Неблагополучные или дисгармонические семьи - это семьи, в которых нарушены гармоничные взаимоотношениями между родителями и детьми.
Способы воспитания ребенка в таких семьях приводят к тому, что у него нарушается нормальный ход развития.
Среди проблем, к которым приводит такое воспитание - навязчивые страхи, проявляющиеся в навязчивых ритуалах или действиях, эмоциональные проблемы, например такие, как неспособность выразить свои чувства (алекситимия - переживание чувств без их выражения или идентифицировать их (параалекситимия - "чувствую, а что - не знаю"), депрессии (обычно проявляющиеся в заявлениях типа "мне скучно"), агрессивности (проблема "трудных подростков"), речевым нарушениям и нарушениям двигательных функций, девиантным (отклоняющимся от нормы) и делинквентным (правонарушительным) формам поведения, являющимися результатом "выдавливания" ребенка из семьи.
Наиболее часто встречаются семьи со следующими видами дисгармоничного воспитания.
1. Гипопротекция, или гипоопека (безнадзорность) - отсутствие воспитания, как такового.
Ребенок предоставлен себе, не получает любви, ласки, часто не накормлен, бродяжничает.
Это чаще дети из неблагополучных семей, но главным здесь все-таки является не материальное благополучие, а неудовлетворенные духовные запросы ребенка.
Вариант - скрытая гипопротекция, когда интерес к ребенку ограничен чисто формальными признаками ("уроки сделал? ну, молодец"), когда родители бессознательно (в отличие от явной гипопротекции) отвергают ребенка.
2. Доминирующая гиперпротекция - чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, чувствами, действиями, система запретов и наблюдения за каждым шагом.
Иногда проявляется в форме постоянной слежки, приводящей к неспособности ребенка самостоятельно принимать ответственные решения и лишению ребенка собственного мнения.
Неизбежно приводит к формированию у ребенка чувства неполноценности ("всем нельзя, а мне можно"), неумению приспособиться к жизни, анализировать свой опыт, совершать самостоятельные действия.
Мысли и чувства, которые кажутся в дальнейшем ему собственными, на самом деле являются эхо - мыслями, эхо - чувствами и эхо - действиями, например, матери или отца.
Это создает у ребенка чувство недовольства собой ("почему я хочу одного, а делаю другое") и ситуации постоянного 'копирования поведения' ("как вести себя? Буду брать пример с..."), некритическому поглощению информации и неспособности самостоятельно осмысливать происходящее.
3. Потворствующая гиперпротекция - воспитание ребенка под кумира семьи.
Здесь тоже имеет место контроль, но тут важнее освобождение ребенка от всех скучных, рутинных обязанностей, покровительство и восхищение явными и мнимыми талантами, помещение ребенка в центр внимания.
Это чаще случается в неполных семьях.
За таких детей часто пишут работы, сдают экзамены и затем они предъявляют схожие требования поклонения и обожания к своему значимому окружению в будущем.
Такие дети часто не заканчивают институты, редко задерживаются на работе более полугода, т.к. они не способны отсрочивать свои желания во времени, требуя их немедленно удовлетворения, что делает невозможным длительный труд.
4. Эмоциональное отвержение - ребенок ощущает, что им тяготятся.
Внешне ребенок может получать знаки внимания (еде, одежда, информация), однако без теплоты, любви, разрешения на естественность поведения.
При скрытом эмоциональном отвержении родители не признаются, что тяготятся своим ребенком, подавляя силой разума свою внутреннюю потребность "освободиться" от забот о ребенке, что часто бывает при появлении в семье нового ребенка или разводе и повторном браке родителей.
Это случается реже при появлении близнецов, погодков или при разнице между детьми менее 3 лет, но чаще с незапланированными детьми.
5. Жестокие взаимоотношения - связаны с вербальным или физическим насилием; суровыми расправами за мелкие проступки; срыванием зла на ребенке за собственные неудачи.
Жестокие взаимоотношения обычно бывают между всеми членами семьи и часто тщательно скрываются от посторонних.
В таких семьях часто никому ни до кого нет дела; потребностями друг друга пренебрегают; царит душевное безразличие, отупение чувств.
Однако может не быть громких скандалов или насилия - важна отделенность друг от друга и принцип "рассчитывай только на себя".
Подросток, живущий в такой семье, находится как бы в крепости и не может из нее выйти навстречу другим людям.
6. Условия повышенной моральной ответственности - родители воспитывают ребенка по принципу "преуспей в том, в чем я не смог" и ставят ребенка под прессинг повышенных социальных ожиданий ("ты должен быть лучшим во всем", напр. в учебе или в спорте, и т.д.).
Возникает необходимость добиться многого и в кратчайшие сроки.
Идеализация ребенка, непосильный груз родительских ожиданий может усугубиться появлением второго ребенка, появлением беспомощных членов семьи, когда ребенка несоизмеримо нагружают уходом за ними.
br>
Психологияребенка из неблагополучнойсемьи
7. Противоречивое воспитание - проявляется во взаимоисключающих требованиях матери и отца, либо родителей и живущих с ними родственников, что приводит к взаимной аннигиляции воспитательных усилий и стимуляции установки ребенка "сделаю, что хочу".
Обычно со временем перетекает в явную или скрытую потворствующую гиперпротекцию.
8. Воспитание вне семьи - в доме малютки, детском доме, интернате, у дальних родственников, и т.п.
Они не могут заменить мать и дети имеют проблемы с базовыми качествами доверия и автономии, однако в еще худшей ситуации оказываются дети, помещенные при живых родителях в ситуацию чрезмерного или жестокого контроля.
Чаще всего ребенок демонстрирует девиантные формы поведения (уход из дому, бродяжничество, криминальные авантюры) в поиске как бы "эмоциональной пищи", которой он лишен дома, в котором родители отвергают чувства не только в ребенке, но и в себе.
В природоохранном законодательстве Ростовской области ожидаются изменения, об этом поступила информация от комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области
Если человек ведет себя по принципу "здесь и теперь" при реагировании на то, что происходит вокруг него и при этом использует весь потенциал взрослой личности, то это называется Я-состоянием...
Система представлений человека о самом себе. В рамках единой Я-концепции выделяют различные ее составляющие: Я-физическое как схема собственного тела; Я-социальное, соотносимое со сферами социально...