это может вам помочьДиплом в Виннице: стоит ли покупать? Покупка дипломов – это приобретение документов о получении вами среднего или высшего образования
Личностьребенка
Строго говоря, личностью ребенок становится с рождения. А основная структура личности ребенка, ее качества и свойства формируются до трех лет - максимум до пяти.Процесс формирования нервной системы будущего человека начинается, как известно, еще в утробе матери. Да, на это формирование оказывают определенное влияние впечатления внешнего мира. А вот после рождения личностьребенка уже начинает развиваться самостоятельно.
И в психологическом плане для родителей очень важен тот момент, когда акушер перерезает пуповину - с этого момента ваш ребенок перестает быть частью вас и становится отдельной личностью.
Как правило, родившегося малыша после необходимых гигиенических процедур на время оставляют одного, занимаясь в это время мамой. А новорожденный уже начинает учиться жить - по крайней мере, очень внимательно изучает родильную палату. И вообще, "Что вокруг за мир и годен ли этот мир для него?"Шутки шутками, но не совсем правомерно говорить о том, что новорожденные "еще ничего не видят и не понимают". Да, им нужно некоторое время, чтобы освоиться с тем, как, собственно, видеть - но как только они освоились, они уже вполне способны воспринимать и изучать окружающую действительность. Понятно, что такой малыш не может сообщить вам свои результаты познания. Он еще не умеет пользоваться "обратной связью".
Чем дальше, тем больше внешних впечатлений накапливает новорожденный. Если он после рождения находится в общей детской - он слышит плач других детишек, если он с мамой - он видит ее лицо, слышит голос, чувствует тепло рук: Вообще чем раньше мама и ребенок начнут общаться - тем активнее идет развитие малыша. Недаром при современных родах все чаще ребенка кладут на грудь матери сразу после рождения, не говоря уже о том, что постепенно совсем отказываются от детских и малыш сразу располагается в палате у мамы (отдельные боксы мать-ребенок). Здесь, конечно, надо заметить, что если роды были непростыми и маме просто надо отдохнуть - ребенку лучше первые сутки побыть под присмотром врачей. Но когда все войдет в норму - для установления контакта и опять же для развития ребенка маме и малышу время в роддоме лучше проводить вместе.
Причем это вовсе не значит, что мама при таком положении дел должна неотлучно находиться при детской кроватке! Когда мама с малышом возвращаются домой, ребенок получает новую дозу впечатлений, в которых его опять же не стоит излишне ограничивать. Вообще одна из самых опасных точек зрения в отношении малыша - "Он еще маленький". В течение всего периода, пока ребенок не научился говорить, он создает себе так называемый "стартовый запас" впечатлений и информации. Это намного облегчит ему потом развитие и речи, и логического мышления, и интеллекта вообще. Поэтому есть смысл ходить с ребенком везде, куда только с ребенком пускают. Понятно, что делать это нужно постепенно, и не забывать о безопасности малыша.
Вообще традиция до какого-то возраста не показывать никому своего ребенка "чтоб не сглазили" связана во многом с тем, что родители подчас не понимают, что именно и по каким законам происходит с их детьми. Почему одни болеют, а другие нет? Почему одни дети беспокойны, а другие реагируют на все совершенно спокойно и зря не кричат? И родители (а чаще бабушки) в случае чего всегда готовы сказать: "Наверное, сглазили". И чтобы чего-нибудь не случилось, они запирают ребенка на семь замков, а иногда совершают и еще более неадекватные поступки.
Личностьребенка
Хотя конечно, многим родителям опять же проще держать дитя взаперти, оправдываясь средневековым сглазом, чем позволить ему развиваться активно. Дома-то за ребенком уследить проще. И внимания особого он не требует, и не надо ему про листики рассказывать: Понятно, что тем родителям, которые не могут обеспечить ребенку безопасность (в силу собственной неопытности), тоже проще посидеть с малышом дома - именно чтобы ничего не случилось. А остальным - рекомендации.
Если вы носите ребенка в рюкзачке-кенгуру, то пока малыш сам прочно не сидит, рюкзачок, естественно, лучше носить на груди, а не на спине. Ребенка старше года уже можно посадить в наспинный рюкзачок принципиально иной конструкции - в этом случае, если идете через толпу, локтями страхуйте ножки ребенка, чтобы их не повредили (как минимум чтобы малыш не потерял обувь). А если везете малыша в машине, обязательно наличие специального детского кресла, которые рассчитаны на разный возраст, начиная с первых дней жизни.
Чтобы малыш не простудился на прогулке - не надо его кутать! Сколько уже раз было говорено педиатрами, что ребенок, одетый как кочан капусты, не имеет возможности двигаться на улице и поэтому мерзнет и простужается: Ребенок вообще имеет более высокую температуру тела, чем взрослый (в силу более интенсивного обмена), и потому там, где вам уже прохладно, малышу еще вполне комфортно и тепло. Вообще в этом плане детям проще с молодыми родителями, которые ориентируются при одевании часто именно на себя и потому редко кутают ребенка (разве что опять же бабушка заставит:)
Дайте возможность ребенку и на улице двигать конечностями, развивать свою физическую активность. К счастью, умилительные сверточки с ленточками все больше уходят в прошлое. И даже самые маленьким детишкам (месяц-два) уже вполне можно приобрести специальные комбинезончики для прогулок.Таким образом ваш малыш будет вполне комфортно себя чувствовать на улице, а его свобода будет только способствовать активному познанию мира.
Если вы кормите грудью - то вашему малышу очень повезло (о различной пользе грудного кормления мы уже говорили). Но в то или иное время вам придется ребенка от груди отучать - кто это делает в год, кто чуть раньше или позже. Строго говоря, ребенок уже где-то месяцев с трех (точнее вам скажет ваш педиатр) нуждается в дополнительном прикорме, чтобы стимулировать его пищеварение. Более того, иногда можно попробовать давать чуть ли не новорожденному малышу "взрослые продукты" - разумеется, не кормить ребенка ими, а предлагать, что называется, познакомиться. Скажем, дать лизнуть ложечку из-под йогурта, или пососать кусочек сыра: Вообще сейчас наша промышленность даже "взрослые продукты" выпускает такие, что вполне годятся в пищу младенца где-то с полугода (на многих наших упаковках соков, молочных продуктов и т.п. можно встретить надпись: одобрено Институтом питания РАМН для кормления детей с 6 месяцев). То есть даже маленький ребенок не может существовать только на грудном молоке. И со временем доля этого молока в его рационе естественным образом уменьшается и наконец настает момент, когда ребенок сам откажется от груди, полностью перейдя на общий стол. Но тут проблема может оказаться в другом - сама мама почему-то не хочет отказываться от кормления грудью.
Личностьребенка
Боюсь, что здесь отучать от грудного кормления нужно не ребенка, а маму: Ведь достаточно "болезненное" для трехлетнего ребенка действие - это удерживать его у груди. До трех лет ребенку это молоко совсем не нужно! Более того, примерно к году ценность грудного молока постепенно падает - и уж к трем годам такое кормление может вообще тормозить приспособляемость ребенка к естественной пище. И разнообразное детское питание, которое сейчас есть в продаже для детей от 3 лет и старше, для вашего ребенка гарантированно будет вкуснее грудного молока!
Так что, наверняка, все проблемы не в кормлении, а в особенностях позднего материнства как такового. Опять же, как упоминалось, я как врач совсем не против, чтобы женщины рожали, скажем так, не очень рано - сделав карьеру, приготовив для ребенка материальную и социальную базу, сохранив хорошие физические кондиции и созрев для материнства психологически. Но в том-то и беда, что многие дамы ближе к 40 для материнства, извините, "перезревают". Они всему миру пытаются доказывать, что они полноценные матери, несмотря на свой возраст (вот к чему приводят общие для всех штампы "когда надо рожать"). В том числе одно из общепризнанных доказательств "хорошего материнства" - как можно дольше кормить грудью! Даже во вред ребенку; и другая причина - кормление ребенка грудью приятно самой маме. Так вот, одинокие матери, которые родили "для себя", или замужние, но у которых нет достаточного общения с мужем, иногда бессознательно затягивают кормление потому, что не хотят сами лишаться этого удовольствия.
И еще: если женщина не чувствует себя социально востребованной, если у нее недостаточно любимая работа или ее не ценят в коллективе - тогда она, кормя ребенка грудью, утешает себя: зато я кормящая мать! И этот статус для нее становится настолько ценным, что она готова кормить ребенка грудью чуть ли не двадцать лет!А сам ребенок уже с трех месяцев нуждается в дополнительном прикорме, а около года - в постепенном полном, переходе на более "взрослую" пищу. Разумеется, если у мамы нет денег на другую детскую еду, или нет в продаже этой еды - можно покормить грудью и немного дольше. Но если кормление затягивается не в интересах ребенка, а в силу проблем самой мамы - опять же с мамы и надо начинать: А ребенок в три года вполне способен сам отойти от груди, если ему просто предложить что-то более существенное.
Правда, опять же другое дело, если трехлетнему ребенку нужна мамина грудь не как средство питания, а как способ почувствовать себя защищенным и не брошенным - но тут опять же надо говорить о климате в семье, а не о способе кормления!
Приучаем к горшку
Не стоит удивляться, что такая "высокая" тема, как воспитание личности, продолжается столь прозаической беседой о горшке. Приучение к горшку иногда становится для ребенка настоящей психотравмой, после которой о полноценном личностном развитии вообще говорить трудно: у малыша на глубинном уровне закрепляются и заниженная самооценка, и чувство страха (непонятно перед чем), и нелюбовь к себе: Да мало ли еще что. А все оттого, что его не совсем верно приучали выполнять свои естественные надобности.
Личностьребенка
И прежде всего хочу отметить, что проблема "как научить ребенка ходить на горшок" - проблема в первую очередь родителей! Почему начинать приучение к горшку нужно в 7-8 месяцев? Иной ребенок в это время даже как следует и не сидит. Конечно, если мама и папа будут настаивать (иногда со скандалом), будут сами расстраиваться, что "у соседей уже писает на горшок, а у нас еще нет", будут, извините, чуть ли не насиловать ребенка этим горшком - в результате дитя вообще возненавидит проклятый горшок и может, кстати, начать страдать ночным недержанием. До года обратная связь с детьми еще очень непроста - маме и папе порой сложно понять, чего ребенок хочет. Поэтому начать в таком возрасте учить проситься на горшок в общем можно, но лучше с этим не торопиться. Подозреваю, что традиция столь раннего приучения к горшку связана опять же с отсутствием необходимых одноразовых подгузников и нежеланием родителей стирать большое количество ползунков. Замученные стирками и переодеваниями мамы стремились посадить младенца на горшок как можно раньше. Сейчас одноразовые подгузники все прочнее завоевывают место в уходе за ребенком, но передаваемые из поколения в поколение "традиции" иногда берут свое. И мамы все еще продолжают мучить горшком и себя, и семимесячного младенца.
Уважаемые родители, не бойтесь того, что ваш ребенок привыкнет писать в памперсы и будет это делать всю взрослую жизнь! Пусть переход к горшку, как и отнятие от груди, будет постепенным и прежде всего комфортным для ребенка. Самое главное "правило" приучения к горшку - высаживать ребенка на горшок нужно тогда, когда он может сам как минимум снять штанишки! А происходит это, как правило, года в полтора-два. (Разумеется, многое меняется, если ваш малыш вынужден посещать ясли. Но и там все чаще используют одноразовые подгузники, особенно если их приносят родители).
Но дело даже не столько в штанишках, сколько в использовании естественных детских потребностей в подражании! Если в 7-8 месяцев малыш еще плохо понимает, что от него хотят, то после года ребенок уже стремится "обезьянничать", делая все, как взрослые. Это самый лучший момент для того, чтобы научить его пользоваться горшком! По крайней мере, чтобы продемонстрировать малышу, что взрослые не "делают свои дела" в штанишки, а ходят для этого в специальное место - туалет. Да, вправду не грех и показать ребенку, что именно люди делают в туалете (разумеется, лучше, если это делать будет родитель одного с ребенком пола). Более того, если ребенку это не показать, малыш вполне может начать за вами подглядывать в то время, пока вы справляете свои естественные надобности - не потому, что у него "нездоровое влечение", а именно оттого, что он никак не может понять, что же вы там делаете, и как вам надо подражать: А когда у ребенка возникнет мотивация (мол, так делают взрослые), он сам будет на бессознательном уровне стремиться копировать вас. И вот тут можно предложить ему горшок.
И даже в этот период обучения не стоит резко отказываться от памперсов - это право на ошибку для ребенка, если он не сразу научится определять, как срочно ему надо отправляться к горшку. И разумеется, стоит всячески поддерживать интерес ребенка к этому предмету, хвалить малыша, когда он удачно воспользовался горшком, но ни в коем случае не ругать за неудачи! Кстати, если вы сами не будете в этом вопросе излишне торопиться только потому, что "уже неудобно ходить в подгузниках, соседи смеются", и станете ориентироваться не на общие правила и сроки, а на потребность своего ребенка - все будет гораздо проще и удачнее! Доверяйте вашему малышу - он сам почувствует (именно подражая вам, желая все делать как взрослые), когда понадобится отказаться от подгузников. Опять же к вопросу о воспитании личности - не давите на ребенка, дайте ему проявить самостоятельность и в этом вопросе тоже!
Личностьребенка
Игры и игрушки
Важное место в развитии малыша (как физическом, так и интеллектуальном) занимают игрушки и игры. Как выбрать забаву для ребенка, чтобы она не только позволяла родителям немного отдохнуть от своего чада, но при этом еще и способствовала формированию личности, и к тому же была безопасной?#### Прежде всего - для ребенка полезен контакт с родителями, всякие совместные затеи. Как играть с ребенком, в какие игры - тут свои традиции в каждой семье. И не хотелось бы особо это регламентировать (главное - общение с родителями, а форма может быть своя). Единственное - два замечания относительно подвижно-контактных игр: опасно подбрасывать ребенка вверх (в крайнем случае, если вы его поднимете не вытянутых руках, не отпускайте рук, не подкидывайте малыша - кроме шуток, иногда можно не поймать). Также не стоит часто сажать ребенка себе на плечи (если уж посадили - все внимание страховке, особенно если ребенок сам еще не слишком хорошо держится ручками).
Игрушки, как правило, маленький ребенок сам себе не выбирает - это делают родители. И часто, впрочем, делают это как бы по своему вкусу. Да, детям примерно старше пяти лет, как и родителям, очень нравятся уменьшенные копии "взрослых вещей" - машинки, домики, куклы. А малышу до пятилетнего возраста в основном требуются так называемые игрушки-образы - абстрактные, многофункциональные. Хороши в этом плане разноцветные пирамидки и кубики (и не удивляйтесь, что поначалу малыш откажется надевать кольца пирамидки строго по ранжиру или складывать кубики в картинки). Ему сейчас больше нравится фантазировать среди этих игрушек, превратив, скажем, части пирамидки в колеса, в продукты или в мебель, а кубики - в деревья или людей. И это оказывает гораздо более полезное действие на развитие ребенка, чем строгое использование той же пирамидки "по назначению". О куклах - отдельные несколько слов. Многие педагоги и родители предъявляют к этой игрушке основное требование - "кукла должна быть точной копией маленького ребенка". Что называется, со всеми ямочками, перевязочками, бутылочками и т.п. Но как ни странно, подобные пупсы вызывают прежде всего чувство умиления у взрослых (и выбирают такой подарок дочери, как правило, мамы и бабушки). Когда ребенок стремится подражать взрослым, ему необходимы игрушки, похожие на взрослых! Причина суперпопулярности той же Барби - что это кукла, с которой можно играть не только в дочки-матери, а проигрывать какие-то ролевые ситуации из взрослой жизни. Эта кукла стала для девочек не дочкой, а подружкой и даже где-то мамой. Здесь надо отметить, что в принципе отношения ребенка и игрушки далеко не так однозначны - мол, ребенок "родитель", а игрушка - его дочка или сынок. Для формирования модели взрослого поведения и для развития личности ребенку необходимо, чтобы игрушка иногда могла побыть и "родителем", и другом, и защитником.
Такой обмен ролями важен в первую очереди при общении ребенка с родителями - не зря же дети так любят играть в игры, где родители выполняют роль детей, и наоборот! Пусть даже эпизодически, в шутку, но ребенку иногда доставляет удовольствие позаботиться о собственных маме или папе именно как о детях, а то где-то и покомандовать ими. Если этим не злоупотреблять, такие вещи вполне можно использовать на благо процесса воспитания, для большей готовности к общению, для большей устойчивости в жизни. Также и с игрушками ребенку необходимо тренировать и взрослые, и детские роли - кстати, в таких играх могут быть сглажены и полоролевые противостояния, скажем, маленький мальчик вполне может играть с куклами, а девочка - с машинками (правда, нередко девочки при этом укладывают свои машинки спать, кормят их, водят гулять и т.д. - это никоим образом не указывает на отклонение в развитии: просто это продолжение уже упомянутых образных игр, когда игрушка может быть то машинкой, то куклой, то мебелью)
Личностьребенка
Кстати, дети любят мягкие игрушки - зачастую именно потому, что на такие игрушки (как правило, большие, теплые, пушистые) дети как раз возлагают функции своих защитников, "родителей". В принципе, любовь маленького человека к чему-то теплому, мягкому, мохнатому - это наша "генетическая память" с тех пор, когда детеныш обезьяны искал защиты в шерсти своей матери. Именно потому малыши часто спят с любимыми мишками и зайчиками, да и просто обнимают их в отсутствие родителей (а если ваш ребенок излишне привязан к своей мягкой игрушке и не расстается с ней ни на минуту - это тревожный симптом: малышу в семье не хватает ласки, защиты, уверенности:) Да к слову сказать, именно по причине такой "генетической памяти" любовь к мягким игрушкам сохраняют и многие взрослые: можно упрощенно назвать это "инфантилизмом", а на самом деле это чаще отражение какой-то внутренней неуверенности, потребности в защите, вообще в сильном родителе: И во многом по той же причине можно встретить мягкую игрушку в салоне автомобиля: что ни говори, дорога все-таки ситуация экстремальная, и порой наличие в салоне такой игрушки, пусть даже в качестве подушки на заднем сиденье, бессознательно именно по тому же механизму немного успокаивает водителя (причем неважно, какого он пола).
И еще немаловажный факт: как правило, малышам (от нуля до трех) не нужны дорогие игрушки! Во-первых. чаще всего это как раз игрушки копии, причем копии очень точные - но при этом они как бы обрезают фантазию ребенка, не давая ему использовать эту игрушку "во многих лицах". Во-вторых, у него нет свободы пользоваться этой игрушкой, потому что родители нередко постоянно дрожат - как бы не сломал:Так что не стремитесь покупать своему малышу много дорогих сложных игрушек - положа руку на сердце, вы ведь делаете это не для ребенка, а для себя, причем по разным мотивам: от "я ничего не жалею для ребенка", даже если ребенку это не нужно, до "я могу позволить себе купить ребенку такую игрушку" (опять же самому ребенку это зачастую неинтересно:) В конце концов, если вправду хотите угодить малышу и купить ему то, во что он будет играть с удовольствием - предоставьте ему возможность самому выбрать себе игрушку (из того, что вы можете себе позволить).
Право выбора и умение выбирать.
Увы, в таком подходе к тем же подаркам есть для некоторых родителей одно непреодолимое препятствие: они не могут позволить ребенку что-то выбирать самостоятельно. Но если уж мы говорим о воспитании личности, следует заметить, что умение делать грамотный, взвешенный, обоснованный выбор - одно из основных качеств такой личности. Этому, кстати, предыдущие поколения научиться не могли - не из чего было выбирать, хватай, что дают: Во многом и поэтому иные родители не учитывают, что ребенка нужно научить выбирать, причем чем раньше, тем лучше.
А если родители и педагоги не признают право выбора за маленьким ребенком - мол, он ничего не понимает, - где тогда проходит эта возрастная граница, когда можно предоставить ребенку право выбирать самому? Иные взрослые считают - как только пойдет в школу, кто-то скажет - как только школу закончит, а иные и вообще говорят - когда заведет семью: А в результате ребенок не может выбрать ни друзей в школе, ни будущую профессию, ни спутника жизни, ни президента на выборах. Потому что не умеет.
Личностьребенка
Следует заметить, что есть родители, которым в принципе не хочется, чтобы их ребенок мыслил самостоятельно. Вообще слова "не хочется" тут не совсем правомерны. Ибо хотение - чувство сознательное. А родители эти бессознательно воспринимают своего ребенка как свою часть (хотя пуповина уже давно перерезана). Они изначально стремятся в глубине души, чтобы ребенок всю жизнь подчинялся родительскому диктату (возвращаясь к диалогу о том, зачем людям дети - увы, порой именно затем, чтобы иметь в жизни вечных подчиненных:) Им можно говорить сколько угодно, что ребенок, не умеющий делать выбор, не имеет своей точки зрения, не может быть ответственным, не может занять достойное место в жизни - но подспудно родителям именно этого и надо, вот что страшно.
Но если вы не из вышеперечисленных категорий и действительно хотите, чтобы ваш ребенок вырос полноценной развитой личностью - учите его делать выбор как можно раньше. С первых дней жизни! Скажем, вы купили своему малышу две погремушки. Дайте ему обе одновременно - он потянется к одной, тогда другую игрушку на время уберите. Ваш ребенок сделал выбор - не игнорируйте его желания, не навязывайте ему то, что ему на данный момент неинтересно. Да, дети быстро теряют интерес к объекту своего внимания. Они еще не умеют концентрироваться и сосредотачиваться, поэтому через полчаса-час можете снова ему предложить обе игрушки... И если в один момент он протянет руки за двумя одновременно - что ж, это тоже его выбор. А может, кстати, не выбрать ни одной - потому что нет настроения играть.
Ребенку можно доверить и выбор детского питания. В "науке выбирать" для детей есть еще один подводный камень со стороны родителей. Многие детские психологи рекомендуют родителям, которые жалуются на непослушных детей, применять так называемую ситуацию псевдовыбора. Мол, говорит ребенок "не хочу гулять", а в ответ предлагается сказать: "Хорошо, ну так что ты оденешь на прогулку, куртку или пальто?" Мне это всегда напоминало старую байку о том, как кошка поймала воробья и спрашивает: "Ну с чем тебя есть, с уксусом или со сметаной?" То есть молчаливо предполагается, что ребенок должен выбрать один из двух вариантов - при том, что ни один из вариантов его не устраивает. Эта ситуация вправду хороша, когда дитя капризничает, и его отказ ничем не мотивирован - просто ему хочется покричать и поперечить родителям (во многом, кстати, потому. что прежде они упорно игнорировали его мнение). Но учтите, что однажды ребенок на подобный вопрос скажет: "Ничего не надену, вообще гулять не хочу!" И это, кстати, его право. Да, есть режим, есть необходимые вещи, в том же детском саду (о котором еще пойдет речь) есть обязательные для всех формы занятий - но если ребенок дома и вы имеете возможность прислушаться к его мнению, прислушайтесь! Это могут быть не капризы, а какое-то осознанное желание, имеющее причину. И всегда, когда ребенок упорно отказывается гулять, есть, спать - стоит обратить внимание на то все ли у него в порядке. А вообще тот ребенок, с которым считаются с рождения, если уж сумел сказать "не хочу", как правило, сможет и объяснить, почему не хочет.
Личностьребенка
И если вы хотите "вырастить личность", учтите, что эта личность уже растет, и уважайте в ребенке эту личность - вот главное правило! Не говоря уже о том, что игнорируя мнение ребенка, можно ребенку и навредить.
К этому примеру могу добавить только одно: ребенок и в школьном возрасте не всегда может мотивировать свое "не хочу", а что говорить о детях в пять лет, в три, и даже в год, а то и младше? К их нежеланию делать что-либо нужно прислушиваться особенно внимательно - по крайней мере, откровенно игнорировать такие проявления не стоит!
Но как быть, если ребенок напрямую начинает манипулировать родителями с помощью капризов? Как отличить капризы от истинных потребностей, и когда стоит потакать ребенку, а когда нужно проявить твердость?
О капризах.
Вообще детские капризы - это достаточно эффективное средство манипуляции родителями. Проявление так называемой "диктатуры слабого". То есть маленький человечек слезами, криками и прочими подобными эмоциональными действиями может фактически выдавить все что угодно из своих родителей, которые тоже при виде подобного поведения дитяти начинают делать что угодно, лишь бы он замолчал, и теряют способность логически мыслить.Многие родители, боясь установления в доме такой детской диктатуры, изначально подавляют ребенка (к примеру, не позволяют ему самому учиться делать выбор). Но здесь можно повторить фразу, которая постепенно становится чуть ли не девизом всей этой книги: любые крайности вредны! Ни подавление, ни вседозволенность не помогут ребенку вырасти полноценной личностью, поэтому не стоит ни капризам потакать, ни игнорировать насущные потребности.
Однако как отличить потребности от капризов? Здесь вначале стоит поговорить о том, по какой причине дети вообще привыкают капризничать.Тяга к капризам у ребенка иногда формируется в буквальном смысле с рождения - в том случае, когда окружающие взрослые игнорируют любые "знаки" малыша, пока он не раскричится в голос. Тогда кто-то из взрослых заметит, что ребенку что-то нужно. Перед этим ребенок порой может сколько угодно "вякать" - мама не подойдет. Ребенок начинает клохтать и ворочаться - взрослые все равно не слышат. И только когда малыш расплачется - тогда подойдут и начнут суетиться:
Таким образом, у малыша закрепляется своего рода условный рефлекс: если хочешь, чтобы твои родственники тебя услышали, узнали о твоих нуждах - надо орать погромче. Со временем такие дети привыкают пропускать "промежуточные фазы" и сразу переходят на крик, не пытаясь высказать свою просьбу обычным тоном. И в чем-то они правы - мол, зачем время тратить, все равно их не услышат: Так у ребенка формируется потребность к неадекватному выражению своих эмоций, а в такой "упаковке" даже самая естественная просьба выглядит как каприз; родители не спешат ее выполнять, ребенок кричит еще громче.
В общем, в результате получается дым коромыслом и никакого понимания. Ребенка считают нервным, дают ему успокоительные препараты, и никто не задумается, что всего-то надо просить его высказывать свои потребности обычным голосом (и слышать эти просьбы), а все выступления на повышенных тонах, наоборот, игнорировать. Конечно, проще было бы, если бы родители изначально прислушивались к просьбам малыша. Но если уж упустили это, ситуацию надо исправлять постепенно и в хорошем смысле слова настойчиво.
Личностьребенка
На этой почве может возникнуть у ребенка еще один "условный рефлекс": если покричать погромче, даже самые нелепые желания будут выполнены! В таком случае ребенок кричит, чтобы заглушить нелепость своих требований. А родители делают все, только бы он замолчал: В таком случае ребенок и превращается в подспудного манипулятора.А вообще желание капризничать, "пробовать голос" появляется в тот или иной период времени у любого ребенка - потому что дети экспериментируют с окружающим миром. В том числе и в общении с родителями.
Ну-ка если я крикну, что будет? А дальше возможны три варианта. Родители накричат в ответ, а то и больно ударят - ребенок сделает один вывод: мол, в принципе дозволено общаться на повышенных тонах, а родители иногда дерутся без причины, поэтому лучше от них держаться подальше. Если папа и мама в ответ на повизгивания ребенка будут стремиться удовлетворить любую его просьбу - ребенок делает другой вывод: мол, стоит только покричать - и все тебе дадут, а родителями вполне может управлять голосом. И такого ребенка потом очень трудно будет заставить общаться нормальным тоном.
А если родители игнорируют попытку манипулирования и предлагают ребенку (даже не очень большому) прежде подумать, зачем ему нужно то или это, если это нельзя, то почему нельзя - ребенку будет ясно, что не любое его желание может быть выполнено немедленно, а если хочешь чтобы тебя услышали - кричать совершенно не нужно. Что, как говорится, и требовалось.
Поэтому отличить насущную потребность от каприза можно в общем так: если ребенок в состоянии изложить свою просьбу без криков, если он может хотя бы в первом приближении объяснить, зачем ему это нужно или почему он этого не хочет - это не каприз. Если же он идет наперекор родителям только чтобы досадить им, воздействовать на них или просто выплеснуть свои эмоции - вот это уже хуже. Многие родители говорят, что в запущенных случаях дети бросаются на пол, стучат ногами и кричат так, что их не остановишь.
Но если мама будет реагировать на это лишь недоуменным "Что это с тобой, ты не заболел", причем реагировать с самого первого момента, как только ребенок начал пробовать такой стиль поведения (а пробовать подобное, учтите, будет даже самый адаптированный в семье ребенок), - тогда дитя быстренько поймет, что подобный способ отстаивать свои желания в доме совершенно не годится:Разумеется, дети не так хорошо могут контролировать свои эмоции, как взрослые. И поэтому нередко детские капризы происходят что называется, по естественным причинам: ребенок устал, не выспался, голоден или хочет в туалет: То есть опять же - родители, прежде чем демонстративно отворачиваться от ребенка, разберитесь, почему малыш так себя ведет?
Кстати, его просьбы и прочее поведение могут быть в принципе не связаны с внешней причиной капризов. А если вы что-то запрещаете ребенку - чтобы не было капризов и непослушания на этой почве, всегда объясняйте малышу, почему нельзя делать то или иное. Скажем, нельзя уходить из поля зрения родителей, потому что тебя может кто-то обидеть, пока мама с папой не видят. Нельзя трогать горячий утюг - потому что можно обжечься (в иных случаях когда исследовательский рефлекс у ребенка выражен очень сильно, можно позволить ему все же прикоснуться пальчиком к поверхности утюга, если уж он так упорствует: если мама присмотрит, ожог будет не сильным, зато малыш навсегда усвоит, что если мама говорит нельзя, значит, это на чем-то все же основано). Некоторым детям бывает достаточно одного слова: это опасно.Почему не купили игрушку или конфету в магазине - об этом стоит поговорить еще задолго до похода в магазин.
Личностьребенка
Малышу изначально стоит объяснить, что все эти лакомства никто не дает просто так, и что в покупку каждой вещи вложена работа. Возможно, при этом придется посвятить ребенка в тонкости вашей взрослой жизни. Но не стоит искусственно ограждать его от этих впечатлений,- разумеется, если вы хотите, чтобы он вырос действительно личностью. Для детей, которые не отделены от жизни родителей и проблемы родителей понимают, фразы "нет денег" бывает тоже достаточно. Если же ребенок привык, что любые его желания должны выполняться, и не имеет в распоряжении никаких иных логических доводов, тогда, конечно, будет намного сложнее - прежде всего родителям. Они стараются оградить ребенка от тягот своей жизни, а в результате наживают себе новые проблемы::Да скорее всего нет - он вправду убедился в том, что если покричать погромче, то можно и получить желаемое.
А понятия "нет денег" (причем нет именно на данную игрушку или конфету) для этого ребенка не существует - он в принципе не знает, что это такое. Хотя, если опять же речь идет о воспитании личности, нужно не только самого ребенка научить говорить "нет", но и воспринимать это "нет" от других, чтобы он с детства привык к тому, что не все его "хочу" в жизни должны удовлетворяться, иногда приходится и от чего-то отказываться.Хотя некоторые родители борются с капризами более радикальными методами. Они говорят: "Чтобы ребенок не капризничал, его нужно наказывать". Ну, скажем, чтобы ребенок не капризничал, не нужно изначально создавать почву для этих капризов.
А наказание служит совсем другой идее в воспитании :"Преступление" и наказаниеНачнем с того, что наказание детей - отнюдь не самоцель, а некий способ изменения детского поведения. Зачем? Прежде всего - чтобы помочь самому ребенку сориентироваться в окружающей жизни. То есть наказание должно естественным образом вписываться в процесс воспитания личности, и применять его надо строго дозированно и по необходимости (как и любое сильнодействующее средство). И наказание никоим образом не должно становиться средством самоутверждения взрослых, способом лишний раз показать ребенку. кто тут сильный и главный (если это и так не понятно ребенку - в силу того, что родители сами не ощущают своего превосходства и своей социальной значимости. и им опять же только за этим и нужны дети, чтобы было кого унижать).
Очень часто наказание становится способом переадресации родительской агрессии и разумеется, при этом не несет никакой дидактической нагрузки. Такое наказание - не полезно, а опасно для ребенка.И прежде всего, говоря о наказании, стоит поговорить о различных его формах. Здесь опять же все зависит от адаптации и самоощущения родителей. Один родитель, наказывая ребенка за проступок, вполне может лишь строго сказать: "Сегодня я тобой недоволен потому-то и потому-то", и ребенку этого будет достаточно для того, чтобы сделать надлежащие выводы. А другой родитель, для которого провинность ребенка - лишь повод разрядить сувои негативные эмоции. не преминет ребенка ударить, а то и вообще выпороть (в крайнем случае - неадекватно оскорбить, унизить и т.п.) Причем иногда вовсе не объясняя, за что. И далеко не всегда ребенку будет понятно, за что, собственно, его так обидели. И мало того что малыш затаит обиду, а то и злобу на родителя - опять же такое наказание не несет никакой педагогической нагрузки:Поэтому главный критерий применения наказания - его АДЕКВАТНОСТЬ ПРОСТУПКУ.
Личностьребенка
Вообще наказывать можно по-разному.Скажем, иногда дети пытаются манипулировать родителями с помощью угроз: мол, если вы не сделаете по-моему, я сломаю вам ту или иную вещь. В подобных случаях можно заранее ограничить доступ к этой вещи (к примеру, спрятать), но нет гарантии, что ребенок не выльет свою агрессию на что-нибудь другое, при этом сделав выводы. - мол, ага, родители все-таки испугались и в чем-то пошли у него на поводу. А можно предупредить, что ежели дитя сломает что-то из дорогостоящих вещей в доме (причем специально, чтобы напакостить), то он не только не получит то, чего хотел таким образом добиться, но еще и будет лишен всех удовольствий ровно на сумму испорченной вещи (плюс возможная компенсация "морального ущерба" для родителей). И ежели случилось что-то подобное (кстати, даже нечаянно) ребенка не всегда стоит бить или кричать на него (понятно, что вы таким образом просто выплескиваете обиду, но стоит ли выливать ее на ребенка?) Гораздо действеннее будет компенсировать ущерб за счет ребенка, чтобы он смог сделать должные выводы из ситуации.
Еще один важный момент - наказание не должно быть отсроченным. Помните, как у Чехова: "Ваня, иди сюда, я тебя высеку за то, что ты вчера стекло разбил!" Кстати, в упомянутом чеховском рассказе это как раз было иллюстрацией к тому факту, что папа пришел домой в скверном настроении и никак не мог придумать, кому бы ему переадресовать свою агрессию: То есть отсроченные наказания опять же не являются дидактически полезными, а становятся лишь "выпуском пара" для родителей. В таких случаях ребенок опять не понимает, за что его наказывают, и вполне может в ответ стать мстительным и злобным, агрессивным по отношению к сверстникам (ему тоже нужно куда-то переадресовать то. что ему "выдали" родители - по его мнению несправедливо), а потом взрослые спрашивают, почему у них ребенок такой немотивированно жестокий:И желание детей помогать взрослым следует всячески поощрять, а не осуждать и тем более за это не наказывать.
Кстати, наилучший дидактический прием - не только наказание, но и поощрение. Одними наказаниями личность не воспитаешь, и если ребенок слышит одни сплошные нельзя, инициативу в жизни от проявлять не будет никогда. И если в итоге наказание - это в какой-то мере средства защиты безопасности ребенка, то процесс наказания не должен быть опасным (в том числе психологически) сам по себе! Наверное, излишне говорить, что наиболее опасными могут быть физические наказания. И если вы хотите, чтобы ребенок чего-то не делал (для его же блага), стоит ли лупить его по этому поводу так, что ему от этого будет во много раз больнее, чем если бы он сделал то, от чего вы его защищаете?
Вот, кстати, повод для того, чтобы сказать несколько слов и о болезненности ребенка. Даже если мы говорим о воспитании личности, то жизненная устойчивость этой личности складывается в том числе и из умения противостоять всяким проблемам, в том числе болезням (в этом вопросе тоже очень много зависит от психологии, и тем более у детей). Почему одни дети болеют чаще, а другие меньше? Почему одну и ту же болезнь разные дети переносят по-разному?
Личностьребенка
Болезни и здоровье
Условимся сразу, что различные конкретные особенности детских болезней мы оставим педиатру. А вот то, как дети переносят ту или иную болезнь, частоту заболеваний и тому подобное обсудим подробнее . Самой известной и много раз упомянутой в педагогической литературе причиной того, что дети часто болеют, является так называемая условная приятность болезни. Известно, что когда ребенок болен, ему обычно достается намного больше ласки, внимания, заботы, чем когда он здоров. В общем-то, это понятно - заболевший, какого бы он не был возраста, всегда нуждается в дополнительной поддержке. Так вот: если ребенку, пока он не болеет, ласки и тепла в доме мало, он стремится то и дело свалиться в постель с какой-нибудь болячкой, чтобы получить недостающее. И кстати, любое заболевание у него будет протекать, как правило, нелегко, потому что нет мотивации выздоравливать: как только он выздоровеет, он опять будет заброшен: (разумеется, бывает и так, что в иной семье и больному ребенку не достается особой заботы, но это уже особые случаи). Опять же - эту ситуацию вполне можно предвосхитить, если предоставить ребенку достаточно внимания родителей (но не перебарщивайте, следите за реакциями ребенка).
Потом, вполне можно сделать так, чтобы ребенку было невыгодно болеть - чтобы он получал дополнительное внимание, но чего-то и лишался. Скажем, вы обещали пойти с ним в парк или в театр - но он заболел, и теперь, если не выздоровеет, в театр не пойдет. Вы обещали почитать ему книжку - но он болен, ему нельзя утомляться, поэтому вы почитаете ему лишь несколько страничек. И телевизор больному смотреть вредно, и уж тем более ходить в гости или гулять на улицу:
Да, такое возможно лишь в том случае, если вы в принципе ходите с ребенком в театр, читаете ему книжки (или он сам читает), если у него есть друзья, с которыми ему хочется гулять.
Но если организовать именно такую систему - ребенок и болеть будет меньше, по крайней мере, не будет специально стремиться заболеть, а уж если случится - с удовольствием будет глотать лекарства, натираться мазями и соблюдать режим. И выздоровеет очень быстро!
Мало того, условная приятность может работать косвенно: ребенок может заметить, что при его болезни улучшаются отношения родителей. Или в крайнем случае папа и мама общаются друг с другом с меньшим напряжением. Тогда ребенок тоже может часто болеть (чтобы хоть так восстановить "мир в семье"). Причем так могут себя вести и не слишком большие дети: вот еще один пример против того, то дети ничего не понимают. Да, возможно, пока они не говорят, но на бессознательном уровне, который у них является пока основным, они прекрасно чувствуют все нюансы происходящего вокруг них! Вторая причина болезненности детей - пресловутое отсутствие необходимого иммунитета.
Гораздо чаще болеют дети, которые провели первый год жизни в полной изоляции, которых кутали, которые не принимали "воздушных ванн", мало находились на грудном вскармливании - а также не получили и необходимой морально-психологической поддержки, внимания и любви. Этим детям гораздо проще подхватить какую-нибудь болячку, болеют они чаще, выздоравливают сложнее: Можно ли повысить устойчивость ребенка к заболеваниям? Разумеется, для этого нужна разумная стерильность (в общем-то, как и для взрослых, которые тоже, извините, не живут ведь в полной грязи - так того уровня чистоты, который вы обычно поддерживаете в доме для себя, достаточно и ребенку); потом, ребенок опять же не должен жить в полной изоляции от окружающего мира (если он после такой изоляции получит сразу большую дозу впечатлений, только от одного этого можно заболеть); и главное - малышу необходим психологический стимул быть здоровым!
Личностьребенка
Разумеется, частота заболеваний и их переносимость зависит и от "физических кондиций" самого ребенка. и тут нельзя не сказать о таком явлении, как закаливание. Начинать закаливание, как говорят многие детские врачи, нужно с первых дней. Вопрос только - КАК это делать? Вспомним опять нашу ключевую фразу о том, что и в этом деле тоже вредны любые крайности! Да, не нужно растить откровенно тепличного ребенка. Но вряд ли стоит запускать малыша сразу бегать босиком по снегу.
Кстати, если закаливанием увлекаются родители, то у них. как правило, не бывает вопросов, как закаливать ребенка - они сами постепенно вводят его в свою среду. О технике закаливания тоже написано немало. Могу добавить только одно: закаливание - это не обязательно обливание холодной водой! Если его суть - повысить устойчивость к болезням, то закалять можно и тем, что опять же не ограждать ребенка от естественных жизненных сложностей:...Вообще взаимоотношения ребенка с окружающим миром и проблемы познания мира заслуживают отдельного разговора. В том числе проблемы психологического общения и вхождения именно в мир людей: Иными словами -как создать в семье психологически благополучный климат при общении с ребенком? Как научить его адекватно общаться с людьми?
Школа общения
Ребенок, подрастая, начинает изучать не только то, что происходит вокруг него, но и что за люди его окружают. Как с ними разговаривать. Как строить свое общение. Разумеется, первую школу этого общения дают ему родители. При этом важно, какое место занимает ребенок в семье, какую роль играет.Увы наше общество по сути тяготеет к крайностями(в том числе в общении), и большинство родителей - не исключение. Из ребенка делают, как правило, либо "пуп земли", которому нет ни в чем отказа - вся семья (и предположительно весь мир) вращается вокруг него, либо полностью забитое безответное существо, которое ни на что в семье (и затем в жизни) не имеет права, ничего не может сделать самостоятельно и никогда не подает своего голоса.
Понятно, что обе эти крайности не сулят ничего хорошего. Но как же определить ту золотую середину, при которой и ребенок, и родители будут достаточно компенсированы и ни одна из сторон не будет неоправданно подавлять другую или ею манипулировать? Наверное, можно сформулировать несколько простых правило общения в семье (многие из этих правил тоже не раз упоминались в специальной литературе, но придется снова их повторить):
Часть первая.
Правила общения для ребенка:
· не все его желания в семье (и в жизни) должны непременно выполняться, особенно сиюминутно. Если ему отказано, то наверняка есть какая-то причина. И капризничать бесполезно, хотя всегда можно поинтересоваться, почему нельзя.
· Иногда родителю нужно просто отдохнуть от ребенка. И в эти минуты не стоит навязывать им свою персону.
Личностьребенка
· Ничего в доме не предназначено только одному ребенку; все лакомства и прочие удовольствия делятся между ребенком и прочими членами семьи.
· Родители тоже люди, и у них тоже могут быть свои желания и потребности, которыми они вовсе не обязательно должны жертвовать ради ребенка.
Один из наиболее ярких примеров этого пункта - езда в общественном транспорте. Иногда (увы, не всегда) родителю с ребенком уступают сидячее место, на которое непременно сажают ребенка, а родитель стоит рядом. Хотя гораздо правомернее будет так: садится родитель, а ребенка берет на колени. В первую очередь это безопасно для ребенка.
Потом, родителю проще будет контролировать поведение малыша. И третье - ребенку с малых лет будет понятно, что родитель тоже имеет право устать и что о нем тоже иногда надо подумать. Вы удивляетесь, почему в нашем транспорте сидят развалясь 15-летние подростки? А почему бы им не сидеть, если они к этому привыкли с малолетства и просто не понимают, что может быть по-другому? Кстати, часто родители просто боятся показать ребенку свою слабость.
Да вы и так для малыша изначально авторитетные личности, и если не будете скрывать то, что вы обыкновенные живые люди - у вас с детьми будет гораздо больше понимания. Кстати, многие детские врачи отмечают, что дети иногда просто не могут сидеть на одном месте: им обязательно нужно вертеться, крутиться, в крайнем случае стоять. Так что ребенок, который предлагал маме сесть, не очень-то себя обделял - это многие взрослые привыкли все мерить по себе. И самое главное "правило для ребенка", которое вытекает из предыдущего примера: в жизни нужно соизмерять свои желания с желаниями других. Помните известное: "Чего себе не хочешь, того другим не делай?"
Если ребенок привыкает к тому, что он в мире не один, он гораздо проще адаптируется и в садике, и в школе, и вообще во взрослой жизни: и в обиду себя не даст, и напряженных ситуации в свой адрес создавать не будет.
Однако и родители не имеют права на вседозволенность в отношении малыша! В том числе и в отношении того, чтобы ставить на нем такого рода педагогические эксперименты.
Часть вторая.
Правила общения для родителей
· Самое главное - если ребенок младше вас, это еще не значит, что он хуже вас.
· Если вы родили ребенка, это не значит, что он ваша собственность.
· Если вы что-то обещали ребенку, непременно выполните обещание.
Если не уверены в том, что сможете - не обещайте. Разумеется, если хотите, чтобы и ребенок тоже выполнял свои обещания и держал свое слово.
· Говоря ребенку "нельзя", непременно объясните - почему нельзя. Если вас об этом спросит ребенок - тоже объясните. А не отругивайтесь грубым "не твое дело".
· Если ребенок что-то говорит вам - не перебивайте его. Прислушайтесь к его словам (разумеется, если он в это время не перебивает вас).
Личностьребенка
· Уважайте право ребенка на его личную собственность, отведите ему личный уголок как можно раньше. Подчеркивайте, что у него есть своя кровать, свои игрушки - разумеется, при том, что в семье много и общего. Но если вам зачем-то понадобилась его игрушка или книжка, не погнушайтесь спросить разрешения.
· Прислушивайтесь к мнению ребенка (хотя бы совещательно), особенно если решается вопрос, касающийся его напрямую.
· Если вы почему либо незаслуженно оскорбили ребенка или сорвались на него - найдите мужество извиниться. Желательно не формально.
· Не пренебрегайте посильной помощью ребенка, особенно если он предлагает ее сам. А то и обращайтесь сами к нему за помощью, пусть поначалу и чисто символической.
· Помните, что иногда ребенку тоже нужно отдохнуть от родителей и побыть наедине с собой. Не навязывайте ребенку свое общение, когда ему это явно не нужно.И наверное, можно сказать, что это общепринятые еще в прежние времена "правила совместного общежития".
Но в том-то и дело, что иногда родители пренебрегают этими правилами, перекашивая воспитание в ту или иную сторону, потому и приходится снова и снова говорить вроде бы об очевидных вещах!Кстати, один из наилучших способов наладить понимание с ребенком - это говорить с ним. Поэтому далее (опять же в рамках разговор о воспитании личности) давайте обсудим то, как развивать речь ребенка, какие психологические проблемы могут возникнуть на этом этапе.
Развиваем речь
К моменту произнесения первых членораздельных слов малыш знает примерно 200-500 "взрослых" смысловых понятий, хотя ему их напрямую часто и не объясняли. Произнести слова, соответствующие этим понятиям, он не в состоянии - тем не менее зачастую очень хорошо понимает, о чем идет речь. И прислушиваясь к разговору взрослых, он постепенно идентифицирует слова с этими понятиями, и учится говорить связными словами и предложениями. Поэтому опять же неверно считать, что, мол, если ребенок пока ничего не говорит, то он ничего и не понимает.
Можно сказать, что развитие речи ребенка тоже начинается чуть ли не с рождения. Во всяком случае, закон развития тот же: чем больше с новорожденным общаются, разговаривают взрослые, и главное, чем больше родители замечают и учитывают "реакции" ребенка, то есть чем более продуктивный между сторонами получается диалог - тем активнее будет развиваться и речь малыша, тем раньше он заговорит и тем успешнее будет осваивать навыки языкового общения.
Не всегда между общим развитием и речевым прослеживается столь прямая связь: разумеется, каждый случай надо рассматривать отдельно, но далеко не всегда задержка речи обозначает задержку общего развития. Иногда дети поздно начинают говорить потому, что: боятся говорить "неправильно"; или хотят заговорить сразу предложениями, а не отдельными словами (очень много случаев); и нередко позднее формирование речи у детей происходит только потому, что у ребенка: достаточно необщительные по структуре личности и молчаливые родители. То есть с умственным развитием у малыша все в порядке, однако в семье вообще мало говорят друг с другом. Поэтому и ребенок оказывается молчуном. То есть, уважаемые родители, как бы вы сами по себе ни были замкнуты, общаться с ребенком необходимо все равно - хотя бы для того, чтобы помочь ему сформировать речь.
Личностьребенка
Потому что действительно откровенная замкнутость родителей нередко ведет к задержке речевого развития детей.Поздно начинают говорить и те дети, у которых родители неимоверно загружены работой и им разговаривать с детьми просто некогда. Часто у таких детишек речь хоть и развита, но произношение многих звуков искажено, и заходит разговор о специальной помощи логопеда. Однако в большинстве случаев такому ребенку нужен не логопед, а обычная няня, которая будет с ним общаться немного больше, чем могут позволить себе по рабочему графику родители.
Также позднее развитие речи наблюдается у детишек, с которыми в семье не разговаривают потому, что родителям самим-то друг с другом не о чем поговорить (часто бывает в тех случаях, когда в семье исподволь зреет предразводная ситуация или как минимум между родителями есть какая-то скрытая вражда). Каким образом будет развиваться речь ребенка? Ведь слова нужны людям в первую очередь для коммуникации, для общения. И если ребенку не с кем общаться, то ему и учиться говорить вроде бы как не надо.
Таким образом, способствование развитию речи укладывается в три правила;- разговаривать с ребенком с первых дней- воспринимать и выслушивать его ответные сигналы (вначале жесты, гуление, потом звуки и слова)- сигнализировать, что вы его поняли.Иногда детишки откровенно хитрят, задерживаясь на фазе общения с помощью жестов: мол, мама и папа их и так прекрасно понимают. Показал пальчиком на чашку и на пакет молока - налили молока. Ткнул в игрушку или книжку - подали. Зачем учиться говорить? Вот с таким малышом уже можно поиграть в некое "непонимание" - по крайней мере, не исполнять просьб, не выраженных словами. Показывает он на что-то пальцем - попросите произнести, что именно он хочет. Или выполните просьбу заведомо неверно. И все время побуждайте: "Скажи, скажи!" Но уж если он сказал - сделайте именно так, как было сказано. Разумеется, если это в рамках дозволенных для ребенка вещей или действий.
Шлифовка отдельных слов выполняется точно так же: если ребенок называет предмет искаженным словом, родители вполне вправе "не понять" этого выражения. А более старшим детям, у которых "застревают" в правильном произношении какие-то слова, можно уже писать на бумаге или компьютере, как то или иное слово произносится правильно. Но опять же лучшее средство - если раз за разом правильно и активно говорить с ребенком будут родители!
В конце концов, если у родителей совсем нет времени, малышу можно включать песенки и сказки на аудионосителях - главное, чтобы он достаточно часто слышал речь, так или иначе обращенную к нему.
Иногда ребенок, который учится говорить, вдруг становится необычно напряженным, раздраженным и даже агрессивным - порой это связано именно с тем, что он не может объяснить словами то, что понимает. Ему трудно довести до сведения родителей, что ему известны некие понятия, но он просто не в силах произнести их словесных обозначений, и незаслуженное непонимание взрослых ведет к агрессии малыша: Вот такие "капризы" нужно вовремя распознать и помочь ребенку - в частности, если он упорно тычет пальцем на какой-то предмет, назовите несколько раз этот предмет сами. Причем учтите, что детям очень трудно воспринять что-то сразу, с первого захода: им наверняка придется не раз повторить.
Личностьребенка
Конечно, если случилось так, что речевое развитие у ребенка нарушено, необходимо применять различные упражнения для развития речи, проверить у специалиста-логопеда, все ли в порядке с самим речевым аппаратом, не нарушена ли "механика" воспроизведения тех или иных звуков.
Но как правило, чаще нарушения развития речи происходят именно от недостатка общения. И кстати, многие речевые огрехи очень быстро выправляются в детском коллективе - когда у ребенка возникает насущная потребность в том, чтобы другие дети его понимали.
В последнее время обретают все большую популярность электронные термометры, которые удобны в использовании, практически мгновенно показывают точнейший результат, к тому же абсолютно безопасны по сравнению с ртутными. Как выбрать электронный градусник Самое важное при выборе термометра проверить его на исправность
Испытывает хронический неослабевающий стресс. Попадает в одну или несколько непрекращающихся стрессовых ситуаций. Тяжело преодолевает стрессовые межличные отношения...