Психология на RIN.ru: Классификация социальных объединений в психологии
ENGLISHRIN.ru - Российская Информационная Сеть

Новости
Общая психология
Семья и дети
Мужчина и женщина
Психология и менеджмент
Наркомания
Другие виды зависимостей
Что мы знаем о цвете?
Психолог on-line
Эмоции
Практическая психология
Психологические портреты
Психология - это наука
Известные психологи мира
Релаксация, аутотренинг
Образование
Россыпи практической мудрости
Возьми на заметку!
Рефераты и дайджесты
Словарь психолога
Литература




Это интересно
Лучше быть безумным со всеми, чем разумным в одиночку.
Бальтасар Грасиан


Поиск по сайту
Поиск по словарю
Конструктор сайтов
Хостинг
Новости
Служба рассылки
Тесты
Игровой сервер
Скачать MP3 бесплатно
- Коммуникация - Конфликт 
Вы находитесь здесь >> :: Психология - это наука :: Социальная психология ::
1 :: 2 :: 3 :: 4 :: 5 :: 6 ::

Классификация социальных объединений в психологии

Единство места, действия и субъективной картины мира и есть та интегративная единица психологического анализа, в которой органически взаимосвязаны социальные, деятельностные, субъективные характеристики общности. Чтобы не действовать с системой связей и отношений эмпирически, многообразие человеческих общностей необходимо типологизировать.

В основу предлагаемой типологии положены две фундаментальные характеристики связей и отношений:

1) ситуативность-внеситуативность,

2) свободный или навязанный характер.

По этим основаниям может быть построена типология общностей и соответствующие каждому типу общности единицы анализа.

В рамках данной типологии можно получить следующие определения:

 позиция -единица анализа свободного человеческого сообщества, свободно ассоциированных людей; статус -единица анализа связей и отношений в жестко и тотально регламентируемом социуме; социальная роль -единица анализа связей и отношений, навязываемых людям частной ситуацией взаимодействия; игровая роль -единица анализа свободных, но временных общностей.

Позиция (позиционные общности) есть наиболее целостная, интегративная характеристика всего образа жизни человека, достигшего полной самоопределенности, самотождественности, ставшего в подлинном смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности. Про такого человека и говорят: 'Он нашел свое место в жизни'(т.е. свободно самоопределился во всей совокупности человеческих отношений, в культуре, в истории).

Такое 'место' определяет во всей полноте и мировоззрение, и принципы, и поступки человека.

Но 'построить позицию' невозможно раз и навсегда, обретение 'места в жизни'-событие не одноразовое. Свободный и ответственный выбор места, образа действия и мыслей, определяющих позицию, совершается в каждой точке существования, ставящей человека перед проблемой выбора. 'На том стою и не могу иначе!'- в этом афоризме Лютера сформулированы предельно заостренные, полностью и без остатка сфокусированные в позицию отношения человека и мира. Ясно, что речь идет об отношении, которое должно постоянно воссоздаваться, строиться, поддерживаться, выверяться, доопределяться.

Статус (в сословном, кастовом или регламентированном обществе) - это 'врожденная социальность': стереотипы образа действий и мыслей, соответствующих статусу, предписываются детально и безоговорочно, и человек в них врастает всем своим существом. 'Стать истинным дворянином', 'стать истинным офицером'-значит 'отлиться по форме' заранее заготовленного, предуготованного образа жизни (понятий, действий, чувств) и совпасть с ним, сделать его своей второй натурой. Сейчас в нашей культуре статусных общностей в чистом виде практически не существует, ибо разрушены сами основания традиционных укладов жизни -не только сословных, но даже национальных и семейных.

Самая общая психологическая характеристика внеситуативных и ситуативных общностей такова. Внеситуативные общности (позиционные и статусные) отличаются от ситуативных своей тотальностью; они пронизывают все сферы человеческого существования и часто пожизненны. Второе отличие внеситуативных общностей -их интегрированность (самотождественность) : например, дворянин не может позволить себе одновременное состояние в дворянском статусе и вне его. Такое различение, обнаружение в себе не только сословного, полностью вписанного в статус, но и общечеловеческого начала сделало изгоем не одного дворянина (вспомним хотя бы царский указ о сумасшествии Чаадаева).

1 :: 2 :: 3 :: 4 :: 5 :: 6 ::

CopyrightRIN © 2009 -
* Обратная связь