это может вам помочьПлюсы фасадов В России фасады появились не так давно, как например, в Германии или Финляндия
Письменноеобщениепсихолога с клиентом
Булкина Е.С.
Услышав слово 'психолог', многие представляют человека говорящего или слушающего, но никак не пишущего. Традиционно мы считаем устное, 'разговорное' общениепсихолога с клиентом наиболее продуктивным: есть возможность быстро оценить реакцию собеседника, поменять тактику, дозировать информацию и т.д. - эти достоинства очевидны. Но поскольку письменная речь существует, и она может быть превосходным инструментом для работы практического психолога.
Письменноеобщениепсихолога с клиентом имеет ряд достоинств:
1. Написанная информация почти всегда 'отфильтрована' гораздо больше, чем устная - человек пишет то, что считает нужным написать. Это очень значимая для него информация, или наоборот, незначительная (хочет 'спрятаться'). Психолог, анализируя текст клиента, имеет возможность уделить внимание стилю, почерку, подумать над явным и скрытым смыслом написанного, и, в свою очередь, адресуя клиенту текст, может 'слепить' такое письмо, которое соответствует личностным особенностям адресата и цели написания.
Психолог, использующий письменноеобщение с клиентом, должен свободно владеть речью и 'чувствовать' ее, ибо нелегко сопереживать человеку, не находясь в непосредственном контакте с ним. К тому же написанное может быть воспринято клиентом как документ, диагноз или что-то подобное, следовательно, психолог несет высокую ответственность за каждое написанное им слово. Следует предупредить клиента о том, что эта информация - не справка, не документ, а скорее письмо.
2. Письменный текст воспринимается зачастую клиентом, как более интимный, чем устный. Особенно игра в переписку захватывает подростков, которых манит все новое, необычное, окутанное тайной.
Бывает, что им (подросткам) гораздо легче прийти на консультацию к психологу с подругой или другом, чем в одиночку. В таких случаях беседа часто не получается откровенной, даже если подруга находится за дверью - смущает ее незримое присутствие. Видя подобные затруднения, можно предложить клиенту воспользоваться бумагой для передачи своих мыслей.
3. Написанный текст можно хранить и распоряжаться им по своему желанию. Известны случаи, когда клиент годами хранит текст, написанный ему психологом, если эта информация для него значима, аналогично тому, как хранят письма дорогих людей.
Бывает, клиент берет листок с опаской - не видел ли его еще кто-либо, кроме психолога? Как правило, это не значит, что текст будет спрятан навечно. Прочитав значимую информацию, человек стремится показать его кому-то, обсудить. Разумеется, чаще всего показывают друзьям, родственникам и знакомым письмо психолога подростки, реже - младшие школьники, взрослые же охотнее рассказывают 'об этом', чем показывают сам лист.
Психолог по характеру обращения с информацией может судить о ее значимости - хранит ли ее клиент, теряет, рвет, выбрасывает, если показывает, то кому, и т.д.
Также и психолог может хранить образцы письменного творчества клиентов, сравнивать и анализировать их.
4. Для человека текст, написанный именно ДЛЯ НЕГО является значимым. Поэтому люди так радуются письмам, поэтому поздравления пишут на открытках, поэтому врач в поликлинике, пишущий ДЛЯ НАС название лекарства на бумажке, кажется нам очень внимательным.
Человек, добровольно обратившийся за помощью к психологу, нередко имеет заниженную самооценку, и вещественное подтверждение .того, что именно его проблема интересна для психолога, очень важно.
Письменную форму общения психологу приходится применять в тех случаях, когда личный контакт невозможен (например, ввиду дальности расстояния). Это неудобно, но иногда необходимо.
ЭФФЕКТ САМОПОДТВЕРЖДАЮЩЕГОСЯ ПРОРОЧЕСТВА: люди склоны действовать в соответствии с тем, чего ждут от них другие, а также со своими ожиданиями успеха или неудачи.
Во время последнего кризиса 98-го года, как ни странно, первыми встали на ноги те, у кого было собственное дело - потому что ситуация для них в какой-то мере привычная. Кризисы - это неизменная...