Психология на RIN.ru: Классификация социальных объединений в психологии
ENGLISHRIN.ru - Российская Информационная Сеть

Новости
Общая психология
Семья и дети
Мужчина и женщина
Психология и менеджмент
Наркомания
Другие виды зависимостей
Что мы знаем о цвете?
Психолог on-line
Эмоции
Практическая психология
Психологические портреты
Психология - это наука
Известные психологи мира
Релаксация, аутотренинг
Образование
Россыпи практической мудрости
Возьми на заметку!
Рефераты и дайджесты
Словарь психолога
Литература




Это интересно
Лучше быть безумным со всеми, чем разумным в одиночку.
Бальтасар Грасиан


Поиск по сайту
Поиск по словарю
Конструктор сайтов
Хостинг
Новости
Служба рассылки
Тесты
Игровой сервер
Скачать MP3 бесплатно
- Коммуникация - Конфликт 
Вы находитесь здесь >> :: Психология - это наука :: Социальная психология ::
1 :: 2 :: 3 :: 4 :: 5 :: 6 ::

Классификация социальных объединений в психологии

Позиция и статус определяют действия, которые человек не может не совершать. Потеря или смена их всегда сопряжены с глубоким личностным кризисом, потерей или преобразованием себя. Смена ситуативных связей и отношений не предполагает столь необратимых изменений всего образа жизни. И социальные, и тем более игровые роли -это то, что человек может (или вынужден) делать, но (в других жизненных ситуациях) может и не делать. Себя в роли (игровой или социальной) и вне роли человек всегда способен различать в самосознании, практически без всякой угрозы болезненного раздвоения личности.

Отличие общностей навязанных (статусных и социально-ролевых) от свободных (позиционных и игровых) ясно из самого названия: свободные отношения человек выбирает сам, в навязанные он попадает по воле случая, рождения, по выбору других людей, но не по собственной воле.

Социально-ролевые общности достаточно подробно описаны в теории 'социальных ролей', но описаны как общая характеристика любых человеческих отношений, вне проводимого здесь противопоставления.

Несамотождественность отличает социальную роль от статуса. Несвободность выбора различает социальную и игровую роль. Практически любой человеческий конгломерат стихийно структурируется именно в систему социальных ролей, подчеркивая и заостряя определенные индивидуально-характерные черты собранных вместе людей, и по этим чертам (зачастую малосущественным) типологизирует людей, системой социальных ожиданий выталкивая их в определенные социальные роли. Так, почти в каждом стихийно живущем классе существуют и исполняются роли 'лидера', 'умника', 'шута', 'козла отпущения', 'дурочки', 'мальчика для битья', 'красотки', 'недотроги', 'аутсайдера'и пр.

Игровые общности иллюстрировать, пожалуй, нет нужды. На игровые отношения взрослых можно без натяжки перенести основные характеристики детской ролевой игры: добровольность, условность атрибутики ролей, выразительность и адресованность действий, двусмысленность (различение сюжетного и смыслового плана) , богатство воображаемого плана, бескорыстие, полноту удовольствия от самого играния и возможность, закончив эту игру, потом играть в другую или вовсе не играть. Симптоматично, что именно игровая психотерапия, предлагая человеку сознательно и намеренно играть навязанную ему роль (например, роль 'жертвы' или 'обидчика') , способствует хотя бы частично временному освобождению человека от власти социальных обстоятельств, ожиданий, предписаний (если такая несвобода его тяготит).

Рассмотрев четыре основные единицы анализа, необходимо теперь привести в соответствие с ними описанные выше типы общностей с характерными видами связей внутри них. Так, общности с социал -органическими связями в наибольшей степени допускают статусные отношения -от относительно аморфных в нерегламентированных общинах до строго (жестко) иерархизированных в номенклатурных системах. Соответственно, в общностях с социал-атомистическими, функциональными связями преобладают ролевые отношения; диапазон общностей с функциональными связями и ролевыми отношениями может иметь своими пределами от роли иностранца в чужой стране с незнанием языка до 'театральной программки', где 'все роли уже расписаны'. В общностях соборного типа с гармоническими связями возможны прежде всего позиционные отношения, в наибольшей степени выражающие родовую сущность человека. В двух крайне вырожденных формах общности можно фиксировать: в 'коммунитас'-всеобщую связанность с выпадением из всяких отношений; в 'формальной структуре'- множественную относительность всего ко всему с разорванностью всех возможных связей.

1 :: 2 :: 3 :: 4 :: 5 :: 6 ::

CopyrightRIN © 2009 -
* Обратная связь