Помните маму Дяди Федора из мультфильма "Каникулы в Простквашино"? "Я так на работе устаю, что у меня еле-еле сил хватает телевизор смотреть", - ответила она на папино замечание о том, что в доме, где есть дети, "должны быть всякие жмурки-пряталки и приятелей целый мешок".
Ну, жмурки-пряталки вечерами в будние дни, возможно, и перебор. Но полезное и интересное занятие-игру для ребенка вполне реально организовать даже тогда, когда совсем нет времени, что называется "на ходу".
Спортзал на улице
Хорошо, если вы не торопитесь, а ваш ребенок - сосредоточенный флегматик или меланхолик, позволяющий вам целеустремленно вести его за руку. В этом случае "попутно" можно заниматься, к примеру, математикой: "считать ворон" (а также другие объекты); развивать фантазию: "витать в облаках" (придумывать, на что похоже то или иное облако или туча).
Если же ваш ребенок в спокойном состоянии напоминает тайфун, ураган или цунами - не огорчайтесь. Скорее всего, вам удастся дойти до места назначения, ну, может, не совсем в срок. В конце концов, вот оно - время для подвижных игр, что совсем неплохо и для мозговой деятельности. Если же вам важно не опоздать или прийти с минимальной погрешностью в час, попробуйте вот что.
Возьмите с собой веревку. Нет-нет, мыло не понадобится. А веревка в качестве подручного материала очень подойдет - она мягкая и легкая. Теперь как только ребенок отказывается перемещаться дальше, достаете веревку и надеваете ее на шею: Вы теперь ЛОШАДЬ, а ваш ребенок -КУЧЕР или ЖОКЕЙ. Поскакали?
Если вы не пришли к финишу первыми (то есть в срок) - это только ваша вина. Советую улучшать физическую форму: минимум жиров, максимум движения. Бег по утрам, прыжки вечером... Следующий забег вы наверняка выиграете!
Надоели лошадки - играем в сломанную машину, которую надо тащить на буксире в гараж. Буксир - веревка, машина - вы или ребенок, гараж - место назначения. На пару кварталов игры хватит. Наскучит - машина плавно трансформируется в паровоз, который, громко пыхтя, рано или поздно прибудет на станцию. Возможно, даже раньше времени по расписанию.
Если "транспортные" варианты вашему ребенку "приелись", плавно превращаем веревку в канат, ребенка - в канатоходца, улицу - в цирк... Выкладываем веревку прямо на асфальте, ровно или с изгибами. Теперь попросите ребенка аккуратно, не оступаясь, пройти по веревке, и мысленно жалеете, что она (веревка) слишком короткая. Не забудьте в следующий раз взять веревку подлиннее.
Если веревки под рукой не оказалось, не расстраивайтесь. Для игры в буксир, паровоз или канатоходцев подойдет любая найденная палка.
Кстати, с помощью палки и подходящего забора (и при условии, что обитатели зазаборного пространства не слишком злобные) вполне можно заняться начальным обучением музыке - отрабатывать ритмические упражнения. Находим палку, забор и начинаем отстукивать на нем что-нибудь зажигательное, затем отбегаем на пять шагов вперед по ходу движения и просим ребенка повторить. Не забывайте продвигаться к намеченной цели! Иначе вы останетесь у этого забора навсегда.
Если у вас найдется кусочек мела, сразу начинайте играть в казаков-разбойников. Далеко от ребенка убегать не стоит, но метров двадцать форы вы себе позволить можете. Не допускайте, чтобы расстояние сокращалось! На месте будете вовремя.
Футбол - отличная игра-попутка. Две команды - вы и ребенок. Мяч - любая пластиковая бутылка, коробка или консервная банка, брошенная неаккуратными согражданами на улице. Дополнительный воспитательный эффект налицо: "не надо мусорить'" Конечный пункт в идеале - помойка, куда вы и позволите ребенку забить решающий гол. Не забудьте напомнить, что ваш город стал после этого чище!
Ваш путь пролегает по плохо асфальтированной дороге или выложен тротуарной плиткой. Отлично! Выбоины и колдобины на дороге, а также лужи - перепрыгиваем, трещины на асфальте обыгрываем "наступай - не наступай"(опять же, тренировка внимания и реакции), а тротуарная плитка сойдет за кочки на болоте, по которым (или через которые) можно и нужно прыгать.
Вообще на улице можно устроить грандиозный спортзал, не имея при себе 5деревьев - в "козла", с парапетов лестниц можно съезжать, как с горки, даже в тридцатиградусную жару и при полном отсутствии снега.
Школа в очереди или в автобусе
Ну вот вы и добрались до места. Не исключено, что вас ожидает очередь, в которой придется провести не менее получаса. Пять минут ребенок усидит на месте, разглядывая ваших "товарищей по несчастью". А потом ему станет скучно. Но вы необычайно предусмотрительны, у вас в сумке найдется карандаш (ручка) и старая книжка или журнал, которые можно разрисовывать. Самое время поиграть в школу! Находим любую букву, показываем ее малышу и просим подчеркнуть или обвести все ее появления в статье. А потом подсчитываем ошибки и ставим настоящую оценку. Убиваем сразу двух зайцев - учим буквы и развиваем внимание и сосредоточенность. Постепенно усложняем задачу - ищем слоги или буквосочетания, потом - слова: Знаете, это ведь один из важнейших тестов при поступлении в летную школу: "О - подчеркнуть, А - зачеркнуть.'
Любой журнал или книжка с картинками дает превосходный материал для развития фантазии и воображения. Закройте половину нарисованного предмета рукой или листом бумаги. Попросите ребенка угадать, что там.
Ну, а если вы стоите в очереди, где нет возможности присесть или уединиться в уголке, или едете в общественном транспорте, - запросто можно вспомнить про игры со словами. Пополняя лексический запас ребенка, вы незаметно для него (и для себя) можете подкорректировать его речевые проблемы и даже начать обучение грамматике.
Попробуйте простейшие словесные игры, например такие:
- назвать наибольшее количество слов на заданный слог, допустим, "ре" - река, речь, решение, революция: Можно усложнить задачу, задавая дополнительное условие - слова должны состоять из определенного количества слогов. Скажем, двух: река, ребус, репа.
- гребешок - загадываете буквы, например, Н и Т, и ищете слова, где эти буквы есть - нота, нитка, тон:
- ответы наоборот. Задавайте своему малышу вопрос, ответ на который вы хорошо знаете, но просите его отвечать вместо "да" - "нет", вместо "черное" - "белое". Прекрасная тренировка внимания и сосредоточенности!
Если в транспорте нашлось укромное местечко, ехать вам не одну остановку, и ребенок еще умещается на ваших коленях, используйте ручку и калькулятор. Вы можете дать первый урок арифметики прямо в автобусе, приобщая ребенка к миру цифр и счета.
С помощью ручки можно сделать вот что: на каждом пальце малыша нарисуйте смешную рожицу. Если вы знаете логопедические приговорки типа "Этот пальчик - дедушка, этот пальчик - бабушка", вам обеспечена увлекательная игра до конца вашей поездки, с возможным перенесением дальнейшего действия домой. Если нет - не беда, придумывайте истории на ходу; например, как Мизинец пошел в гости к Безымянному, как они здоровались, разговаривали, спорили, прощались. Вы можете дать замечательные уроки вежливости и правил общения с людьми.
Помните, как внимательно относился к внешности своих собеседников Шерлок Холмс и насколько ошеломляющие выводы он делал, основываясь только на наблюдательности. Поиграйте с ребенком в Шерлока Холмса. Конечно, не стоит громко обсуждать вслух своих соседей по вагону метро. Но поездка в автобусе, разглядывание людей на остановках и наблюдение за ними - занятие вполне допустимое и небесполезное. Спросите ребенка, как он думает, куда направляется этот мужчина с портфелем, женщина с сумкой, ребенок с ранцем? Обсудите, хорошее ли у человека настроение, придумайте ему имя и историю его жизни. Пофантазируйте вместе, подобные упражнения помогут ребенку впоследствии лучше разбираться в людях, делать правильные выводы.
Поверили, что время для занятий можно найти всегда и везде? И совсем необязательно отводить специальные часы для того, чтобы усердно заниматься чтением, счетом, развитием логики, памяти и полезных навыков. Принудительное обучение - верный способ навсегда отбить у ребенка желание познавать мир. Все можно делать на ходу, между делом.
Новые исследования университета Чикаго нашли подтверждения того, что есть способы облегчить тяжесть одиночества: люди создают себе друзей, которые поддерживают их компанию.
Рефлекс, всегда реализующийся при действии на организм определенных раздражителей на основе генетически обусловленной нервной связи между органами восприятия и исполнительными органами. Выделяются...