В условиях катастроф и стихийных бедствий, нервно - психические нарушения у значительной части населения, проявляются в диапазоне от состояния дезадаптации и невротических, неврозоподобных реакций до реактивных психозов. Их тяжесть зависит от многих факторов: возраст, пол, уровень исходной социальной адаптации; индивидуальных характерологических особенностей; дополнительных факторов к моменту катастрофы ( одиночество, наличие на попечении детей, больных родственников, собственная беспомощность: беременность, болезнь и т.д.). Цель и задачи психотерапевтической коррекции: профилактика острых панических реакций, психогенных нервно - психических нарушений; повышение адаптационных возможностей индивида; психотерапия возникших пограничных нервно психических нарушений.
Проведение психотерапии и психопрофилактики необходимо реализовывать в двух направлениях. Первое - со здоровой частью населения в виде профилактики: а) острых панических реакций; б) отсроченных "отставленных " нервно - психических нарушений. Второе направление - психотерапия и психопрофилактика лиц с развившимися нервно - психическими нарушениями. Характерной особенностью терапии в таких ситуациях является то, что она должна будет проводиться в экстремальных условиях: на месте происшествия, в приспособленных помещениях, палатках. Технические сложности ведения спасательных работ в зонах катастроф, стихийных бедствий предопределяют ситуацию относительно продолжительного пребывания пострадавших в условиях полной изоляции от внешнего мира.
Основываясь на опыте специалистов из Владивостока ( Л.П. Яцков, Н.Д. Белокобыльский, М.А. Глушков, П.Л. Яцков), на первом этапе наиболее оптимальной формой психотерапевтической помощи пострадавшим является информационная психотерапия. Она применяется в экстренном порядке. Её целью является психологическое поддержание жизнеспособности тех, кто жив, но находится в полной изоляции от окружающего мира (землетрясения, разрушение жилищ в результате аварий, взрывов и т.д.). Руководят и осуществляют психотерапию на первом этапе специалисты лаборатории психофизиологического обеспечения Территориального центра медицины катастроф и другие врачи, привлеченные для данной работы по специальной схеме. Эта психотерапевтическая работа проводится психотерапевтами, психиатрами, психологами, или подготовленными по специальной программе врачами других медицинских специальностей.
Сеансы информационной терапии реализуются через систему звукоусилителей. Рекомендации, которую должны услышать пострадавшие:
- Первая - информация о том, что окружающий мир устремился к ним на помощь и делает все, чтобы она пришла к ним как можно быстрее.
- Вторая - находящиеся в изоляции должны сохранять полное спокойствие, т.к. это одно из главных средств к их спасению.
- Третья - оказать себе в случае необходимости и по возможности самопомощь.
- Четвертая - пострадавшие не должны принимать каких - либо физических усилий к самоэвакуации, что может привести к опасному для них смещению обломков.
- Пятая - максимально экономить свои силы.
- Шестая - находиться с закрытыми глазами, что позволит приблизить себя к состоянию легкой дремоты и большей экономии физических сил.
- Седьмая - дышать медленно, неглубоко и через нос, что позволит экономить влагу и кислород в организме и кислород в окружающем воздухе.
- Восьмая - мысленно повторять фразу : "Я совершенно спокоен (а)" 5 - 6 раз через промежутки счета между ними до 15 - 20, что позволит снять внутреннее напряжение и добиться нормализации пульса и артериального давления, самодисциплины.
- Девятая рекомендация - высвобождение из "плена" может занять времени больше, чем хочется потерпевшим. Будьте мужественными и терпеливыми. Помощь прорывается к Вам.
Целью информационной терапии является также нивелировка и уменьшение чувства страха у пострадавших, т.к. известно, что в кризисных ситуациях от страха погибает больше, чем от воздействия реального разрушительного фактора. После освобождения пострадавших из-под обломков строений необходимо продолжить психотерапию (и прежде всего амнезирующую терапию) в стационарных условиях в сочетании с релаксантами и антидепрессантами. Во время спасательных работ в зоне катастроф, стихийных бедствий должны быть категорически запрещены паническая суета, возгласы безнадежности, крики, плач, приводящие как установлено, к снижению темпа и качества аварийно - спасательных мер.
Следующей группой людей, к которым применяется психотерапия в условиях ЧС, являются родственники людей находящихся под завалами, живыми и погибшими. Для них применим весь комплекс психотерапевтических мероприятий: поведенческие приёмы и методы направлены на снятие психоэмоционального возбуждения, тревоги, панических реакций; экзистенциальных приёмов и методов направленных на принятие ситуации утраты, устранения душевной боли, поиск ресурсных психологических возможностей для дальнейшей жизни. На госпитальном этапе, в дополнение к названным приемам и методам может подключаться психоаналитически ориентированная психотерапия.
Третья группа людей, к которым применяется психотерапия в зоне ЧС - являются спасатели. К ним применяется весь комплекс психотерапевтических воздействий, предусмотренных программой психофизиологического обеспечения. Вся психотерапия в отношении первой и второй группы осуществляется на фоне медикаментозной поддержки (по возможности). В зависимости от выраженности симптоматики, могут применяться препараты группы транквилизаторов, антидепрессантов, нейролептиков в инъекционной или таблетированной формах.
Уже скоро наступит пора отпусков и жаждущие отдыха россияне будут осаждать турагентства с желанием поскорее покинуть надоевшую за год работу и бросить своё тело на горячий песочек под палящее солнце
Вовсе не обязательно принимать каждое рационализаторское предложение, но если не воскликнуть: "Отлично придумано!" - и не похлопать придумавшего по спине, он уже никогда ничего вам больше не предложит. Такого рода реакция показывает человеку - он что-то значит.
Пиа́р, Па́блик риле́йшнз, Свя́зи с обще́ственностью (англ. PR - сокращение от public relations - связи с общественностью) - комплекс мероприятий по продвижению человека,...
Класс психодиагностических методик, предназначенных для определения степени выраженности у индивида определенных личностных особенностей и представляющих собой списки вопросов, ответы на которые...