Прежде всего, необходимо оценить: соответствует ли картинка уровню умственного развития малыша. Если она окажется слишком легкой, ребенок быстро утратит к ней интерес, если же, наоборот, слишком сложной, у малыша может навсегда пропасть желание заниматься таким занятием. Но главное - снизится самооценка. Запомните, ребенок, играя дома в игру обязательно должен иметь успех!
Каждому возрасту - свой паззл!
Если вашему малышу от полутора до двух лет, то стандартные детские паззлы ему не подойдут, так как предназначены для более старшего возраста. Но это совсем не означает, что вам надо отказаться от этой игры. Вы можете сами сделать паззлы для малыша, соответствующие его возрасту. Ведь такие чудо-картинки очень полезны для развития мышления и познавательных способностей ребенка.
Для этого наклейте на толстый картон любую картинку, которая вам нравится, и разрежьте ее на четыре - шесть крупных кусков. Дети до двух лет больше реагируют на форму, поэтому лучше, если паззлы будут из поролона, так как неловким пальчикам малыша еще трудно справиться с картоном. Самое главное - показать ребенку соотношение целого и частей в картинке. Естественно, что в этом возрасте ему будет необходима ваша помощь, один он пока еще не справится.
В три года ребенку уже по силам паззлы, состоящие из восьми - десяти крупных фрагментов одинаковой формы. В этом возрасте ключом к разгадке паззла является не только форма деталей, но и само изображение, поэтому составная картинка желательна ярких, контрастных цветов. Поначалу изображение должно состоять только из одного предмета или персонажа. Это может быть бабочка, диван, зайчик, медведь и т. п. Постепенно усложняя задание, вводите паззлы с большим количеством деталей и изображенных объектов, более сложные сюжеты. Предлагать малышу новые паззлы следует с осторожностью. Дети любят повторять то, что они уже освоили и что у них хорошо получается, - это придает им уверенность в себе и своих силах. Пусть ребенок собирает одну и ту же картинку до тех пор, пока она ему не надоест и малыш не попросит новую. Вот тогда и заменяйте ее другой. Главное правило при игре в паззлы, как впрочем и при всех других играх, - это получать удовольствие и положительные эмоции. Никакого насилия! Никакого принуждения!
К пяти годам ребенок, имеющий опыт собирания составных картинок, под руководством родителей уже может играть в паззлы, состоящие из 100 фрагментов. Вот тогда и пригодятся фабричные паззлы. Будьте готовы, что в этом возрасте ваш ребенок уже предпочтет 'работать' в гордом одиночестве (при наличии предыдущего опыта!). Но и сейчас, и позже не упускайте возможности посидеть вместе с малышом над хитроумной головоломкой. Только не давайте ему советов, когда он об этом не просит (даже исходя из самых лучших побуждений), так как действуя подобным образом, вы отучаете ребенка самостоятельно думать и принимать решения. Пусть он в чем-то ошибется, но это будет его опыт, из которого обязательно извлечется урок.
Что дает игра в паззлы?
По мнению психологов, она способствует развитию:
образного и логического мышления, произвольного внимания, восприятия, в частности, различению отдельных элементов по цвету, форме, размеру и т. д.;
учит правильно воспринимать связь между частью и целым;
Реализация деятельностного подхода к анализу психологических феноменов. В качестве предмета анализа здесь рассматривается деятельность, поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и...