Представьте себе такую картину: вы возвращаетесь из магазина и выясняете, что в ваше отсутствие четырехлетняя дочь самостоятельно включила стиральную машину, чтобы постирать одежду для кукол, и залила соседей. Или пятилетний сын, пытаясь отремонтировать "Денди", открыл корпус игровой приставки, когда она была под напряжением... Как правило, после таких экспериментов, если ничего страшного и не успело случиться, мамины слезы радости сменяются такой взбучкой, которая останется в памяти ребенка одним из ярких воспоминаний детства. Да, вы понимаете, что надо предоставлять ребенку больше возможностей для самостоятельности, никому не хочется видеть сына послушным исполнителем чужих требований. Но вместе с тем это качество является положительным лишь до того момента, пока оно не переступает допустимых границ и не становится опасным.
"Доза" самостоятельности
Вопрос о "дозе" самостоятельности, необходимой для того, чтобы ребенок правильно развивался, встает в каждой семье. Первое время за действиями ребенка всегда стоит руководящая роль взрослого. Но малыш растет, с каждым годом влияние родителей становится все менее и менее явным. Постепенно, шаг за шагом, он накапливает свой собственный опыт, открывает для себя неписаные нормы поведения, словом, в нем "растет" поддинная самостоятельность. Трехлетнего малыша мы хвалим за умение аккуратно есть, одеваться без помощи взрослых, умываться, но всего этого явно недостаточно для положительной характеристики пятилетки.
Психологи отмечают три уровня самостоятельного поведения в развитии ребенка. Первый - когда он действует в обычных для него условиях без напоминаний и помощи взрослых: сам убирает после игры кубики, сам отправляется мыть руки перед едой, сам говорит "спасибо" и "пожалуйста". Второй - когда ребенок правильно поступает в новых, необычных, но однотипных ситуациях. Например, научившись мыть после прогулки обувь, ваша дочь без подсказки почистила сапоги старой бабушке. И, наконец, третий - когда освоенное ребенком правило приобретает обобщающий характер и действует в любых условиях: к примеру, мальчик сам принес стул зашедшей к вам соседке"и предложил сесть, уступил место старшим в автобусе, взял у вас сумку с продуктами.
Чем лучше ребенок освоил и осмыслил правила поведения, тем шире он будет применять их в жизни. К сожалению, очень часто, на словах поощряя малыша за умение самостоятельно действовать, родители в то же время подавляют его инициативу. Четырехлетняя дочь, собираясь в гости, надела не то платье, и вы ругаете ее за самоволие. Пятилетний сын умеет сам находить для себя интересные занятия, за что его хвалят, но вчера он открыл книжный шкаф, взялся с увлечением рассматривать атлас по анатомии и был наказан за то, что взял эту книгу без разрешения.
Миллион "нельзя"
Никто из нас не толкнет своего ребенка в клетку с тигром, чтобы научить самообороне. Понятно, что он не должен оказываться в ситуации, когда ему одному просто не справиться с трудностями. Но ясно и другое: постоянно держась за нашу руку, ребенок ничему никогда не научится. Где же искать "золотую середину"?
Мама говорит пятилетнему сыну: "Горка на детской площадке слишком высока для тебя, не залезай на нее". Пойти погулять без мамы во двор нельзя: "Взрослые мальчики обидят". Помочь дедушке на даче невозможно: "Тебе еще рано брать в руки молоток, положи на место". Посещать бассейн -пустая трата времени: "Занятия музыкой тебе нужнее"... А через несколько лет такая мама сама выберет сыну не только "нужное" учебное заведение и будущую профессию, но и спутницу жизни. Подобного рода опека подавляет любую инициативу. Иногда это происходит из-за слепой родительской любви или страха перед несчастным случаем, а иногда малыш заменяет родителям (чаще маме) все остальные возможности самореализации. Бабушки и дедушки, которые еще помнят свое не слишком счастливое детство, стараются взять на себя как можно больше проблем, включая и те, которые внук может уже решить сам.
Родители иногда просто забывают, что одна из главных задач в воспитании заключается в том, чтобы подготовить ребенка к периоду жизни, когда он оставит ваше уютное гнездышко и постарается свить свое. А вдруг ему это не удастся, потому что вы лишали его возможности пробовать собственные силы, переживать естественные разочарования и неудачи?..
Что мешает повзрослеть?
Неумение и незнание постепенно заменяются компетентностью ребенка в доступных его возрасту пределах только в том случае, если вы стараетесь привить малышу различные навыки и научить мыслить. Чрезмерное послушание появляется благодаря жестким ограничениям и излишнему контролю. В ваших силах снять хотя бы часть запретов и не препятствовать самовыражению ребенка. Ожидание наказания. Не пользуйтесь методом кнута и пряника в вопросах воспитания. Наказание лишь на время останавливает негативное поведение, но не устраняет его причину. Отсутствие в семье атмосферы свободного творчества. Для детей очень важен и личный пример родителей. Стремление подражать взрослым и широкие возможности для разнообразной деятельности подтолкнут инициативу ребенка.
Неразумные прогнозы родителей: "Ты останешься без руки" (мальчик пытался отпилить деталь для будущей лодки)."Хочешь, чтобы тебя украли разбойники?!" (девочка просила позволить ей погулять около дома) и т.п. Такие замечания не могут ничему научить ребенка.
Как известно, российское налоговое законодательство довольно запутанно и обычному человеку, не являющимся специалистом в области экономики, не разобраться со всеми постановлениями, указами, отчетами, актами
Он дал Ей все, о чем чужие жены даже не смеют мечтать. Он Ее любит, обожает, просто боготворит. И, кажется, это взаимно. Но с каждым днем отношения в семье становятся все хуже и хуже...