Классификация социальных объединений в психологии
Психологические исследования показывают, что в реальной действительности очень трудно вычленить формальные и строго неформальные группы. Особенно это свойственно неформальным группам, которые возникали в рамках формальных. Поэтому в психологии рассматривается структура формальных и неформальных отношений, когда различаются не группы, а тип и характер отношений внутри них.
Различаются также между собой группы членства и референтные группы. Различение было введено американским психологом Г.Хайменом, который при исследовании студенческой группы установил, что часть ее членов разделяют нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые человек не включен реально, но нормы которой он принимает, Г.Хаймен назвал референтными.
Как отмечает социальный психолог Г.М.Андреева, в настоящее время встречается двоякое употребление термина 'референтная группа': иногда -как группа, противостоящая группе членства, иногда -как группа, возникающая внутри группы членства.
Встречается и более расширенное толкование референтной группы, при котором она может включать в себя индивидов, реально не входящих в одну группу. Например, для подростка референтную группу могут составить отец, близкий друг, кумир, литературный герой и т.п.
Единицы анализа форм организации человеческих общностей
Какими понятиями можно описать человеческую общность? Как на основе единиц анализа можно строить типологию общностей?
Конституирующими категориями любой человеческой общности являются понятия 'связи' и 'отношения'. В современных гуманитарных науках 'отношение' считается одним из основных логико-философских понятий, отражающих способ (род) бытия соотносимых субъектов. Понятие об отношении возникает как результат сравнения двух членов отношения по выбранному (или заданному) основанию. В свою очередь, 'связь'-это вырожденное отношение, при котором изменение одних явлений есть причина изменений других; связь -это взаимозависимость (а не противопоставленность) явлений, далее неразличимых в пределах самой связи. В человеческих сообществах выделяют многообразные связи и отношения: деятельностные, социальные, психологические, субъективные, личные, духовные; функционально-ролевые, эмоционально-оценочные, личностно-смысловые и др.
В развивающихся системах происходит постоянное преобразование связей и отношений, их взаимопревращение друг в друга. Кардинальное преобразование сложившихся связей и отношений данной системы приводит к возникновению системы нового типа (или нового уровня).
Любые связи и отношения, в которых оказываются люди, могут быть охарактеризованы через:
а) места, распределенные между участниками некоторой общности;
б) характер, образ, способ действий, адресованных другим участникам отношений и связывающих их;
в) картину мира, образ себя, других людей, всей ситуации взаимодействия, которая открывается с этого места в результате таких действий. |