"Можно утверждать, что данный стиль поведения свойственен компаниям, которые используют постоянную смену кадрового состава - берут не качеством, а количеством, - считает Юлия Карпова, тренер-консультант Института психологического консультирования "Теменос".
Следующим видом стилей руководства и взаимоотношений является манипулятивное поведение. Манипуляция - это метод, при котором воздействие осуществляется скрыто. Человек проделывает что-то, не заявляя своей цели, что заставляет другого совершать определенные нужные поступки. Половина стандартных управленческих приемов строится именно на этом стиле поведения.
Его плюс в том, что он позволяет добиваться своих целей за счет других людей. Однако существует опасность для руководителя, что он сам может попасть в хитроумно расставленные сети подчиненных и стать объектом манипуляции. Например, стандартная пара: спасатель - жертва. Если человек загнал оппонента в роль жертвы, то через какое-то время жертва может начать успешно пользоваться этой позицией и уже самостоятельно приступить к управлению.
Кроме того, данный стиль поведения приводит к напряжению в коллективе: каждый становится либо манипулятором, либо манипулируемым, постоянно ждет подвоха. Это не лучшим образом складывается и на отношениях, и на здоровье. Долгосрочные дружеские командные отношения в таких условиях построить невозможно. Так же уменьшается суммарный объем информации, необходимый для принятия управленческих решений - один скрывает часть данных от другого, а тот поступает так же. Результат понятен.
Вообще, можно сделать вывод о том, что агрессивный и манипулятивный стили взаимодействия чаще всего присущи мелким или начинающим компаниям, которым необходимо максимально быстро добиться результатов. А пассивное поведение, как мы уже говорили, это уже удел "монстров". "Для средних, стабильно развивающихся компаний, строящих долгосрочные планы, наиболее подходящим является именно ассертивный стиль", - считает Алексей Сергеев.
Не все готовы к переменам
При ассертивном поведении человек четко осознает свои цели и права и открыто заявляет об этом, а так же отстаивает их. Кроме того, он, не нарушая прав окружающих, добивается своих целей. Главное в этом стиле - это открытость во взаимодействии: при принятии решений, при переговорах, при оповещении о стратегии организации, при конфликтных ситуациях.
Ассертивное поведение хорошо подходит для работы с клиентами. Особенно в конфликтных ситуациях при желании сохранить долгосрочные взаимоотношения. Внутри же организации этот стиль предполагает командную работу при решении конкретных проблем, когда у каждого участника есть четко определенные функции и задачи.
У кого-то может возникнуть опасение, что данная методика приведет к анархии на предприятии: как же подчиненные будут все говорить руководству. Однако ассертивное поведение подразумевает уровень компетентности и ответственности каждого участника общения. При агрессивном поведении ответственность берет на себя агрессор, при манипулятивном манипулятор перекладывает ответственность на других. При пассивном - происходит то же самое. При ассертивном - ответственность берет на себя каждый участник процесса.
Данный стиль пока плохо вписывается в традиционные формы корпоративного общения. "Решение о введении подобной практики очень непросто дается руководителю. Более того, мы уже были вынуждены отказаться от нескольких заказов на корпоративные тренинги, так как стиль руководства этих компаний исключал ассертивное поведение. Наша работа была бы просто неэффективна", - рассказывают тренера "Теменоса".
Чаще всего не соглашаются на новые формы работы люди старше сорока лет. Тяжело поддаются бывшие военные или люди с советской закалкой хозяйствования. При этом, на внедрение подобного стиля идут прежде всего руководители, которые уверены в себе и собственной компетентности, которые заинтересованы в творческих проявлениях сотрудников.
А. Серов
http://temenos.narod.ru
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Как обнаружили канадские исследователи, люди охотнее отвечают на электронное письмо от своего однофамильца, чем от человека с совершенно другой фамилией.
Действие, реализуемое без непосредственного участия сознания. Различаются 'первичные' автоматизмы, представляющие собой функционирование врожденных, безусловнорефлекторных программ, и 'вторичные'...