Классификация социальных объединений в психологии
Единство места, действия и субъективной картины мира и есть та интегративная единица психологического анализа, в которой органически взаимосвязаны социальные, деятельностные, субъективные характеристики общности. Чтобы не действовать с системой связей и отношений эмпирически, многообразие человеческих общностей необходимо типологизировать.
В основу предлагаемой типологии положены две фундаментальные характеристики связей и отношений:
1) ситуативность-внеситуативность,
2) свободный или навязанный характер.
По этим основаниям может быть построена типология общностей и соответствующие каждому типу общности единицы анализа.
В рамках данной типологии можно получить следующие определения:
позиция -единица анализа свободного человеческого сообщества, свободно ассоциированных людей; статус -единица анализа связей и отношений в жестко и тотально регламентируемом социуме; социальная роль -единица анализа связей и отношений, навязываемых людям частной ситуацией взаимодействия; игровая роль -единица анализа свободных, но временных общностей.
Позиция (позиционные общности) есть наиболее целостная, интегративная характеристика всего образа жизни человека, достигшего полной самоопределенности, самотождественности, ставшего в подлинном смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности. Про такого человека и говорят: 'Он нашел свое место в жизни'(т.е. свободно самоопределился во всей совокупности человеческих отношений, в культуре, в истории).
Такое 'место' определяет во всей полноте и мировоззрение, и принципы, и поступки человека.
Но 'построить позицию' невозможно раз и навсегда, обретение 'места в жизни'-событие не одноразовое. Свободный и ответственный выбор места, образа действия и мыслей, определяющих позицию, совершается в каждой точке существования, ставящей человека перед проблемой выбора. 'На том стою и не могу иначе!'- в этом афоризме Лютера сформулированы предельно заостренные, полностью и без остатка сфокусированные в позицию отношения человека и мира. Ясно, что речь идет об отношении, которое должно постоянно воссоздаваться, строиться, поддерживаться, выверяться, доопределяться.
Статус (в сословном, кастовом или регламентированном обществе) - это 'врожденная социальность': стереотипы образа действий и мыслей, соответствующих статусу, предписываются детально и безоговорочно, и человек в них врастает всем своим существом. 'Стать истинным дворянином', 'стать истинным офицером'-значит 'отлиться по форме' заранее заготовленного, предуготованного образа жизни (понятий, действий, чувств) и совпасть с ним, сделать его своей второй натурой. Сейчас в нашей культуре статусных общностей в чистом виде практически не существует, ибо разрушены сами основания традиционных укладов жизни -не только сословных, но даже национальных и семейных.
Самая общая психологическая характеристика внеситуативных и ситуативных общностей такова. Внеситуативные общности (позиционные и статусные) отличаются от ситуативных своей тотальностью; они пронизывают все сферы человеческого существования и часто пожизненны. Второе отличие внеситуативных общностей -их интегрированность (самотождественность) : например, дворянин не может позволить себе одновременное состояние в дворянском статусе и вне его. Такое различение, обнаружение в себе не только сословного, полностью вписанного в статус, но и общечеловеческого начала сделало изгоем не одного дворянина (вспомним хотя бы царский указ о сумасшествии Чаадаева). |