Кто они, лидеры российского предпринимательства? Каковы психологические преимущества, обеспечившие им лидирование в бизнесе? Зачастую обыватель связывает их успех в бизнесе с поддержкой покровителей, теневыми капиталами, удачей...
Многие из господствующих мифов сложно переплетаются с реальностью, разобраться в них можно, лишь отказавшись от массовых стереотипов и предприняв реальные шаги по исследованию этого российского феномена.
Первый шаг, который необходимо сделать для выяснения закономерностей становления новых элит в России: понять, кто составляет их лидирующий потенциал, - конкретных субъектов, их установки, мотивы, ценности, психологическиеособенности.
Бизнес-элита России, если ориентироваться на научную литературу, условно может быть подразделена на две большие подгруппы: тех, кто возглавил акционированные предприятия, переданные государством в руки директоров, и тех, кто сам сделал свой бизнес, так называемых частных предпринимателей. Те и другие играют существенную роль в экономической жизни России, но не имеют сложившегося позитивного образа собственной деятельности ни у представителей других групп, ни у широких слоев населения.
Противоречивость исходных оценок формируется как под влиянием ощущения угрозы от преуспевающих лиц, так и в результате нарушения внутреннего статусного порядка и привычной иерархии ценностей.
Механизм, с помощью которого бизнес-элита достигает своих лидирующих позиций в сложившейся экономической системе, не является однообразным для всех без исключения подгрупп. Однако утверждение, что он в большинстве своем обусловлен теневыми и спрятанными до поры до времени капиталами представляется нам неоправданным. Умение эффективно преобразовать социальный капитал в финансовый служит, на наш взгляд, одним из ключевых факторов достижения успеха в бизнесе.
Можно предположить, что ценностная структура бизнес-элиты построена по процессуальному принципу - достижение необходимой цели моментально "творит" новую цель, движение к которой является более предпочтительным, что субъективно воспринимается как "недостижение собственных целей".
Известным механизмом субъективного преуменьшения собственных достижений является присутствие внутри "образа удачливого конкурента". Мы не хотели бы утверждать определенно, что истоком или первопричиной "неугасаемого" присутствия образа успешного бизнесмена является такая черта, как "зависть", но серьезная конкурентность и "неуверенность в возможности завтрашнего опережения" являются ведущими факторами, обусловливающими самооценку человека, его позиции внутри профессионального сообщества.
Таким образом, феномен "максимизации целей" порождает, на наш взгляд, инверсионный образ собственных достижений, что позволяет поддерживать внутреннюю мотивацию деятельности на необходимом уровне. "Стоящего на месте обходят. Довольный собой потерян..."
Личностные особенности лидеров бизнеса России. Личностная структура бизнес-элиты имеет свои особенности, отличающие бизнесменов, например, от лидеров госпредприятий. Одна из таких особенностей - многовариантность личностной организации. Так, часто выделяемая способность "все начинать заново" и принимать непредсказуемые решения хорошо согласуется с выделенной психологической характеристикой.
Обращает на себя внимание также целостный тип организации личностных процессов у бизнесменов. Подобный тип личностной структуры обусловливает специфический характер работы личности с ситуациями реальности - он включает механизм не последовательной, а целостной оценки ситуации, за счет чего достигается особый внутренний динамизм. Складывается впечатление, что особая работоспособность бизнес-элиты обусловливается именно способностью включать одновременно различные личностные уровни, отвечающие, к примеру, за стратегические и оперативные программы поведения.
Целостная организация личностных процессов способствует равномерному развитию взаимоисключающих личностных способностей, например, способности к анализу и действию одновременно. Обращает на себя внимание тот факт, что некоторые бизнесмены осознают этот целостный тип организации психических процессов, указывая на полезность всех свойств, им присущих. Механизмом развития подобной личностной организации является, на наш взгляд, особый уровень мотивационной включенности и необходимость работы в условиях "повышенной неопределенности". Это способствует дополнительному вовлечению в психологическую работу тех личностных черт, которые в обычных условиях "законсервированы". Определенные личностные преимущества бизнес-элиты обеспечиваются за счет беспощадной эксплуатации мотивационных структур, что может со временем приводить к "мотивационному выгоранию", если деятельность не компенсируется адекватным образом.
Отличительной особенностью бизнес-элиты является понимание "хрупкости" внутренней мотивации, что формирует умение эффективно с ней работать. Именно этим обусловлен иногда немотивированный уход от тех или иных ситуаций и перепоручение отдельных задач партнерам по бизнесу.
Важной особенностью мотивационной структуры личности бизнесменов является не только высокий уровень мотивационной включенности, но и выраженности эффекта "самомотивации". Традиционно эта особенность характерна для лиц с высоким творческим потенциалом. Внутренние "энергетические батарейки" позволяют в меньшей степени зависеть от социальных удач и неудач, а включаться от мотивационного приказа самого субъекта. Мы столь подробно описываем мотивационные механизмы, потому что именно в них, на наш взгляд, личностные преимущества тех, кто достиг успеха в бизнесе.
Отличия в мотивационной структуре не единственные. Существенным образом отличается также процесс целеполагания.
Высокий уровень мотивационной включенности в совокупности с особым механизмом целеполагания обусловливают способность лидеров бизнеса первоначально создавать "опережающие реальности", а затем достигать их. Механизм, при котором бизнесмен сначала намечает "желаемую реальность" и лишь потом достигает ее практически, весьма интересен.
Важной характеристикой бизнес-элиты является стремление к "парадоксальности подхода". Конкурентность как основная среда жизни бизнес-элиты породила неосознанное стремление к "избеганию стереотипов", особую чувствительность к новизне информации и способу ее подачи. При разрешении ситуации, даже коммуникативной, бизнесмены ориентируются на поиск прежде всего нетривиальных решений.
"Страстность", с которой живет бизнес-элита внутри бизнеса, есть залог ее будущих успехов и будущих поражений.
Наконец, несколько замечаний по поводу индивидуалистических ориентаций бизнес-элиты. Наши наблюдения подтверждают, что лидеры российского бизнеса - яркие индивидуальности, склонные творчески подходить к решаемым проблемам, способные критически осмыслить расхожие концепции. Именно это, а не только индивидуализм в обычном понимании, составляет ядро яркой личностной сути этих людей.
В сложившейся ситуации следует признать большим историческим выигрышем России появление на арене экономической жизни общества именно таких социально-психологических типов. Как только лица с подобной ориентацией и согласием на эффективное сотрудничество составят большинство на политической арене - можно будет ожидать качественного прорыва России к новой реальности.
Многовариантность внутренней структуры бизнесменов рождает проблему психологического возраста. 25% опрошенных нами бизнесменов в возрасте до 35 лет отмечают эффект преувеличения своего психологического возраста над физическим. Бизнесмены после 35 лет отмечают отсутствие ощущения возраста вообще. "Мне часто приходится общаться с людьми старше меня, - говорит один из лидеров. - Поэтому порой мне кажется, что мне 30 лет, а как минимум 40-45". Подобное превышение психологического возраста над физическим в диапазоне 5-10 лет отмечают и другие бизнесмены. Перешагивание за границу 40-45 летнего возраста, наоборот, порождает "отрыв" от адекватного ощущения возраста.
Наши наблюдения над бизнес-элитой дают основания предполагать, что лидеры бизнеса отличаются высокой адекватностью самооценок и не демонстрируют эффекта их завышения. Они спокойно относятся к своим недостаткам, не пытаясь их нивелировать или интерпретировать особым образом. Психологическая защита бизнесменов не отличается ригидностью, хотя нарушить их личностное пространство достаточно сложно.
К числу личностных черт, обеспечивающих им эффективную деятельность, в бизнесе, по их собственным оценкам, могут быть отнесены следующие:
· способность быстро принимать неожиданные решения;
· устойчивость поведенческих и ценностных стратегий в различных ситуациях.
Часть бизнесменов (25%) считали, что их управлению фирмой мешает излишняя жесткость, другие, наоборот, придерживались позиции, что их ограничением является психологическая мягкость (35%).
Следует отметить достаточно "спокойное" отношение бизнесменов к своим недостаткам и отказ от техники насилия в их коррекции. Вообще, уровень самоценности у бизнесменов является достаточно высоким. Некоторые из них склонны настаивать на "полезности" всех своих качеств, утверждая, что именно они формируют уникальность образа и неожиданно обеспечивают победу. Такие черты, традиционно относящиеся к негативным, как амбициозность и эгоизм, по мнению одного из бизнесменов, помогли быстрому продвижению в бизнесе. Видимо, эту откровенную констатацию можно с большой долей уверенности распространить на всю бизнес-элиту в целом, учитывая то, что данные качества во многом необходимы для масштабной предпринимательской деятельности. Проявляются ли эти качества только в сфере бизнеса и только в объективно необходимой мере? Вряд ли. Признание полезности некоторых качеств, относимых обществом в основном к негативным, не может не насторожить.
"Компенсирующий" подход к своим личностным качествам и возможностям, отказ от "усиленного преобразования" себя способны затормозить развитие определенных личностных характеристик во временной перспективе и поэтому не всегда оптимальны. Но нельзя сказать, что эта тенденция безусловно доминирует. Там и тогда, где этого требуют интересы дела, наблюдается и "открытый" тип личностного поведения. При этом личностная энергия, затрачиваемая традиционно на психологическую защиту, как бы катализируется в область личностных изменений. Такой тип взаимодействия с собой формирует некоторый дополнительный личностный запас, позволяющий разрабатывать новые поведенческие стратегии. Однако именно такой личностный тип способен порождать проблемы при близком контакте
Способность индивида, характеризующаяся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По мнению П. Торренса, креативность...